Мы потеряем «Россию»?

Мы потеряем «Россию»?

№56 (30988) 10—13 июля 2020 года
7 полоса
Автор: Константин ЕЛИСЕЕВ.

Более века назад Транссиб связал центр России с самыми дальними её уголками, началось регулярное движение пассажирских поездов. В 1965 году уникальному поезду, формирования Московской железной дороги, было присвоено фирменное наименование «Россия». Это и правильно со всех точек зрения, ведь ещё с советских времён поезд идёт исключительно по территории Российской Федерации, пересекает семь часовых поясов, преодолевает 9298 км с запада на восток, проходя через несколько климатических поясов, пересекая великие реки России: Волгу-матушку, Амур-батюшку, не говоря уже о таких водных артериях, как Иртыш, Енисей, Селенга, а также об уникальном озере Байкал.

ТАК КТО ЖЕ автор имени «Россия»? Беседуя со старожилами-железнодорожниками, я так и не нашёл ответа на этот, казалось бы, простой вопрос, но все в один голос сказали, что в далёком 1965 году на Вагонном участке восточного направления Московской дороги среди трудового коллектива был объявлен конкурс на наименование формируемого фирменного поезда. Предлагали много интересных названий, от «Восточного экспресса» до «Океана», но остановились на предложении простой кладовщицы ремонтно-экипировочного депо, фамилия которой, к сожалению, канула в Лету…

Состав «Россия» за считанные месяцы стал визитной карточкой не только столичной магистрали и родного Вагонного участка восточного направления, но и всего могучего МПС СССР.

Многие хотели работать в поездной бригаде на этом фирменном поезде. Большинство шли в бригаду и работали на поезде «из-за тумана и запаха тайги». Мало случайных людей было среди них, да и как тут забалуешь, когда начальниками поезда, проводниками, поездными электромеханиками были заслуженные люди, среди которых Герой Советского Союза П.И. Корыстылёв, Герой Социалистического Труда А.М. Крюкова, фронтовики: И.С. Мамо, Б.Г. Долгий, В.И. Попель, М.С. Латухина, М.А. Баранов. Многие, помимо военных наград, заслуженно удостоены звания «Почётный железнодорожник».

К обслуживанию «России» все железнодорожники относились с настоящим трепетом, лучшие локомотивные бригады водили поезд по бескрайним просторам нашей страны. Самые опытные поездные диспетчеры следили за соблюдением графика движения, бригады путейцев всегда до и после прохождения поезда проверяли путь, чтобы избежать самой минимальной задержки транссибирского экспресса. Небольшое опоздание, задержка отправления поезда расценивались как ЧП всесоюзного масштаба.

Вот что вспоминает Владимир Николаевич Мышкин, залуженный юрист России, бывший прокурор Камчатского края, долгие годы возглавлявший Главное управление юстиции Приморского края, который, как и его отец, дед и прадед, начинал свою трудовую деятельность путейцем на ст. Сибирцево Дальневосточной железной дороги: «Мы, путейцы-железнодорожники, гордились тем, что нам выпала уникальная возможность готовить магистраль для пассажирского движения между западом и востоком нашей страны. Не могу сказать, что для «России» мы как-то «по-особенному» готовили путь, но тем не менее требовательность и ответственность — вот что нами двигало при работе на пути. В довольно молодом возрасте мне довелось вместе с отцом в плацкартном вагоне проехать на этом поезде до столицы. Признаюсь, до сих пор это одно из неизгладимых впечатлений моей жизни. Не знаю, как там дальше будет, однако до сих пор вынашиваю мысль повторить это путешествие, но уже с внуком, и показать ему Россию из окна этого легендарного поезда, а не из иллюминатора самолёта».

Держало марку и депо Вагонного участка восточного направления, расположенное вблизи станции Москва-3, что в пяти минутах езды от Ярославского вокзала. Сразу после окончания школы, будучи студентом-вечерником, мне довелось работать на этом предприятии с осени 1991 года по апрель 1998-го и приобрести в депо пять рабочих специальностей. Помню, как мои коллеги, лучшие специалисты электроцеха, цеха текущего ремонта, буквально бежали и делали всё, чтобы «двойка» (именно так поезд назвали в депо, поскольку из Москвы во Владивосток поезд следовал под №2, а из Владивостока в Москву — под №1) ушла с вокзала вовремя, без срыва графика. Экипировщики вагонов, кладовщики делали всё, чтобы поезд был заправлен водой, снабжён углём, выдавались лучшее постельное бельё, льняные занавески на окна, комплекты посуды с логотипом легендарного поезда и Московской железной дороги.

Но не только ремонтом и подготовкой вагонов был занят коллектив Вагонного участка восточного направления, наше предприятие являлось ещё и экспериментальной площадкой ВНИИЖТа, учёные которого, во взаимодействии с работниками депо, применяли новые технологии при эксплуатации пассажирских составов на дальних направлениях, испытывая их в сложных климатических условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ведь, помимо «России», на Вагонном участке формировались поезда на Архангельск, Воркуту и Лабытнанги, на станцию Лена, что на границе с БАМом, в Пекин и Улан-Батор. Лучшие вагоны поступали на участок из ГДР, чьи специалисты неоднократно приезжали в депо и помогали наладить эксплуатацию. В радиоцехе под руководством мастера Ю.А. Сорокина была опробована и запущена телефонная связь между вагонами поезда. Надёжно работала радиосвязь как с локомотивными бригадами, так и с линейными поездными диспетчерами.

Поезд стал ходить до Тихого океана, порой в 24 вагона, среди которых были два вагона-ресторана, почтовый и багажный вагоны, прицепные беспересадочные вагоны из Москвы до Благовещенска и Комсомольска-на-Амуре. В начале девяностых «двойка» ходила ежедневно, и порой рабочим депо приходилось устранять неполадки в пути. Были случаи, когда деповские рабочие уезжали с поездом и до Александрова, и до Ярославля.

Летом 1996 года главный поезд страны был окрашен в российский триколор (в семидесятые годы вагоны поезда были окрашены в красный цвет, а в первой половине девяностых — в зелёный), «Россия» стала ходить к Тихому океану через день. В двадцать первом веке маршрут поезда был несколько изменён, и по настоящее время он выходит на Транссиб через Владимир и Нижний Новгород.

С большим размахом были отмечены сороковой, сорок пятый и пятидесятый юбилеи главного поезда страны на всём маршруте следования. В полувековой юбилей его встречали с концертами, поездную бригаду чествовали школьники, студенты железнодорожных вузов и колледжей. Ветераны стальных магистралей с белой завистью провожали гордость Пассажирского вагонного депо Москва-Ярославское, правопреемника Вагонного участка восточного направления столичной магистрали.

Казалось бы, что ещё надо, пятьдесят лет в пути, можно только радоваться, что по стальным магистралям России колесит знаменитый поезд. Но радости для москвичей-железнодорожников в последнее время, похоже, не предвидится, не будет тех восторгов от поездки на главном поезде страны, которые мы помним в лирической комедии «Поезд идёт на восток». Серые будни, деградация пассажирских перевозок сыграли свою злую шутку. Ещё несколько лет назад многие интересующиеся железнодорожной тематикой могли увидеть на канале RT, вещающем на заграницу, увлекательный девятисерийный документальный фильм «Транссибирская одиссея» о «двойке», подготовленный журналистами Первого канала, но, к сожалению, так и не показанный на этом канале. Правда, в интернете фильм имеет многочисленные просмотры.

В последние годы этот поезд стал абсолютно безликим. Серые однотипные вагоны, к тому же не первой свежести, отсутствие брендированных «фишек»... Словом, фирменный поезд теперь абсолютно не соответствует своему статусу, следует до Владивостока из Москвы коротким составом, прицепляя по пути различные вагоны. Как бы в подтверждение того, что «Россия» ныне никак не тянет на статус фирменного поезда, чередуясь с ней, через день тем же расписанием ходит поезд №61/62. Его обслуживают те же московские составы и проводники, но он уже нефирменный.

Кроме того, есть ещё поезд №99/100, который формируется во Владивостоке и тоже является нефирменным. Он ходит каждый день другим расписанием и немного более длинным маршрутом. Если №1/2, №61/62 идут через Владимир и Нижний Новгород, то №99/100 следует через Ярославль и Кострому. От Кирова их маршруты совпадают и проходят по всему Транссибу. За счёт этой петли, в том числе по части неэлектрифицированной дороги, поезд №99/100 идёт почти на сутки дольше «России».

Происходит рокировка поездов с передачей бренда «Россия» Владивостоку с отменой фирменности. Скорее всего, фирменность вернут после окончательного обновления всех составов поезда №100 Владивосток — Москва Дальневосточной железной дороги, читай: будущей «России». Развитие ситуации с поездом вполне можно прогнозировать. Филиал формирования оставят за Дальним Востоком, ради экономии и оптимизации с июля люди потеряют в зарплате, всех проводников «добровольно» переведут с 4-го на 3-й разряд. Кто принимал решение об обновлении «сотки» вагонами-сцепами, предназначенными для обслуживания по формуле «один проводник на один вагон», на таком дальнем маршруте, остаётся загадкой.

Как будет работать один проводник при экстремальных условиях зимой: отморозить водозаправочные головки (расположены в разных концах вагонов), отбить ходовые, высадить-посадить по 30 человек в каждом плацкартном вагоне, а в двух совмещённых — вдвое больше. Много вопросов по самим вагонам, о том, как была согласована их эксплуатация: совмещённый душ-туалет в одном помещении (не изолированы друг от друга), бесконтрольное принятие душа всеми пассажирами провоцирует оставить вагон без воды, свободный неконтролируемый доступ любого к холодильнику, расположение сливной трубы вдоль кузова вагона (возможны замерзание, засор), отсутствие места для хранения чистого и использованного белья, отсутствие мест для нормального отдыха проводников. Наверное, как говорил Черномырдин, хотели как лучше (действительно ли хотели?), а получилось как всегда.

Просмотров: 1825

Другие статьи номера

Кто ответит за масочный дефицит?

Французское правосудие решит, кто виноват в недостатке медицинских масок в стране в начале эпидемии коронавируса и ещё большем их дефиците на пике распространения заболевания.

НА СТОЛ генерального прокурора легли девять жалоб. Теперь кассационному суду предстоит определиться, открывать ли дело против трёх министров — экс-премьера Эдуара Филиппа, а также бывшего и нынешнего глав минздрава Аньес Бузен и Оливье Верана — или нет. Если разбирательства не удастся избежать, то чиновникам могут инкриминировать бездействие перед лицом серьёзной угрозы безопасности людей. Санкции, предусмотренные данной статьёй обвинения, — тюремный срок до двух лет и штраф 30 тысяч евро.

В тылу врага
Хочу вернуть читателей к воспоминаниям Терентия Николаевича Данилова, с которых я начал рассказы о воинах-разведчиках бригады Горохова. Войну Данилов закончил в Берлине. В мае 1945 года расписался на рейхстаге: «Терентий Данилов — с берегов Амура».
Страх перед восставшими массами

Протесты в США подтвердили неприятие простыми американцами неолиберальной модели. Кроме того, они разоблачили истинные лица политических сил в Америке и на другом конце света.

Бунин, Трамп и Киселёв

Если бесстрастный анализ подменяется эмоциями и предвзято отобранными эпизодами, то об объективной картине событий говорить не приходится. Идейная слепота может поразить даже талантливых людей, поставивших во главу угла личные симпатии или стереотипы своего окружения. Именно это случилось с Иваном Буниным. Чутко и честно рассказывал он о нищете крестьян, вырождении «благородных» сословий, об их непонимании народной жизни. Но когда забитый народ вдруг решил стать хозяином своей судьбы, Бунин отступил на позиции обличаемых им элит.

Дело дошло до «расистской рыбы»
Недавним утром те, кто шёл по ул. Лангелиние в Копенгагене, увидели, что на одной из самых известных в Дании скульптур — «Русалочка» появилась надпись Racist Fish — «Расистская рыба». Однако, по мнению Ане Грум-Швенсен, ничего расистского в сказке «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена нет, пишет датская газета «Политикен».
В час пик в метро поможет сканер лица

В китайском городе Харбин (провинция Хэйлунцзян) внедрена система бесконтактной оплаты проезда в метро на основе сканера формы лица, не требующая ни банковской карты, ни смартфона, сообщает газета «Саус чайна морнинг пост».

РАЗРАБОТАНА эта система китайской компанией «Сенс тайм», которая специализируется на технологиях искусственного интеллекта, в сотрудничестве с транспортной компанией Zhiyuanhui.

Пульс планеты
ВАШИНГТОН — БРАЗИЛИА. США продолжают ставить коронавирусные антирекорды: число заразившихся COVID-19 там превысило три миллиона человек, что больше, чем во всей Азии или Европе. Второе место в мире по количеству инфицированных занимает Бразилия: там опасный вирус выявлен почти у 1,8 млн жителей. При этом президент Жаир Болсонару наложил вето на закон, обязывающий власти страны выделять усиленную помощь и гарантировать места в больницах для представителей коренных народов. Ещё раньше глава государства не позволил ввести обязательное ношение масок. Сам Болсонару тоже заразился, но утверждает, будто чувствует себя хорошо и регулярно принимает гидроксихлорохин — препарат, чья польза в лечении COVID-19 весьма сомнительна.
Маски скинут, проблемы останутся
Медицинские маски и одноразовые перчатки, дефицит которых наблюдался в некоторых странах в первые недели пандемии COVID-19, со временем в избытке появились везде и даже превратились в традиционный повседневный аксессуар на фоне продолжающейся борьбы с коронавирусом.
В Нигерии поддержат предприятия

Власти Нигерии приняли решение о выделении 6 млрд долларов для поддержки предприятий, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса, информирует телерадиокомпания Би-Би-Си со ссылкой на заявление правительства страны.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ о внедрении данной программы выдвинул специальный комитет во главе с вице-президентом Нигерии Йеми Осинбаджо, затем она была одобрена правительством в ходе заседания онлайн.

Истинная цена «незалежности»

Не так давно в Киеве впервые за несколько лет решили озаботиться развитием своей промышленности, но тут же из Европы последовал резкий окрик.

ЭТО ПРОИЗОШЛО после того, как правительство Украины обнародовало законопроект, согласно которому в публичных закупках 15—30% должна составлять местная продукция. Кроме того, были обнародованы планы внесения поправок в закон «О закупках» для поддержки отечественного машиностроения. Действительно, потребность в таких мерах давно назрела, поскольку страна уже шесть лет наносит ущерб своей промышленности, став рынком сбыта для иностранных компаний.

Есть только одна альтернатива: социализм или варварство
Почему Федеративная Республика Германия является оплотом антикоммунизма и русофобии? Актуален ли сегодня Ленин? Об этом и многом другом в интервью Андрея ДУЛЬЦЕВА с председателем Германской коммунистической партии (ГКП) Патриком КЁБЕЛЕ.
Все статьи номера