Со всей ответственностью заявляю, что многие приказы наших министерств имеют все признаки захватывающего детектива. Читаешь и увлекаешься с первых же строк. Правда, сначала можешь ничего не понять, но это ведь только начало. Читаешь дальше и тоже ничего не понимаешь, но уже становится интересно, чем же всё это кончится.
Самое интересное в конце, когда многого не понял, но приказ, как хороший детектив, хочется прочитать снова. Нужно ведь всё понять. Иначе не только от среднего образования отказаться надо, если такой недотёпа, но и от всяких других. Так что я приказ, подписанный временно исполнявшей обязанности министра здравоохранения РФ Н.А. Хоровой от 20 декабря прошлого года, буду читать до тех пор, пока не разберусь, что к чему.
ТРУДНОСТИ у меня лично возникли с первых строк. Приказ вносит изменения в Порядок (это документ такой) оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия». Порядок этот был установлен приказом трёхлетней давности, но я об этой гериатрии — ни сном ни духом. С помощью Википедии узнал, что специалисты указанного профиля занимаются изучением, профилактикой и лечением болезней старческого возраста. Но ни одной таблички «Гериатор» или что-нибудь похожее в местных поликлиниках не встречал.
Звоню приятелю, подполковнику медицинской службы в отставке, а теперь участковому врачу Юрию Британу, чтобы просветил.
— Да, есть в Самаре такие врачи, — поясняет Юрий Петрович. — В районе Хлебной площади работает даже специальная поликлиника.
Ну что ж, кругозор расширил, продолжаю читать приказ. Далее утверждается, что возраст пожилых граждан — от 60 до 74 лет. Старческий — от 75 и выше. Я отношусь к пожилым, с чем совершенно согласен. Но если пройтись ещё ниже по тексту, то в некоем приложении г-жа Хорова приказала внести изменение. Вместо пожилых и старцев со дня издания приказа у нас теперь будет только одна категория граждан — семьдесят лет и старше. Куда делись, в какую категорию влились те, кому шестьдесят с хвостиком, не понятно. Допустим, мне около семидесяти. Ясно, что не молодой, но ведь теперь и не пожилой. До этого высокого уровня ещё дожить надо. Получается, я гражданин средних лет, что весьма сомнительно. А мужчины у нас в стране, если верить сочинителям приказа, очень часто умирают именно в таком вроде бы ещё цветущем возрасте. Здесь возникает уже не медицинский, а политический аспект. Что же это у нас за страна такая? До чего ж довели народ теперешние правители?
Не успел я ответить на эти вопросы, а в приказе новый поворот. В поправках к пункту 9.1 читаю, что они касаются «пожилого и старческого возраста». Ведь только что нам приказали считать, что нет у нас ни того, ни другого. А вот опять про те же возраста. Такого ни в одном детективе не найдёшь. Там если угробили кого-то, то насовсем. А здесь целую категорию граждан от 60 до 70 лет исключили из пожилого возраста, куда-то дели, а потом она опять появляется в приказе. Чем сие объяснить, не знаю. Пусть поразмыслит на этот счёт госпожа Хорова, теперешний замминистра. Или новый министр Михаил Мурашко. А я пока буду читать приказ дальше.
А дальше ещё загадочнее. Через весь текст проходит повелительное: «…Слова «в том числе высокотехнологичной» заменить словами «за исключением высокотехнологичной». Прошу извинить за нагромождение кавычек и слов, но ведь никуда не денешься — цитата. Лично я её понимаю самым негативным образом, хотя могу ошибаться. Приказ исключил все формы высокотехнологичной помощи гражданам преклонного возраста. Моё предположение подтвердил знакомый доктор, который успел провести у своей пожилой родительницы шунтирование сосудов сердца до издания приказа минздрава. Понятно, что процедура эта высокотехнологичная. Оказывается, теперь за неё придётся платить бешеные деньги. А как же понимать вот такие замечательные строчки в самом начале приложения к приказу:
«Медицинская помощь по профилю «гериатрия» представляет собой систему мер по оказанию медицинской помощи пациентам... при наличии старческой астении с целью сохранения и восстановления их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности…»
Что эта за «система мер» и на кой ляд нам эта гериатрия, если в критических ситуациях жизнь будет зависеть от собственного кармана, в котором у большинства стариков, кроме жалкой пенсии, ничего нет.
— Чиновники минздрава страны в очередной раз набором высокопарных слов маскируют сокращение для населения современных качественных услуг и расходов на них — этими словами раскрывает суть приказа первый секретарь Самарского обкома КПРФ, член комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике губернской Думы Алексей Лескин. — А в Самаре к тому же чиновники решили в целях экономии средств передать «скорую помощь» в частные руки. Мы ответим в ближайшие дни на эти и другие происки власти массовым митингом протеста.
Расходы на здравоохранение из года в год в большинстве регионов если и растут, то мизерными темпами. А то и вообще топчутся на месте, но содержание медучреждений становится всё дороже за счёт роста цен на инструменты и различную аппаратуру, электроэнергию, воду и тепло. Естественно, денег не хватает. Экономят прежде всего на дорогих высокотехнологичных услугах, на «скорой помощи» и на самой беззащитной части населения — стариках.
Вот такая картинка с помощью товарищей и после неоднократного прочтения открылась мне в том приказе. Вряд ли в каком детективе найдёшь столь масштабное запудривание мозгов, ведь вокруг пальца высокопарными словами пытаются обвести миллионы граждан преклонного возраста. Приказы, к сочинению которых уже приступил обновлённый кабинет министров во главе с таким же новым премьером, надо нам читать очень внимательно — до полного понимания их антинародной сути. Ничего хорошего для себя мы, конечно, не вычитаем, но вопросы к этим господам наверняка возникнут. Вот пусть и отвечают на них. Ведь ничего другого от этих граждан ждать не приходится, как не дождались и от их предшественников.
А польза от прочтения будет в том, что подготовимся к отпору каждой кузькиной матери, которую нам ещё не раз покажут в замаскированном виде как благодеяние в министерских и прочих приказах.
Александр ПЕТРОВ,
соб. корр. «Правды».
г. Самара.