Малая авиация в штопоре

Малая авиация в штопоре

№18 (31078) 19—24 февраля 2021 года
3 полоса
Автор: Татьяна ОФИЦЕРОВА.

«Развитие авиации, в том числе и малой, — вопрос исторического выживания России» — этот тезис, высказанный лидером КПРФ Геннадием

ЗЮГАНОВЫМ в начале заседания «круглого стола», прошедшего 10 февраля в Госдуме по инициативе фракции КПРФ, стал стержнем обсуждения проблемы возрождения воздушных перевозок на лёгких самолётах. Участники заседания — депутаты, члены правительства, представители различных ассоциаций, пилоты и др. — профессионально обсудили перспективы малой авиации.

«КРУГЛЫЙ СТОЛ» явился продолжением той огромной работы, которую многие годы проводит КПРФ по спасению воздушного флота, доведённого пришедшими к власти рыночниками практически до полного истребления. Руководитель фракции КПРФ в Государственной думе, Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов лично объездил все авиационные заводы СССР, поэтому не понаслышке знает, что было и что стало с отечественным самолётостроением. В Советской стране 15 авиационных заводов производили в год 1,5 тысячи летательных аппаратов, из них почти 17 тысяч лёгких судов, сообщил лидер КПРФ собравшимся. Каждый третий в мире пассажир летал на наших самолётах Ил и Ту, в любой райцентр мог быстро доставить знаменитый Ан (этот самолёт, обрабатывавший поля, ещё называли «кукурузником»). Воздушные трассы пролегали в самые отдалённые уголки нашей страны, связывая воедино огромные просторы. «Это позволяло всем регионам гармонично развиваться», — подчеркнул Геннадий Андреевич.

«Сейчас, куда бы ни приехали, в любой аэропорт, девять самолётов из десяти — иностранные, — с горечью заметил Г. Зюганов. — От 14,5 тысячи аэропортов осталось только 240. Малая и средняя авиация уничтожена почти до основания. Любая наша попытка создать необходимые условия для её развития натыкалась на противодействие, прежде всего чиновников, имевших, видимо, большую мзду от зарубежных контрактов».

В последнее время, считает Г. Зюганов, ситуация меняется. Усилия КПРФ поддерживает президент страны. Хотя, конечно, уровень бюджетного финансирования не позволяет пока строить смелые планы относительно будущего нашей авиации. Геннадий Андреевич призвал участников «круглого стола» к конструктивной работе для выработки рекомендаций, которые он намеревался передать президенту в ходе встречи главы государства с лидерами думских фракций.

Выступавшие всесторонне обсудили, что сегодня мешает развитию малой авиации. Нарекания вызывают и федеральные авиационные правила, содержащие требования к авиаперевозчикам, к организациям техобслуживания, к воздушным судам, и отсутствие типовых программ для учебных центров.

Член фракции КПРФ Вера Ганзя, будучи депутатом от Новосибирской и Томской областей, не первый год бьётся за возрождение малой авиации, от которой зависит жизнь людей в многочисленных деревушках и посёлках этих таёжных регионов, протянувшихся на сотни километров. Именно стараниями В. Ганзя и был созван этот «круглый стол», чтобы совместными усилиями расчистить заброшенные небесные пути-дороги.

«В 1998 году в действие был введён разрешительный порядок на коммерческие воздушные перевозки, который как раз и положил им конец», — рассказала Вера Анатольевна, намекнув, откуда растут ноги у проблемы. Депутат пояснила, чем отличается авиация общего назначения от коммерческих воздушных перевозок. Первая распространяется на личные самолёты и другие летательные аппараты, которые не осуществляют перевозку пассажиров. Пассажирский воздушный транспорт попадает под определение «коммерческого». Именно на него уповают жители труднодоступных мест, зачастую отрезанных от Большой земли.

Поблагодарив представителей различных министерств, откликнувшихся на приглашение, Вера Ганзя с сожалением заметила, что от Федерального агентства воздушного транспорта, на которое замыкаются многие вопросы, на встрече никто не присутствует. «Нам нужно жёстко спросить с этого ведомства: почему такое странное отношение к тем проблемам, за которые оно должно отвечать», — заявила депутат.

Сергей Гаврилов, депутат от Воронежской и Белгородской областей, — ещё один ревностный защитник отечественного самолётостроения. «Советская авиация занимала до 40 процентов мирового рынка, — заметил парламентарий. — Сегодня новое поколение руководителей авиационных предприятий в это верит с трудом: они отвыкли от больших задач, от системной поддержки государства». Для развития малой авиации первостепенное значение имеет создание учебных центров для пилотов. Если в США насчитывается четыре тысячи таких центров, то в России их в тысячу раз меньше — всего четыре. И это, безусловно, порождает дефицит кадров и становится тормозом для конструкторской мысли. Барьер для сертификации лётных судов, отсутствие станций техобслуживания, недостаточность серьёзных инвестиций в модернизацию отрасли, бесконечные реформаторские рывки, которые не дают авиации планомерно развиваться, — всё это переплетается в тугой клубок проблем.

Представители всевозможных ассоциаций, так или иначе связанных с малой авиацией, отмечали необходимость создания конкурентной среды, устранения избыточности регламентирования деятельности малой авиации, более продуманного подхода к вопросам налогового и таможенного регулирования.

Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, подводя черту под обсуждением, заметил, что многие проблемы, о которых говорили выступавшие, заключаются в навязанной нашей стране неправильной системе управления. В Советском Союзе Министерство гражданской авиации имело около 20 прикладных институтов, оно занималось и подготовкой кадров, и строительством новых посадочных площадок, и организацией ремобслуживания самолётов. «Реформы» всю эту хорошо отлаженную систему ввели в штопор, из которого российская авиация не может выйти до сих пор.

Просмотров: 2149

Другие статьи номера

Он из последних очевидцев краснодонских событий
В феврале 1943 года, то есть 78 лет назад, Красная Армия освободила от фашистов донбасский городок Краснодон. Это была радость со слезами на глазах. Плач стоял над Краснодоном, когда из шахтного шурфа подняли тела казнённых участников «Молодой гвардии». Она была первой подпольной антифашистской организацией, о которой советские люди узнали ещё во время войны.
Вознесение предателя к высшему руководству
Беседа политического обозревателя «Правды» В.С. Кожемяко с профессором В.Я. Гросулом «Когда Горбачёв стал предателем?», опубликованная в №1 «Правды» за этот год, побудила меня к написанию данной статьи. Но сама тема, поднятая в беседе, давно разрабатывается мной в ряде книг.
Топор войны над Азией
Переворот в Мьянме ставит вопрос об участии внешних сил. На это указывают растущее соперничество в Юго-Восточной Азии и объявленная новой администрацией США преемственность курса в отношении Китая.
Использованным маскам нашли применение
«Австралийские эксперты, предлагая решение экологической проблемы отходов средств индивидуальной защиты (СИЗ) и мусора, разработали способ переработки использованных масок для лица в материалы для строительства дорог», — пишет британская газета «Дейли мейл».
Сохранить ключевые экосистемы

В Китае недавно обнародован план по охране и восстановлению ключевых экосистем на период 2021—2035 годов.

В ПЛАНЕ, совместно представленном Государственным комитетом по делам развития и реформ и министерством природных ресурсов, намечены 9 крупных проектов и 47 основных задач по усилению экологической безопасности и охране биологического разнообразия.

Так Фолкленды или Мальвины?

Брекзит даёт Аргентине шанс вновь поднять вопрос о принадлежности спорных островов

СОГЛАШЕНИЕ о торговле между Евросоюзом и вышедшей из него Великобританией, с огромным трудом всё же достигнутое под занавес 2020 года, тем не менее оставило нерешённым целый ряд вопросов.
ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
МАДРИД. Несколько десятков человек задержаны в разных городах Испании в ходе акций протеста против ареста рэпера Пабло Хаселя, осуждённого на девять месяцев за восхваление терроризма и оскорбление испанской короны в его песнях и публикациях в «Твиттере». Арест рэпера всколыхнул общественность и обострил полемику о свободе слова в Испании.
СООБЩАЕТ БЕЛТА

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны состоялось открытие временной экспозиции «Художник и время», приуроченной к 90-летию со дня рождения народного художника республики, лауреата Государственной премии Георгия Поплавского. Он стал одним из первых мастеров кисти, обозначивших новое направление в искусстве Белоруссии — так называемый суровый стиль.

«Объединяйся и бастуй!»
Железные дороги, проложенные в УССР, по совокупной длине путей занимают 6-е место в Европе и 12-е — в мире. На 30-м году буржуазно-националистической «независимости» износ подвижного состава Акционерного общества «Укрзализныця» достиг 95%.
Фарс на крови
В четверг, 18 февраля, отмечалась очередная годовщина расстрела участников Майдана. Мемориальные мероприятия провели чиновники, депутаты, общественные активисты, состоялось возложение цветов с зажжением лампадок к Памятному кресту на Аллее Героев Небесной сотни.
Все статьи номера