Гражданская авиация идёт на посадку

Гражданская авиация идёт на посадку

№130 (30917) 22—25 ноября 2019 года
2 полоса
Автор: Надежда ВЕСЕЛОВА.

«Гражданская авиация страны стремительно идёт на посадку» — с такими словами обратилась инициативная группа независимых профсоюзов к депутату Госдумы от КПРФ Валерию Рашкину. Условия труда в российской авиации стремительно ухудшаются. Всё это, конечно, не может не влиять на безопасность полётов. 20 ноября в Государственной думе по инициативе фракции КПРФ прошёл «круглый стол», на котором обсуждались проблемы этой отрасли.

В СВОЁМ приветственном слове Валерий Рашкин отметил, что российские авиаперевозки пали смертью храбрых. «Мы уже недосчитались «Когалымавиа», «Трансаэро» и «Вим-авиа». А в действующих компаниях за внешним благополучием развиваются патогенные процессы, — отметил он. — Нарушение режима труда и отдыха, игнорирование прав и свобод (в том числе права на объединение в профсоюзы), преследование профсоюзных лидеров — это не только позор, но и преступление. Все эти проблемы отражаются как минимум на качестве обслуживания пассажиров, а как максимум — на их безопасности. Пример тому — катастрофа 5 мая 2019 года с «Суперджетом».

Подробно рассказала о положении дел во флагмане российской гражданской авиации, «Аэрофлоте», Илона Борисова, президент Шереметьевского профсоюза бортпроводников ПАО «Аэрофлот». Правда, начать своё выступление ей пришлось с неприятной новости о другой авиакомпании. Скоро может обанкротиться компания «ИрАэро». «Задолженность по зарплате составляет 3 месяца, — рассказала она. — Три экипажа застряли в Китае без возможности вернуться домой. Самолёты арестованы. Вероятность разорения компании очень высока». Особенно поразило Борисову то, что официальная зарплата бортпроводников в этой компании — всего 25 тыс. рублей.

Впрочем, средняя зарплата бортпроводников «Аэрофлота» тоже невысока: 45—55 тыс. рублей в месяц. При этом, по словам Борисовой, менеджмент компании постоянно выискивает любые поводы, чтобы предъявить взыскание. И одной из главных причин для придирок является членство в профсоюзе, который возглавляет Илона Борисова. В отличие от официального ручного профсоюза «Аэрофлота» Шереметьевский профсоюз бортпроводников не желает мириться с происходящим в компании.

Ещё одна причина — некое «несоответствие образу бортпроводника». По словам Борисовой, под преследование по этой причине попали около 600 женщин. «Их укоряли некрасивостью лица, предпенсионным возрастом, излишней полнотой, — сообщила она. — Некоторым сотрудницам настоятельно предлагали сделать пластические операции». В 2017 году это вылилось в судебный процесс, который завершился победой бортпроводниц Евгении Магуриной и Ирины Иерусалимской.

Ещё одна большая проблема — отдых. У бортпроводников «Аэрофлота» он должен в 2 раза превышать время работы. Однако простые математические расчёты показывают, что этого недостаточно. «Офисные работники заканчивают работать в 18 часов и начинают в 9, — рассказала Илона Борисова, — в то время как бортпроводники начинают и заканчивают работать в разное время, каждая вторая ночь — бессонная, а время отдыха на коротких и суперкоротких рейсах намного короче. Еженедельный отдых бортпроводников — 42 часа, в то время как у офисных работников — 64 часа».

Кроме того, короткие и суперкороткие рейсы не позволяют налетать установленную работодателем норму, что значительно снижает зарплату. А сама система начисления оплаты такова, что разобраться в ней без бухгалтерских навыков практически невозможно. В результате получается, что работники, выполняющие один и тот же объём работы и имеющие одинаковую квалификацию, получают очень разные деньги. Премии также начисляются в очень разном объёме без всяких объяснений. В свободном доступе положение о начислении заработной платы отсутствует.

Не очень интересуются в «Аэрофлоте» и здоровьем своих сотрудников. Илона Борисова сообщила, что в медицинском центре компании огромные очереди, услуги сокращаются, число специалистов уменьшается. Зато собственная репутация «Аэрофлот», конечно, очень волнует. Сотрудникам запрещено всякое общение с прессой. Компания проводит регулярный мониторинг СМИ, чтобы найти тех, кто посмел негативно высказаться о работодателе. Ну а далее — по отработанной схеме: придирки по мелочам, перевод на короткие и сверхкороткие рейсы, лишение премий.

Проблемы с медициной во всей авиационной отрасли подтвердил президент профсоюза лётного состава России Мирослав Бойчук. Он считает, что российская авиационная медицина очень отстала от международных норм. «Подготовка пилотов — дело очень дорогое, это штучные специалисты, — отметил он. — В результате их отстраняют от полётов в нашей стране, а они затем уезжают за границу и продолжают летать там». При этом президент Шереметьевского профсоюза лётного состава Игорь Дельдюжов заявил, что в стране и так дефицит лётного состава. Вызвано это недостаточным финансированием лётных училищ. «Дипломы-то по окончании получают все, а пилотские свидетельства — только те, кто успел отлетать положенное число часов», — рассказал он.

Подтвердила эту ситуацию депутат Госдумы от КПРФ Вера Ганзя. В Омском лётно-техническом колледже гражданской авиации — единственном в России колледже, готовящем пилотов вертолётов, уже 2 года не выпускали курсантов по одной простой причине: им не на чем учиться. Почти половина учебных вертолётов просто не работает. В данный момент Вера Ганзя занимается этой проблемой.

Игорь Дельдюжов подчеркнул, что в целом пилоты и бортпроводники в России отдыхают в год на 50—70 дней меньше, чем их зарубежные коллеги. «Согласно действующему законодательству, у пилотов не должно быть больше 36 часов рабочего времени в неделю. Но я видел графики, где 55 часов только полётного времени. А полётное — это только часть рабочего!»

Не мудрено, что почти в 30% авиакатастроф сопутствующим фактором определена усталость.

Член президиума Шереметьевского профсоюза бортпроводников ПАО «Аэрофлот» Ирина Щербакова рассказала, что условия труда продолжают ухудшаться. «Коллективный договор был принят в 2005 году, сейчас на дворе — 2019-й. Произошли изменения в трудовом законодательстве страны, и договор требует изменений. При этом основные положения находятся не в самом договоре, а в дополнительных соглашениях, и вот они-то постоянно меняются в худшую сторону».

Юрист Сергей Саурин, защищавший бортпроводниц в суде в 2017 году, считает, что необходимо утвердить стандарт работы бортпроводников и не позволять авиакомпании расширять их обязанности. Сейчас же работники вынуждены удовлетворять все требования, которые заявляют авиакомпании, хотя должны лишь обеспечивать безопасность полёта и обслуживать пассажиров на борту.

Заместитель председателя первичной профсоюзной организации работников наземных служб аэропорта Пулково Владимир Макаров поделился тонкостями работы спасательных служб аэропортов. «Самолёт горит 3 минуты. Через 3 минуты спасать будет уже некого. А между тем к нам не относятся все те льготы, которые относятся к сотрудникам МЧС. Мы не выходим раньше на пенсию. Кто из вас хочет, чтобы вас спасал 64-летний спасатель? Думаю, нет таких. При этом класс вредности и опасности труда у нас второй. То есть у нас могут работать беременные женщины и инвалиды-колясочники. Вы хотите, чтобы вас инвалид из самолёта вытаскивал? Я думаю, нет».

По итогам «круглого стола» его участники внесли свои предложения в итоговую резолюцию. Часть из них касается авиакомпаний-банкротов и ужесточения контроля за подобными случаями. Среди остальных — серия рекомендаций о борьбе с дискриминацией, а также прямой запрет на увольнение или иное ухудшение положения работника в связи с его попытками защитить свои права. Работники авиационной отрасли призвали обеспечить им безопасные условия труда и нормальный отдых. Кроме того, они просят правительство России вмешаться в ситуацию и принять все необходимые меры для национализации авиакомпании «Аэрофлот».

Просмотров: 470

Другие статьи номера

«Русская гармонь на Байкале»
Первый фестиваль «Русская гармонь на Байкале» состоялся при поддержке депутата Государственной думы от Иркутской области (фракция КПРФ) Алексея Пономарёва и губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Главной целью многомесячного тура являлась пропаганда народного музыкального и песенного творчества, искусства игры на гармони, баяне, аккордеоне и других народных инструментах, поиск и поддержка талантливых самобытных певцов и музыкантов из простого народа, проведение творческих встреч с гармонистами, частушечниками и прочими «народниками».
О героях и капитулянтах
В ноябре в Швейцарии торжественно отметили 145-летие со дня рождения одного из национальных героев страны — генерала Анри Гизана. Он вошёл в историю благодаря тому, что сумел сплотить нацию для сопротивления германскому фашизму и создать в Альпах к началу Второй мировой войны «круговой» укреплённый горный район из более чем 20 тысяч бункеров и других объектов обороны под названием «Национальный редут», который гитлеровцы так и не решились штурмовать в рамках ранее спланированной операции по захвату Швейцарии «Танненбаум». Не пытались нападать на швейцарцев после этого и союзники Германии — Италия и Австрия. В итоге Вторая мировая война обошла Швейцарию стороной, а генерал Анри Гизан стал единственным в её современной истории военным, ставшим на-циональным героем страны.
Кончаловский послал привет Тарковскому
На премьере российско-итальянского фильма Андрея Кончаловского «Грех», прошедшей на днях в столичном «Октябре», аншлага не было, зал был полупуст, и это не странно. Дело в том, что нынешний кинопрокат, как и телевидение, успешно отучают российского зрителя от настоящего кино, подсовывая ему в лучшем случае в качестве довеска к попкорну развлекательные безделушки и примитивные боевики, а в худшем — псевдоисторические поделки, приправленные ярой антисоветчиной.
«Везувий зев открыл...»
Настал всё-таки день, когда болезнь отступила. Едва доктора позволили Брюллову вставать с постели, он сел в глубокое вольтеровское кресло, стоявшее в спальне против трюмо, и потребовал мольберт, картон, палитру, кисти. Всего два часа понадобилось ему на работу над автопортретом. И вот перед нами лицо человека, изведавшего в своей не очень долгой жизни радость невиданных творческих взлётов и горечь неудач, пьянящую славу и мучительные разочарования, хвалу восторженных почитателей и душевное одиночество. Жизнь близится к концу, и художник, скорбно глядя на нас широко открытыми, чуть удивлёнными глазами, как бы вопрошает: неужели всё это было на самом деле — солнечная Италия, курящаяся сизым дымком вершина Везувия, раскрытые археологами улочки древней Помпеи, долгий лихорадочный труд, стоя перед огромным полотном, когда он, обессилев, буквально падал уже глубокой ночью на стоявшую здесь же, в мастерской, узкую кушетку?
Марево фашизма над Пиренеями
Испания в тупике. Ни один из лагерей на парламентских выборах не добился большинства, а исчезновение левой альтернативы способствует распространению ультраправых идей. Схожие тенденции наблюдаются в Португалии, где в парламент прошла профашистская партия.
Алкогольный рейтинг
ЭКСПЕРТЫ ВЫЯСНИЛИ, в какой стране больше всего потребляют алкоголя. Так, согласно ноябрьской публикации Организации экономического развития и сотрудничества, информирует агентство «Регнум», самой «пьющей» в мире названа Литва. Жители этой прибалтийской республики в среднем выпивают 12,3 литра спиртных напитков в год. Второе место заняла Австрия, граждане которой ежегодно потребляют 11,8 литра алкоголя. Замыкает тройку лидеров Франция с 11,7 литра на душу населения.
Птицы гибнут от шариков
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ особенно опасны для морских птиц и животных. К этому выводу пришли австралийские учёные из Института морских и антарктических исследований Тасманского университета, обнаружившие, что мягкий пластик увеличивает риск смерти пернатых.
440 пар туфель — 440 убийств
СТЕНУ высотного здания в центре Стамбула украсили 440 пар дамских туфель. Эта необычная инсталляция — не очередной бред неудачливого представителя уличного искусства или попытка выпендриться, а арт-проект турецкого художника и дизайнера Вахита Туна, который своим творчеством пытается привлечь внимание общественности к росту насилия в отношении женщин.
Социальный взрыв неизбежен
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ секретарь колумбийской левой политической партии «Патриотический союз» Габриэль Бесерра  заявил, что, если правительство «настаивает на введении новой волны неолиберальных реформ, нацеленных против интересов рабочих, в стране неизбежен социальный взрыв».
Пульс планеты
БАГДАД. В Ираке продолжаются массовые антиправительственные акции против ухудшения условий жизни, роста безработицы и коррупции в органах власти. Протестующие с помощью бетонных блоков и старой мебели заблокировали все три моста в иракской столице, проходящие через реку Тигр и соединяющие «зелёную зону», квартал с правительственными учреждениями и иностранными посольствами, с остальными районами Багдада. Кроме того, на днях демонстранты «отвоевали» у сил безопасности мост Аль-Ахрар, соорудив на нём баррикады из мусорных контейнеров.
Все статьи номера