«Везувий зев открыл...»

«Везувий зев открыл...»

№130 (30917) 22—25 ноября 2019 года
6 полоса
Автор: Николай МУСИЕНКО.

Настал всё-таки день, когда болезнь отступила. Едва доктора позволили Брюллову вставать с постели, он сел в глубокое вольтеровское кресло, стоявшее в спальне против трюмо, и потребовал мольберт, картон, палитру, кисти. Всего два часа понадобилось ему на работу над автопортретом. И вот перед нами лицо человека, изведавшего в своей не очень долгой жизни радость невиданных творческих взлётов и горечь неудач, пьянящую славу и мучительные разочарования, хвалу восторженных почитателей и душевное одиночество. Жизнь близится к концу, и художник, скорбно глядя на нас широко открытыми, чуть удивлёнными глазами, как бы вопрошает: неужели всё это было на самом деле — солнечная Италия, курящаяся сизым дымком вершина Везувия, раскрытые археологами улочки древней Помпеи, долгий лихорадочный труд, стоя перед огромным полотном, когда он, обессилев, буквально падал уже глубокой ночью на стоявшую здесь же, в мастерской, узкую кушетку?

...В НЕАПОЛЬ Карл, отправленный в Италию Обществом поощрения художников для изучения классического искусства и совершенствования живописного мастерства, тогда опоздал. Сорвавшийся из Рима после письма брата Александра, сообщившего о пробуждении Везувия («Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его огромного жерла»), молодой художник ничего подобного не узрел. «Лишь Брюллов явился ко мне, то как на смех, стихший вулкан перестал вовсе куриться, и он, пробыв дня четыре, возвратился в Рим», — рассказывал живший тогда в Неаполе пейзажист Сильвестр Щедрин. Но Карл всё же не потерял времени даром. За четыре дня пребывания в городе, раскинувшемся по берегу морского залива у подножия Везувия, он исходил все закоулки раскопанной недавно Помпеи, видел сохранившиеся колеи от колесниц на каменной мостовой, надписи красной краской на стенах, возвещавшие о предстоящих боях гладиаторов, круглые пятна от чаш с вином на столах в освобождённом от вулканического пепла кабачке, окаменевшие очертания тел погибших жителей на мозаичном полу терм... И в какой-то миг жуткая сцена гибели древнего города нарисовалась в его воображении, будто увиденная наяву.

Когда Брюллов после поездки в Помпею делает первый эскиз будущей картины, руки его ещё помнят прикосновения к стенам помпейских домов, шершавым от накипевшей лавы, в глазах ещё стоят руины великолепных храмов, амфитеатра, гробниц, сердце ещё чувствует боль от взгляда в неаполитанском музее на украшения, шкатулки, кувшины и другие предметы, которыми любовались, которыми пользовались погибшие горожане.

Но только этих впечатлений всё-таки было мало для живописца. В поисках подробностей он обращается к письмам древнеримского историка и писателя Плиния Младшего, в 79 году новой эры оказавшегося очевидцем катастрофы: «Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись... Огромное количество людей теснило нас и толкало вперёд... В чёрной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии... Тогда моя мать стала умолять, убеждать, наконец, приказывать, чтобы я как-нибудь бежал: юноше это удастся; она, отягощённая годами и болезнями, спокойно умрёт, в сознании, что не оказалась для меня причиной смерти».

А вот ещё отрывок из Плиния, послуживший Брюллову основой композиции будущей картины: «Мужчины, женщины и дети оглашали воздух воплями безнадёжности и жалобами, причём кто звал отца, кто сына, кто отыскивал затерявшуюся жену; тот оплакивал собственное несчастье, другой трепетал за друзей и родных; нашлись люди, призывавшие на помощь смерть из опасения умереть в мучениях! Некоторые громко кощунствовали, утверждая, что богов уже нет нигде, что настала последняя ночь для Вселенной!»

Именно те, кто «трепетал за друзей и родных», а не за самих себя, станут главными героями художника. И вовсе не случайно в наиболее выразительной и драматической сцене всего полотна перед нами предстаёт сам Плиний со своей матерью.

День за днём картина постепенно заполняется мечущимися в ужасе человеческими фигурами, испуганными лошадьми. Молнии разверзли небеса, огненная лава кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Вот мужчина с женой и ребёнком спешит покинуть погибающий город, сыновья несут на плечах старика отца, муж — безжизненно поникшее тело жены. Пожилая матрона судорожно обнимает дочерей, словно надеясь защитить их от сокрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью. Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой молодая женщина, к телу матери жмётся чудом уцелевший ребёнок. Вот и языческий жрец, и христианский священник с кадилом. В толпе бегущих мы видим даже живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями, — в его облике узнаётся сам Брюллов. С высоты пьедесталов и крыш падают статуи богов, героев, императоров, как бы символизируя крушение старого мира...

Лишь к середине 1833 года — через три года после начала работы над картиной «Последний день Помпеи» — на мольберте в римской мастерской Карла Павловича Брюллова стояло почти готовое полотно. Художник всматривался в него и никак не мог понять, что именно вызывает в нём смутное недовольство. «Наконец мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была кончена», — рассказывал потом Брюллов.

Успех «Последнего дня Помпеи» был ошеломляющим. Итальянцы буквально ломились в брюлловскую мастерскую, чтобы хоть краешком глаза увидеть шедевр, при встречах со знакомыми на улицах, в театре или в кофейне непременно интересовались, видели ли те картину, о которой говорит весь Рим...

...Возвращение Брюллова в Россию вместе с его детищем стало воистину триумфом русского изобразительного искусства. Поэт Евгений Баратынский с восторгом обращался к художнику с такими стихами:

Принёс ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень, —

И был Последний день Помпеи

Для русской кисти первый день!

Не прошёл мимо выдающегося брюлловского творения и Александр Сергеевич Пушкин, по свежему впечатлению от увиденного посвятивший ему всего шесть — зато каких! — стихотворных строк:

Везувий зев открыл — дым хлынул

клубом — пламя

Широко развилось, как боевое

знамя.

Земля волнуется —

с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый

страхом,

Под каменным дождём,

под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит

из града вон.

Но, пожалуй, из брюлловских современников самый обстоятельный отзыв о «Последнем дне Помпеи» дал Николай Васильевич Гоголь. Вот лишь некоторые его строки: «Картина Брюллова — одно из ярких явлений ХIХ века. Это светлое воскресение живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии… Он схватил молнию и бросил её целым потопом на свою картину… Фигуры он кинул сильно, такою рукою, какою мечет только могущественный гений: эта вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств, этот гордый атлет, издавший крик ужаса, силы, гордости и бессилия, закрывшийся плащом от летящего вихря каменьев, эта грянувшая на мостовую женщина, кинувшая свою чудесную, ещё никогда не являвшуюся в такой красоте руку, этот ребёнок, вонзивший в зрителя взор свой, этот несомый детьми старик, в страшном теле которого дышит уже могила, оглушённый ударом, которого рука окаменела в воздухе с распростёртыми пальцами, мать, уже не желающая бежать и непреклонная на моления сына… толпа, с ужасом отступающая от строений или со страхом, с диким забвением страха, взирающая на страшное явление, наконец, знаменующее конец мира…»

Дальше следует восторженная ода художественному мастерству живописца: «Он представил человека как можно прекраснее; его женщина дышит всем, что есть лучшего в мире. Её глаза, светлые, как звёзды, её дышащая негою и силою грудь обещают роскошь блаженства. И эта прекрасная, этот венец творения, идеал земли, должна погибнуть в общей гибели, наряду с последним презренным творением, которое недостойно было и ползать у ног её. Слёзы, испуг, рыдание — всё в ней прекрасно… В его картинах целое море блеска. Это его характер. Тени его резки, сильны; но в общей массе тонут и исчезают в свете. Они у него, так же как в природе, незаметны. Кисть его можно назвать сверкающею, прозрачною. Выпуклость прекрасного тела у него как будто просвечивает и кажется фарфоровою; свет, обливая его сиянием, вместе проникает его. Свет у него так нежен, что кажется фосфорическим. Самая тень кажется у него как будто прозрачною и, при всей крепости, дышит какою-то чистою, тонкою нежностью и поэзией».

И вот, наконец, последний аккорд гоголевской статьи: «Его кисть остаётся навеки в памяти».

Просмотров: 529

Другие статьи номера

«Русская гармонь на Байкале»
Первый фестиваль «Русская гармонь на Байкале» состоялся при поддержке депутата Государственной думы от Иркутской области (фракция КПРФ) Алексея Пономарёва и губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Главной целью многомесячного тура являлась пропаганда народного музыкального и песенного творчества, искусства игры на гармони, баяне, аккордеоне и других народных инструментах, поиск и поддержка талантливых самобытных певцов и музыкантов из простого народа, проведение творческих встреч с гармонистами, частушечниками и прочими «народниками».
О героях и капитулянтах
В ноябре в Швейцарии торжественно отметили 145-летие со дня рождения одного из национальных героев страны — генерала Анри Гизана. Он вошёл в историю благодаря тому, что сумел сплотить нацию для сопротивления германскому фашизму и создать в Альпах к началу Второй мировой войны «круговой» укреплённый горный район из более чем 20 тысяч бункеров и других объектов обороны под названием «Национальный редут», который гитлеровцы так и не решились штурмовать в рамках ранее спланированной операции по захвату Швейцарии «Танненбаум». Не пытались нападать на швейцарцев после этого и союзники Германии — Италия и Австрия. В итоге Вторая мировая война обошла Швейцарию стороной, а генерал Анри Гизан стал единственным в её современной истории военным, ставшим на-циональным героем страны.
Кончаловский послал привет Тарковскому
На премьере российско-итальянского фильма Андрея Кончаловского «Грех», прошедшей на днях в столичном «Октябре», аншлага не было, зал был полупуст, и это не странно. Дело в том, что нынешний кинопрокат, как и телевидение, успешно отучают российского зрителя от настоящего кино, подсовывая ему в лучшем случае в качестве довеска к попкорну развлекательные безделушки и примитивные боевики, а в худшем — псевдоисторические поделки, приправленные ярой антисоветчиной.
Марево фашизма над Пиренеями
Испания в тупике. Ни один из лагерей на парламентских выборах не добился большинства, а исчезновение левой альтернативы способствует распространению ультраправых идей. Схожие тенденции наблюдаются в Португалии, где в парламент прошла профашистская партия.
Алкогольный рейтинг
ЭКСПЕРТЫ ВЫЯСНИЛИ, в какой стране больше всего потребляют алкоголя. Так, согласно ноябрьской публикации Организации экономического развития и сотрудничества, информирует агентство «Регнум», самой «пьющей» в мире названа Литва. Жители этой прибалтийской республики в среднем выпивают 12,3 литра спиртных напитков в год. Второе место заняла Австрия, граждане которой ежегодно потребляют 11,8 литра алкоголя. Замыкает тройку лидеров Франция с 11,7 литра на душу населения.
Птицы гибнут от шариков
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ особенно опасны для морских птиц и животных. К этому выводу пришли австралийские учёные из Института морских и антарктических исследований Тасманского университета, обнаружившие, что мягкий пластик увеличивает риск смерти пернатых.
440 пар туфель — 440 убийств
СТЕНУ высотного здания в центре Стамбула украсили 440 пар дамских туфель. Эта необычная инсталляция — не очередной бред неудачливого представителя уличного искусства или попытка выпендриться, а арт-проект турецкого художника и дизайнера Вахита Туна, который своим творчеством пытается привлечь внимание общественности к росту насилия в отношении женщин.
Социальный взрыв неизбежен
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ секретарь колумбийской левой политической партии «Патриотический союз» Габриэль Бесерра  заявил, что, если правительство «настаивает на введении новой волны неолиберальных реформ, нацеленных против интересов рабочих, в стране неизбежен социальный взрыв».
Пульс планеты
БАГДАД. В Ираке продолжаются массовые антиправительственные акции против ухудшения условий жизни, роста безработицы и коррупции в органах власти. Протестующие с помощью бетонных блоков и старой мебели заблокировали все три моста в иракской столице, проходящие через реку Тигр и соединяющие «зелёную зону», квартал с правительственными учреждениями и иностранными посольствами, с остальными районами Багдада. Кроме того, на днях демонстранты «отвоевали» у сил безопасности мост Аль-Ахрар, соорудив на нём баррикады из мусорных контейнеров.
Требуются иммигранты
СЕГОДНЯ население Литвы, по официальным данным, едва превышает 2,7 млн человек, то есть постсоветская республика за время так называемой независимости потеряла порядка миллиона жителей. Основной бум эмиграции начался с 2004 года, когда Литва стала членом Европейского союза, а её граждане получили возможность трудоустройства там.
Все статьи номера