Русские Латвии сильны «в способности выживания»: «Мы анализировали прошлый кризис 2008—2010 годов, который люди пережили и из которого выкарабкались. Правда, по уровню потребления Латвия дольше выходила из кризиса. Бизнес продолжил работать. То есть крутиться мы умеем». Именно так высказался профессор университета имени Паула Страдыня в Риге Сергей Крук в социальной сети «Фейсбук».
Профессор так объяснил феномен того, что при немалом размере русскоязычного сообщества ему пришлось пережить, начиная с 1990-х годов, катастрофу массового безгражданства, запретов языка и русского образования: «Не было серьёзной реакции. Могли бы быть какие-то акты гражданского неповиновения, более громкие выступления. Очевидно, люди предпочли решать индивидуально свои проблемы».
Он считает, что каждую ситуацию, в том числе реакцию русской общины на вызовы, надо рассматривать отдельно: либо люди чего-то сильно боялись, либо считали, что смогут как-то приспособиться к происходящему.
«То есть русские предпочли отстраниться. Ещё, может, причина в том, что большинство русских вынуждены были заняться частным бизнесом и на политику у них не было времени. Ведь если углубиться в политику, твоему бизнесу начнут ставить палки в колёса, а значит, жди реакцию от налоговой, санитарной и ветеринарной инспекций», — считает Крук.
Он привёл собственное исследование, согласно которому занимающиеся бизнесом русские в Латвии говорят, что «они не защищают активно свои интересы, потому что считают: увы, лучше не высовываться, будет куда больше проблем».