Глумливое надругательство импотентов и ненавистников

Глумливое надругательство импотентов и ненавистников

№123 (30910) 7 ноября 2019 года
4 полоса
Автор: Виктор КОЖЕМЯКО.

К зиме, что ли, опять так возбудились антисоветчики? Заёрзали, завозились, заголосили…

Когда-то им казалось, что уничтожить советскую память можно очень быстро. И действия их были похожи на психические атаки. С понятной целью: шоком сломать сознание нормальных людей.

Скажем, телевидение демонстрировало сборище Егора Гайдара и его подельников. Чтобы пройти в помещение, каждый должен был вытереть ноги. А половиком сделали… Красное советское знамя с изображением серпа и молота! Точно такое же было поднято в 1945-м над поверженным фашистским рейхстагом в Берлине. Удивительно ли, что после столь шокирующей сцены, показанной на телеэкране, умерло немало ветеранов Великой Отечественной войны?

А остававшимся в живых советским людям уже был подготовлен очередной кощунственный сюрприз. На телеканале НТВ устроили перед камерами необычное поедание торта. Жутко об этом писать, но огромный торт в натуральную величину имел форму мавзолейного саркофага и ленинского тела в нём. Веселящаяся публика, отрезая куски, с наслаждением их пожирала. Патология — разве это не она?

И не меньшей патологией стала показательная пьянка с участием высоких государственных персон на историческом крейсере «Аврора». Дабы придать осквернению корабля Революции побольше похабности, всё сопровождалось матерными припевами небезызвестного по этой части Шнура…

Словом, в какие только тяжкие ни пускались, чтобы покончить со всем великим, добрым и светлым, что хранит народная память о ненавистном для нынешней власти «совке». Покончили? Не похоже. Наоборот, по прошествии почти трёх десятков лет со времени уничтожения Советской власти и Советского Союза становится всё очевиднее, что поэт был прав: «Большое видится на расстоянье». Да, советский период — это поистине вершина российской истории.

Вот почему разными способами, но безостановочно продолжаются попытки дискредитировать величайшие достижения социализма в нашей стране. И, конечно, бесят антисоветчиков недосягаемые высоты культуры, созданной в социалистическую эпоху. На этом фоне творческое бесплодие утверждаемой у нас капиталистической действительности буквально бросается в глаза.

Обслуга власти капитала пыжится, придумывая всё новые методы низвержения раздражающих советских высот. Однако получается хотя и нагло, но всё-таки, как правило, убого, бездарно. И об этом мы сейчас поговорим.

Монумент для расправы

Правительственная «Российская газета» недавно сообщила: «В концертном зале «Зарядье» представили оперу-буфф «Рабочий и колхозница».

Вы помните, что именно так называется легендарный монумент скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, первоначально предназначенный для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже? Он имел там колоссальный, потрясающий успех. В нём увидели «идеал и символ советской эпохи», «эталон социалистического реализма». Крупнейшие деятели искусства того времени из разных стран дали ему наивысшую оценку.

А чем привлёк этот памятник внимание создателей одноимённой «оперы-буфф» в 2019 году? Можно ответить, что тем же самым: символ советской эпохи. Другой вопрос, зачем он в данном случае понадобился. И если сказать кратко и прямо, то ответ будет такой: для расправы.

Да, вся эта затея с «оперой-буфф», что бы ни говорили о ней инициаторы и участники позорной акции, продиктована главным желанием — низвергнуть признанный символ с пьедестала и расправиться с ним.

Конечно, в правительственной газете об этом ни слова. Тут представленное рассматривается просто как некое явление искусства, которое необходимо с большим удовлетворением отметить:

«Проект, созданный специально для зала «Зарядье» сценографом и продюсером Павлом Каплевичем, посвящён 80-летию знаменитого советского монумента. Партитуру оперы-буфф «Рабочий и колхозница» написал композитор Владимир Николаев. Постановщик Евгений Кулагин. Симфоническим оркестром, собранным на базе ансамбля Questa Musica, руководил Филипп Чижевский. В партии Сталина — солист рок-группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев…»

Как и положено, «моральный» означает у них полностью аморальный, что заложено уже в самом смысле сценического действа.

Согласно утверждению обозревателя «Российской газеты», «в основе сюжета, по сути, триллер, связанный с московскими легендами об оживающих бронзовых скульптурах метрополитена и статуях, покидающих свои постаменты».

Тут кстати будет вопрос моим читателям: а вы слыхали когда-нибудь эти «московские легенды»? Мне что-то не доводилось. Нет, «ироничная, даже мелодраматичная история оживающих по ночам фигур знаменитого стального монумента» (из той же цитируемой статьи) целиком придумана! Автором либретто — молодым поэтом Михаилом Чевегой «по наводке» автора идеи — многоопытного в подобных делах Павла Каплевича. Сам он, Каплевич, рассказывает:

«Я решительный человек, цепкий, простодушный. Я к нему подошёл и сказал: хочу вам предложить, вдруг вам будет интересно. Он говорит: я никогда, никогда этого не делал. Я говорю: давайте попробуем, а вдруг получится».

И что же получилось?

Как Гитлер в колхозницу влюбился

Если я вкратце изложу вам придуманный сюжет, почти наверняка услышу: «Абсурд какой-то!» Он и есть абсурд. Но целенаправленный. А задача — ликвидировать вдохновенный пафос, благодаря которому была создана эта гениальная скульптурная группа всемирной значимости и который она мощно излучает до сих пор. Ликвидировать ядовитой иронией и глумливой пародийностью, возведёнными в степень абсурда…

Приключения, происшедшие с оживающими Рабочим и Колхозницей в Париже, таковы. Одновременно в Рабочего, которому дано имя Николай, влюбляется прославленная немецкая актриса Марлен Дитрих, не принявшая гитлеровской Германии, а в Колхозницу по имени Анна… сам Гитлер. Он-то и отдаёт приказ похитить её.

Ещё до Гитлера появляется в «опере» Сталин. А как же! Павильоны Советского Союза и Германии на той парижской Всемирной выставке волей судьбы оказались напротив друг друга, и Сталин, метафорически говоря, победил тогда Гитлера. Как через восемь лет победит он его и в страшнейшей войне. Но, несмотря на белоснежную сверкающую шинель, Сталину положено быть ужаснее Гитлера. И здесь в этом ему помогают герои политической сказки — трёхглавый Змей Горыныч (худсовет) и Серый Волк (КГБ). Подходящий набор? Не сомневайтесь, не заблуждайтесь: идейная направленность, при любой сюжетной абсурдности, рассчитана тщательно.

А между тем, не педалируя политическую суть (догадывайтесь сами!), автор статьи в правительственной газете буквально соловьём заливается от восторга:

«Завораживает, как постановщики работают с формой и смыслами, как встраивают одно в другое: исторические факты, сатиру, буфф, фантазии, художественную фактуру эпохи...

Всё в спектакле сцеплено по принципу монтажа: быстро меняющаяся сценическая среда с застывшими муляжами скульптурных голов и видеоарт — цветная геометрия супрематизма Малевича, макеты, схемы монумента, виды Парижа, павильонов СССР и Германии…

Драйв этому жизнерадостному потоку придаёт музыка Владимира Николаева, захватывающая уже со звуков вступления, с его «индустриальным» напором и чётким ритмом дружных ударов кувалд… Микрофонное пение создаёт эффект мюзикла под симфоническую оркестровку».

Так ради чего же все эти «творческие усилия»? Ясно: ради уничтожения великого символа.

«Передать идеалы нашего мировоззрения»

В символах наиболее ярко выражаются дух времени и его основные идеи. Монумент «Рабочий и колхозница» вошёл в историю искусства ХХ века как «один из трёх советских колоссов», наряду со скульптурами «Родина-мать» в Сталинграде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.

А создавался он в середине 1930-х годов, на гребне сталинских пятилеток, изображаемых ныне как сплошной ГУЛАГ. Но вот сама Вера Мухина описывала характер своей скульптуры как «безостановочный порыв». Её задачей было воспеть труд и способность на подвиг ради общей цели. И это для неё стало не чем-то навязанным извне, а полностью совпадало с глубоким внутренним состоянием. Прочтите признание гениального советского художника:

«Получив проект павильона, я сразу почувствовала, что группа должна выражать прежде всего не торжественный характер фигур, а динамику нашей эпохи, тот творческий порыв, который я вижу повсюду в нашей стране и который мне так дорог… Мы должны передать идеалы нашего мировоззрения, образ человека свободной мысли и свободного труда; мы должны передать весь романтизм и творческое горение наших дней».

В этом признании, думается, есть и ответ на вопрос, почему за время после контрреволюционного переворота 1991 года не создано в искусстве у нас ничего хотя бы приближающегося к вершинным советским достижениям.

Тогда, в 1937-м, страна отмечала двадцатилетие Великого Октября. Всего 20 лет, пять из которых отняла Гражданская война с противниками новой жизни. Но уже какой стремительный взлёт по всем направлениям социалистического созидания! Ведь те же «Рабочий и колхозница» поразили на Всемирной выставке не только талантом и мастерством скульптора, но и ультрасовременными техническими решениями, которые при изготовлении монумента обеспечили советские учёные, инженеры, рабочие.

А МХАТ имени М. Горького, приехавший тогда в Париж, восхитил участников и гостей выставки своей потрясающей «Анной Карениной». С болью и горечью думаешь о сегодняшнем состоянии уникального русского театра. Что теперь повёз бы он на Всемирную выставку — позорного «Последнего героя» от бездарного Боякова?

Вот и ещё одна «опера» с кукишем

Да, здравые сравнения советского и антисоветского сплошь и рядом не в пользу последнего. Однако внушают людям обратное. Десоветизация, декоммунизация делают своё чёрное дело не только на Украине. Когда с российских телеканалов раздаются по этому поводу упрёки в ту сторону, хочется снова и снова напоминать: а сами-то?!

Вот я пишу про так называемую оперу-буфф «Рабочий и колхозница». Но ведь почти день в день совсем недалеко от зала «Зарядье», на Тверской улице Москвы, где расположен по-модному названный теперь Электротеатр «Станиславский», можно было попасть на премьеру ещё одной «оперы» такого же толка. Её название непосвящённому мало что скажет — «Октавия. Трепанация». Анонс поясняет:

«Музыкально воплощённая рефлексия на тему насилия и тирании… Либретто оперы основано на эссе Льва Троцкого о Ленине (1924) и фрагментах приписываемой Сенеке пьесы о римском императоре Нероне».

Странная смесь? Конечно. Однако главное в спектакле Электротеатра (простите!) вовсе не Древний Рим и нероновская тирания. Главное заявлено с немудрёной прямолинейностью в самом начале представления. Ибо на сцене перед вами — огромная голова вождя Октябрьской революции, создателя первого в мире социалистического государства.

Голова в лавровом венке и остроконечном шлеме. И тут очевидна перекличка с красноармейцами в будёновках, которые, вздымая рогатые (!) винтовки, явятся вскоре пред очи зрителей. Авторы постановки добавят к ним терракотовых воинов из захоронений китайского императора, колесницу, запряжённую скелетами кентавров, и другие «чудеса». Но в этом абсурдистском винегрете, лишённом хоть какой-то логической последовательности, ленинская тема всё равно остаётся центральной.

Вот так: жрали торт из его тела, а теперь тщатся на все лады жевать великий дух и разум титана. Сознают ли ничтожества собственную ничтожность? Вряд ли. Мнят себя новаторами, открывателями неведомых горизонтов в искусстве. И, разумеется, непреклонными борцами против «тоталитаризма».

Неслучайные «случайности»

Приведу ещё цитату из провластных отзывов на упомянутые выше спектакли:

«Опера «Октавия. Трепанация» и опера-буфф «Рабочий и колхозница» были сыграны в Москве одновременно. Случайно совпадение. Случайна возможность сопоставить пафос одной с игривостью другой. Философичность одной с комизмом другой. Они некоторым образом друг друга дополнили, эти оперные образцы постмодернизма, — в обоих историзм в основе сюжетов, тоталитаризм в стилистике и пластике, символизм в образах героев и объектов на сцене».

Можно добавить, что в обоих — эпохальные советские вожди, представленные как воплощение мирового зла: Ленин в одном спектакле и Сталин — в другом. Нет, конечно же, это, как и всё остальное, случайно лишь в смысле одновременного выхода двух «опер» на сцену. Что, впрочем, по-своему подчёркивает неслучайность сущностного совпадения двух замыслов.

Говоря современным языком, одним из трендов в искусстве остаётся сегодня антисоветизм. Так мог ли обойтись без этого официально объявленный Год театра в России?

Если бросить взор от Москвы к Северной столице, там тоже безудержный зуд антисоветчины действует вовсю. Например, руководитель Александринского театра Валерий Фокин поставил «Рождение Сталина». Сам он, выступая с телеэкрана, однажды заявил: если бы жив был его отец, фронтовик, сыну за такой спектакль здорово досталось бы.

— Огорчение очень сильное было бы для него, — в минуту откровения признался режиссёр.

Понимает. Но ведь поставил!

А гораздо более молодой режиссёр Виктор Рыжаков решил взяться в том же театре за советскую классику. Драматургическую и театральную. За «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского. Но как он взялся?

С намеренной установкой: уничтожить пьесу и самый знаковый, поистине легендарный спектакль, поставленный по ней Георгием Александровичем Товстоноговым и заслуженно удостоенный Ленинской премии.

У них бандитское нападение называется «деконструкцией советского мифа»

Это был, без малейшего преувеличения, великий спектакль! Он остался высотой в истории не только советского, но и мирового театра. А все, кому выпало счастье видеть его, сохранили потрясающее впечатление навсегда.

Лично свидетельствую: равные впечатления в искусстве далеко не часты. Особенно пронзительное чувство, щемящее до слёз и вместе с тем необыкновенно светлое, духоподъёмное (действительно оптимизм трагедии!), вызывал в финале Прощальный матросский бал. Прощание тех, которые должны были уйти на верную смерть во имя Революции.

Так вот, теперь на той же сцене — спектакль под названием «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Может быть, сгоряча вы настроитесь на встречу с любимой пьесой, но тогда вас должен охладить и серьёзно насторожить подзаголовок в афише: «Революционный концерт по мотивам пьесы Вс. Вишневского. Драматург — Ася Волошина».

«По мотивам»… Как понимать?! Ну, скажем, «в духе времени». Сегодняшнего, антисоветского. Режиссёр Рыжаков и драматург Ася в своей аннотации по поводу спектакля вам подробнее разъяснят:

«Это исследование и деконструкция советского мифа, признание необходимости избавиться от его метастазов. В 1955 году на сцене Александринского театра был поставлен легендарный спектакль Георгия Товстоногова — академичный, патетический, имперский. Пьеса Вишневского обрела статус монумента советской эпохе, стала некоей аллегорией борьбы добра со злом, где все приоритеты раз и навсегда расставлены…

И сегодня вопросы, раздирающие пьесу, отчаянно созвучны времени. Но новый пафос возникает не от того, что на них найдены ответы. А от разгорающегося чувства, что отыскать их невозможно. И невозможно это замалчивать. Всё явственней потребность об этом кричать.

Новый вариант пьесы, создаваемый театром в лабораторном соавторстве, соединяет текст Вишневского и документы века (от публицистики Блока и Розанова до панковских и дворовых песен). Участники и создатели спектакля провоцируют друг друга на личностные, человеческие высказывания. Миф опрокидывается, обнаруживая неразрешимые противоречия, и они не ретушированы, а оголены».

Извините за длинную цитату. Она нужна, поскольку в ней — откровенная декларация о намерениях. Это, видите ли, «деконструкция советского мифа, признание необходимости избавиться от его метастазов». И ради этого в некоем «лабораторном соавторстве» сочиняют «новый вариант пьесы»! Кощунство «по мотивам» Вс. Вишневского…

Но кто позволил надругаться над святыней? Разве уже отменено авторское право? Вишневский беззащитен сегодня против наглого бандитизма в псевдотворческой упаковке. Однако легко представить, как реагировал бы этот страстный моряк, писатель и гражданин, доведись ему увидеть результат столь чудовищной операции над дорогим сердцу детищем. Ох, не поздоровилось бы наглецам!

Вот заявляют про свою «потребность кричать». Но кричать-то надо о том, что они вытворяют. Ведь есть законы об охране памятников истории и культуры.

Литературная классика, в том числе написанная для театра, тоже нуждается в заботливой охране. Между тем характер стихийного бедствия приобрело сегодня не только небрежное или неграмотное отношение к ней, даже не только хулиганство, а самое настоящее вредительство, переворачивающее авторский замысел и текст с ног на голову.

Переиначивают произвольно, безобразно не только Вишневского, но и Гоголя, Островского, Чехова. При этом и сюда ухитряются просунуть свой безудержный антисоветизм в сочетании с махровой русофобией. Доходя до полного абсурда, но… у них это давно уже признак хорошего тона.

Похвалить или осудить?

По поводу того, о чём пишу я сейчас, «Правда» бьёт тревогу почти три десятилетия. Однако верх берёт иное отношение. Судите сами.

Издевательство над советской классикой на питерской сцене увенчано Российской национальной театральной премией «Золотая маска». В номинации «Спектакль большой формы». А уж хвалебных откликов на телеэкране и в соответствующей прессе не сосчитать.

Напомню, что скандальная «опера-буфф», поименованная «Рабочим и колхозницей», не только сразу же получила обширную рекламу на телеканале «Культура». Без промедления удостоилась она и восторженной статьи не где-нибудь, а в правительственном официозе «Российская газета». О чём-то говорит?

Правда, критик газеты «Культура», чьё внимание тоже привлёк этот спектакль, оказался менее восторжен. Он даже назвал свою статью «Стёб без причины», и в конце её наталкиваешься на следующий пассаж:

«Развлекательно-лёгкий стиль проекта хорош для юбилейных торжеств вообще и для невдумчивого отдыха в частности. И вполне вписывается в современную установку российской элиты на восприятие советского прошлого как некоего исторического курьёза, досадного, но забавного уклонения от «магистрального пути развития цивилизации», чей опыт недостоин осмысления и учёта, а пригоден лишь служить либо страшилкой, либо фарсом».

Про «элиту» сказано правильно, хотя и не вполне ясно из этого собственное отношение автора к советскому прошлому. Наверное, всё-таки не столь оголтелое и огульное. Свидетельство тому я увидел и в ещё одной его статье — об упоминавшейся «опере» под названием «Октавия. Трепанация». Закончил он её так:

«Находясь в здравом уме, отутюженные тираноборческим перформансом слушатели едва ли захотят повторить этот опыт — ну разве только если их подвергнут неудачной трепанации, но уже не в театре, а в медицинском стационаре».

Читая в некоторых изданиях театральные статьи, да и вообще материалы о современном искусстве, невольно думаешь о проблеме совести их авторов. Не могут же они, профессионалы, не понимать, какого качества «продукт» перед ними. Однако всячески изворачиваются, чтобы подхвалить явный художественный брак — в угоду «элите» (читай: власти), ибо антисоветская цель оправдывает любые средства.

И уже не смущаются, что в советском прошлом были созданы великий монумент «Рабочий и колхозница», великая пьеса и выдающийся спектакль по ней «Оптимистическая трагедия», множество других спектаклей, фильмов, книг, произведений изобразительного и музыкального искусства, вызывающих по наивысшему счёту искреннее восхищение; а вот теперешние творцы почему-то способны в основном лишь пародировать великое или перепевать в претенциозных и жалких «ремейках» его зады.

Почему? Может, в том прошлом была творческая сила, которой нет теперь?

О чём врёт Швыдкой

Прежде чем завершить эти заметки на остро волнующую меня тему, вынужден прокомментировать ещё одно высказывание в «Российской газете». Разместили его в номере рядом со статьёй про «оперу-буфф», а посвящено оно знаменитому Хору имени Пятницкого. Автор — Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения, бывший министр культуры, а ныне специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству. Фигура!

Постоянный автор правительственного издания, написал он на сей раз в связи с юбилеем Александры Андреевны Пермяковой, которая последние тридцать лет возглавляет некогда прославленный народный хор. И какая же у Швыдкого получается картина?

В 1911 году Митрофан Пятницкий, энтузиаст русской народной песни из Воронежской губернии, представил в Москве концертную программу, исполненную группой собранных им крестьян. С этого начался большой путь легендарного коллектива.

Швыдкой уверяет: «У Хора им. Пятницкого, при всём блеске его парадной истории, была вовсе не простая творческая судьба».

В чём же не простая? По Швыдкому выходит следующее:

«После революции Ленин, услышав Хор Пятницкого на концерте для курсантов во время встречи в Кремле, обещал поддержку народному коллективу. Но и это не спасло коллектив в конце 20-х годов, уже после смерти его основателя. Критики «кулацкого хора» в период коллективизации и индустриализации грозили ему всеми страшными карами».

И что же? Руководителя расстреляли, а певцов и музыкантов бросили в ГУЛАГ?

Да ничего подобного! Уникальному хору были созданы наилучшие условия для творческого развития и процветания. В этом сказалась роль не только возглавившего коллектив талантливого советского композитора Владимира Захарова (о чём Швыдкой упоминает), но и — в значительно большей степени! — всей ленинско-сталинской культурной политики Коммунистической партии и Советской власти (про что Швыдкой, естественно, молчит).

А как же угрозы страшных кар якобы «кулацкому хору»? Не сбылось ничего такого. Да и надо знать, кто грозил-то. Швыдкие того времени — распоясавшиеся русофобы, которых Сталин безотлагательно вразумил.

Кстати, Хор имени Пятницкого всегда очень нравился Сталину, как и другие народные хоры, которые один за другим создавались и широко звучали на просторах Советской страны. Радио, а затем и телевидение несли народу лучшие песни в лучшем исполнении, что действительно помогало советским людям строить и жить, воевать и любить.

Радость кончилась вместе с началом «перестройки». Началась гибель отечественной культуры в целом и русской народной — прежде всего. Но вот как ловко изобразил происшедшее Михаил Ефимович Швыдкой:

«Это было трудное время. Казалось, что страна перестала нуждаться в народном искусстве. Оно исчезло из радио- и телевизионного эфира. После распада СССР было множество других, как казалось, более насущных проблем».

Само собой, что ли, исчезло народное искусство из радиопрограмм и телевизионного эфира? Видно, забыл Михаил Ефимович, что именно он возглавлял тогда главный российский телеканал, а вскоре стал руководить и всей культурой страны в ранге федерального министра. Но молчит про это, не кается!

А другие проблемы («более насущные», как выразился Швыдкой) тоже, конечно, были. Однако не помешали они Михаилу Ефимовичу реализовать свою заветную мечту — создать в Москве Театр мюзиклов.

Верно сказано: «По делам их узнаете их». Американские мюзиклы и прочие иноземные жанры и вкусы, а вовсе не русская песня истинно приоритетны у Швыдкого и ему подобных. Потому такой нестерпимой фальшью разит от фарисейских его причитаний во славу мощи народного русского искусства.

Мощь эта была в советскую эпоху. Сегодня она серьёзно подорвана. И нужны тут не причитания, а реальные меры, настоящая поддержка. Только вот наивно от швыдких во власти ждать этого…

Просмотров: 562

Другие статьи номера

«Осси» против Меркель
Завершившиеся на днях земельные выборы в Тюрингии стали как бы квинтэссенцией ряда других прошедших до этого выборов в федеральных землях Восточной Германии, то есть на территории бывшей ГДР. Они вновь ярко высветили наметившуюся в этой части ФРГ тенденцию: быстрое снижение популярности правящей коалиции и усиление влияния оппозиционных партий. Наблюдатели подчёркивают, что этот быстро меняющийся политический ландшафт может в полной мере отразиться на выборах федерального канцлера Германии в 2021 году, отмечает «Дойче велле».
«Ястребы» наглеют
Мемориальный комплекс в Пардаугаве десятилетиями вызывает нездоровые эмоции латышских националистов. Памятник Освободителям Риги с систематической регулярностью оскверняют, обливая краской, оставляя оскорбительные надписи, подобные той, что была сделана в конце октября: «оккупанты».
Главный памятник — благодарность народа
В Киргизии вспоминают Турдакуна Усубалиева. К 100-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля, первого секретаря ЦК Коммунистической партии республики прошли торжественные собрания и научные конференции, его имя присвоено ГЭС, улицам и площадям.
Тревоги Гондураса
ЗАМЕСТИТЕЛЬ министра здравоохранения Гондураса Нери Серрато заявил, что более чем 81,3 тысячи жителям страны поставлен диагноз «лихорадка денге». Он подчеркнул, что это «наиболее тяжёлая эпидемия за последние 50 лет, особенно по количеству тяжёлых случаев и летальных исходов». Тяжёлой формой денге заразились свыше 16 тысяч гондурасцев, а скончались в результате заболевания лихорадкой почти полторы сотни человек.
Учёные работают сообща

НАЦИОНАЛЬНАЯ академия наук (НАН) Белоруссии планирует активно развивать сотрудничество с академиями наук Китая, сообщил журналистам председатель Президиума НАН Владимир Гусаков, передаёт корреспондент БЕЛТА.

«Мы постоянно расширяем взаимодействие с КНР, — рассказал он. — Заключили договоры не только с Китайской академией наук, но и с целым рядом академий наук провинций КНР, создали совместные лаборатории.
Пульс планеты
САНТЬЯГО. На улицах чилийской столицы развернулись настоящие бои. Полиция и спецназ щедро распыляют против манифестантов слезоточивый газ и применяют мощные водомёты, буквально сбивающие протестующих с ног. Демонстранты требуют отказа от политики репрессий, пересмотра Конституции, перевыборов парламента и уважения прав трудящихся. По последним данным, в ходе беспорядков, не прекращающихся в стране с 14 октября, погибли более 20 человек, ещё 1659 госпитализированы с травмами и ранениями, в том числе огнестрельными, полученными во время протестов. Число задержанных достигло 4364 человек, среди них 479 несовершеннолетних.
Депутаты нагрели горожан
Жители левобережных районов Днепра (Днепропетровска) 31 октября перекрыли Донецкое шоссе. С началом отопительного сезона эти люди вдруг обнаружили: тарифы за тепло для них выросли вдвое. Если раньше на отопление двухкомнатной квартиры уходило 800—900 гривен, то теперь — 1600—1900 (одна гривна — 2,6 руб.).
«Учитель — это ваша совесть!»

Под такими лозунгами вышли на протест украинские педагоги

Давно в Киеве не видели такой многолюдной манифестации. На минувшей неделе, 29 октября, в центре столицы собрались тысячи учителей с требованием достойной оплаты и сохранения нормальных условий своего труда.

Здесь красные громили колчаковцев

Пионеры Алтайского края почтили память партизан — участников крупнейшего в истории региона сражения

ПИОНЕРЫ И КОМСОМОЛЬЦЫ из Волчихинского, Новичихинского, Хабарского, Егорьевского и Ключевского районов Алтайского края приняли участие в экскурсии по местам крупнейшего сражения Гражданской войны на Алтае, происходившего осенью 1919 года, когда отряды красных партизан в последних решающих сражениях окончательно взяли верх над колчаковцами.
Октябрьская тактика большевиков
Через 20 месяцев после написания статьи «О стратегии и тактике русских коммунистов» И.В. Сталин снова возвратился к этой тематике. Если в марте 1923 года у Генерального секретаря ЦК РКП(б) было лишь предчувствие грядущего покушения внутри партии на ленинизм, на большевизм, то в декабре 1924 года это покушение стало реальностью: Троцкий снова поднял на щит свою теорию перманентной революции. Теперь большевизм предстояло защищать от «небольшевизма Троцкого», на который указывал В.И. Ленин в своём известном «Письме к съезду». Статья «Октябрьская революция и тактика российских коммунистов» была написана в качестве предисловия к книге «На путях к Октябрю».
Все статьи номера