«Революционер по природе своей»

«Революционер по природе своей»

№96 (31156) 3—6 сентября 2021 года
7 полоса
Автор: Юрий МАХРИН. деревня Свистуха, Дмитровский район, Московская область.

Так отзывался о своём друге — великом русском живописце Сергее Иванове — Михаил Нестеров. Тот не дожил до Великой Октябрьской социалистической революции — скончался в 1910 году. Но в том, что приветствовал бы её «звоном щита», нет сомнений. Об этом свидетельствуют вся суть жизни патриота России, его многочисленные картины. В частности, такие как «Расстрел», «Забастовка», «Митинг 18 октября», «Едут. Карательный отряд», «Агитатор в вагоне» …

Однажды услышал от жительницы деревни Свистуха Светланы Каплиной: «А знаете, здесь сохранился дом русского живописца Сергея Васильевича Иванова? Могу познакомить с его праправнуком по материнской линии Сергеем Кукушкиным». Познакомила.

Сергей, названный этим именем в честь именитого пращура, очень похож на него, стал моим экскурсоводом по имению.

— Тем, что моя семья и я живём в этом прекрасном природном оазисе, мы обязаны друзьям прапрадеда — братьям-живописцам Васнецовым. Как-то они заманили его сюда, он был очарован красотой высокого, лесистого берега реки Яхрома рядом с деревней Свистуха и весной 1903 года купил у владельцев здешней земли Головиных — купчая хранится у нас — участок в 8,5 десятины в четырёх километрах от железнодорожной станции Деденёво — поездом и добирался потом сюда. Сам спланировал дом и вместе с плотниками поставил его. Позже ещё и пристройки сделал. Вот, любуйтесь красавцем-долгожителем, стоит уже 114 лет.

— А это что за бревенчатый теремок с резными наличниками?

— Таких он возвёл вокруг дома под железной крышей четыре. Сохранились три. Это летние мастерские размером 6 на 6 аршин. У каждой единственное окно во всю ширь стены: оно выходит только на одну сторону света — на север, восток и запад. Одна была зимняя с окном на юг. Мольберты стояли в каждой, вслед за солнцем живописец переходил из мастерской в мастерскую: свет помогает художнику творить.

Кроме того, сотворил себе передвижную мастерскую, поставил на сани. Отапливалась она двумя громадными керосиновыми лампами с металлическими трубами. Выбирал пейзаж, подвозил к облюбованному месту возок и, глядя из окна, рисовал.

Натурой для картины «Поход Войска Московской Руси. XVI век», например, послужил склон Яхромы. По снегу катит большое воинство москвитян. На переднем плане — ополченцы в ярких, разноцветных одеждах с пиками и клинками в руках. От полотна веет уверенностью в силе и мужестве русичей, что поход их завершится победой.

В бревенчатых мастерских три года писал картину «Семья». На ней есть и образы жителей Свистухи.

Посадил аллею лип и елей. Посмотрите, как они, долгожители, взметнулись ввысь!

Кормились с огорода, держали корову. Отложив кисть, художник брал в руки косу и заготавливал на зиму для бурёнки сено. Помогали отцу сын Василий и дочь Мария.

Умер Сергей Васильевич 46 лет от роду от сердечного приступа здесь, в этом вот доме. В крайней бедности.

В 1920-м землю экспроприировали. Вдова художника, моя прапрабабушка Софья Константиновна написала жалобу наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Наверное, напомнила об участии мужа в Декабрьском восстании 1905-го, о картинах «Расстрел» и серии разоблачительных произведений о переселенцах. Часть земли — 1,5 десятины — вернули.

После смерти вдовы прапрадеда в 1936 году управлять имением стали его дочь Мария и зять Александр Яковлев. В 50-е годы прошлого века в мастерских художника жили летом гости. В частности, будущие известные советские физики Ландау и Теодорчик. Любил отдыхать в одной из избушек и фельетонист газеты «Правда» Давид Заславский.

После приватизации усадьбы в 1992 году её поделили между шестью наследниками. Появились новые дома.

… «Революционер-художник», — писали советские исследователи наследия Сергея Иванова. А. Ф. Дмитриевский считал: «Пожалуй, ни один художник не отразил в своём творчестве социальные противоречия, конфликты и массовые движения России конца ХIХ начала ХХ века, как Сергей Васильевич Иванов».

В 1880-е годы началось массовое переселение безземельных крестьян из центральных губерний России на окраину империи, чаще всего в Сибирь. Шли пешком, двигались на телегах, порой в товарных вагонах по железной дороге. В долгой дороге их ожидали тяж-кие испытания, полуголодная жизнь, болезни, смерть. А в конце пути нередко наступало жестокое разочарование: «вольные, благодатные земли» оказывались мифом.

Студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Иванов берёт свидетельство «на проезд и жительство» в губерниях России, вливается в ряды переселенцев. Художник и критик Сергей Глаголь, друг Иванова, писал: «…Десятки вёрст прошёл он с переселенцами в пыли русских дорог, под дождём, непогодой и палящим солнцем в степях, много ночлегов провёл с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове сложился ряд картин, действительно способных нарисовать картину русских переселений».

Вот этот ряд: «На новые места. Русь идёт!», «Переселенцы. Ходоки», «Обратные переселенцы», «Переселенка в вагоне», «В дороге. Смерть переселенца» ...

Картина 25-летнего Сергея Иванова «В дороге. Смерть переселенца» прославила его. Павел Третьяков прямо на выставке приобрёл её для своей коллекции.

— Между прочим, в книге Леонида Ильича Брежнева «Целина» среди иллюстраций — две картины прапрадеда: «В дороге. Смерть переселенца» и «Обратные переселенцы», — продолжает рассказ Сергей Кукушкин. — Крестьянские обозы отставали в пути один за другим. Страшная картина — смерть переселенца! Стоит одинокая телега. На земле — прикрытое холстиной тело кормильца семьи: на груди икона. Рядом убивается от горя жена, испуганная дочка таращит глаза. Безлюдная, выжженная солнцем степь, нелепо торчащие вверх оглобли кричат о безысходности этой крестьянской семьи, о человеческой трагедии.

… Во время революции 1905 года Сергей Иванов был не просто свидетелем событий, но и активным участником. Вносил в здания Московского университета на Моховой улице, превращённые в лазарет, раненых студентов. Накануне Декабрьского восстания рисовал жандармов и казаков, расположившихся возле Кремля. Потом написал картину «Конные жандармы во дворе Московского университета во время студенческих волнений». Хоронил Баумана. Сохранился альбом набросков, этюдов к картине «Похороны Баумана».

Тогда же, по горячим следам восстания, написал картину «Расстрел». На полотне — площадь, на белом снегу лежат двое убитых, лицами навзничь, мужчина и женщина. Справа — колонна демонстрантов с красным флагом. Слева, окутанная дымом от выстрелов, шеренга солдат. Собачонка, напуганная пальбой, убегает прочь…

За такое обвинение властей в убийствах художник мог угодить в тюрьму. Вот почему он, обернув опасное полотно тканью, хранил его в тайне не только от жандармов, но даже от членов семьи. Лишь после смерти Сергея Васильевича его вдова нашла свёрток с картиной без названия. Название «Расстрел» дано уже в советское время.

Арестантская тема волновала художника. Русский народ всегда жалел заключённых, помогал им. Недаром в известной песне есть слова: «Хлебом кормили крестьянки его, парни снабжали махоркой». «Беглый», «Этап» и другие картины пронизаны сочувствием к страждущим, обвинением обществу.

С 1885 года Иванов увлёкся историческими работами под воздействием «Истории государства Российского» Николая Карамзина. Будучи противником самодержавия, написал картину «Царь. XVI век». Это — иллюстрация «Песни о Потоке-богатыре» Алексея Толстого. На двух эскизах начертаны одни и те же слова: «То земной едет бог!».

Напомню отрывок из той песни:

Вдруг гремят тулумбасы;

идёт караул,

Гонит палками встречных

с дороги;

Едет царь на коне,

в зипуне из парчи,

А кругом с топорами

идут палачи, —

Его милость сбираются

тешить,

Там кого-то рубить

или вешать.

И во гневе за меч ухватился

Поток:

«Что за хан на Руси

своеволит?»

Но вдруг слышит слова:

«То земной едет бог,

То отец наш казнить нас

изволит!»

Возле избушки-мастерской художника Иванова фотографирую Сергея Кукушкина и, поблагодарив за интересную экскурсию, собираюсь уходить. Вдруг слышу:

— А теперь пройдёмте к могиле Сергея Васильевича. Вот она. Тогда, в августе 1910-го, его похоронили на кладбище при Спасо-Влахернском монастыре в Деденёве. В 1936 году там же обрела вечный покой и его супруга. Но когда началось строительство канала имени Москвы, как он теперь именуется, территория была занята техникой, палатками, тесня могилы. К тому же канал отделил Свистуху от Деденёва водой. Родственникам приходилось ходить на кладбище из деревни далёким окружным путём. И решено было перезахоронить Ивановых. Прах их кремировали, урны привезли сюда. Каменное надгробие по эскизу Аполлинария Васнецова изготовили студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Старорусским шрифтом, как видите, выбито: «Академик живописи Сергей Васильевич Иванов» и даты его рождения и смерти. А сбоку, на торце камня: «Товарищу своему — Союз русских художников», одним из основателей которого он был.

… В журнале «Солнце России» (№ 29, август 1910 года) был напечатан некролог. Публицист Николай Шебуев по случаю кончины Сергея Иванова написал: «Жил он народным горем… Горем Руси старинной и нынешней… Умер громадный художник… А вы… А мы… Сознайтесь, ведь вы почти ничего не слыхали о нём».

Вполне злободневные слова! 2014 год — год 150-летия великого русского живописца — был объявлен указом президента Путина Годом культуры Российской Федерации. Среди основных целей — «сохранение культурно-исторического наследия страны». Может, организовали выставку творений «громадного художника» (последняя была при Советской власти)? Нет, даже словом не обмолвились о круглом юбилее академика живописи. И понятно почему: как же — революционер-художник, «революционер по природе своей» … Либералы предпочли замолчать «седой» юбилей академика живописи.

Жители деревни, в отличие от властей федеральных и региональных, чтут память великого живописца. В его честь названа одна из улиц — Художественная. В год 150-летия со дня рождения Сергея Васильевича заложена Ивановская аллея. Рядом с его липами, елями люди посадили другие деревья. Установили памятную доску: «Ивановская аллея».

Просмотров: 1205

Другие статьи номера

Чувство родной земли
Музыка, создававшаяся не одно десятилетие этим замечательным русским советским композитором, отличалась особой доступностью и демократизмом, позволявшими её воспринимать самой широкой аудитории, не имевшей профессионального музыкального образования, но способной слышать, вырабатывая тем самым собственные музыкальные предпочтения.
Расцветёт «Ромашковое поле»

Студенты Белорусского государственного университета разработали дизайн комнат Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов (РРЦДИ).

Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в пресс-службе вуза.
Знакомьтесь: юные пчеловоды
Профильный отряд юных пчеловодов в Мстиславском районе республики собрал в августе отличный урожай товарного цветочного мёда. Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказала заведующая Мстиславским учебно-методическим кабинетом Алеся Трубянкова.
Укрывают нацистских преступников

Литовская генпрокуратура отказала белорусским коллегам в оказании правовой помощи по уголовному делу о геноциде белорусов в годы Великой Отечественной войны.

«Следствие, начатое в конце прошлого года, направлено на установление фактов совершения нацистами, их пособниками и бандформированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР действий по планомерному уничтожению советских граждан, в том числе белорусов и представителей иных национальностей, — сообщили в генпрокуратуре Белоруссии.

ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
КОПЕНГАГЕН. Санитарный пропуск больше не будут требовать в барах и ресторанах Дании. С 10 сентября в скандинавском королевстве отменяются все ограничительные меры против распространения COVID-19 за исключением пограничного контроля. Как заявило правительство, эпидемию в стране удалось взять под контроль. Защитные маски остаются обязательными при авиаперелётах, поскольку авиакомпании и аэропорты действуют в соответствии с международными правилами, обязательными на воздушном транспорте.
СООБЩАЕТ СИНЬХУА

За первые семь месяцев 2021-го доходы бюджета Китайской Народной Республики увеличились на 20 процентов в годовом исчислении. Об этом свидетельствуют официальные данные, опубликованные на днях министерством финансов. Согласно им, за отчётный период доходы бюджета страны превысили 13,77 трлн юаней (около 2,12 трлн долларов).

Куба внедряет сельхозинновации
Сегодня Куба проводит гибкую и новаторскую маркетинговую политику в области сельского хозяйства, которая основана на стимулировании сельскохозяйственного производства, чтобы гарантировать стабильные поставки продукции для населения республики и на экспорт.
Он воспевал мужество и свободу
Ушёл из жизни после продолжительной болезни Микис Теодоракис — известный греческий композитор, общественный и политический деятель, лауреат премии Ленинского комсомола (1967) за песни мужества и свободы, зовущие молодёжь на борьбу против угнетения, фашизма, за мир, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1983).
Студёное дыхание «арабской весны»
Народы ближневосточных стран расплачиваются за преступления буржуазных элит. В Тунисе правящий класс пошёл на уловки в страхе перед протестами. Далёк от разрешения подпитываемый извне ливийский конфликт.
Китай становится домом для диких животных
Недавняя миграция азиатских слонов в китайской провинции Юньнань привлекла международное внимание. В последние несколько лет разные инциденты, связанные с защитой животных в стране, позволили миру узнать результаты работы КНР в этой области. Концепция защиты животных глубоко укоренилась в сознании китайцев, такие изменения — это результат долгого и упорного труда. От государства до народа — многочисленные граждане и организации заложили для такого достижения прочную базу.
Все статьи номера