Крестьяне Алтая боятся банкротств и продают хозяйства
Сейчас на продажу выставлено около 30 предприятий разных направлений. Аграрии говорят, что из-за неурожая не смогут выплатить кредиты, государство им вряд ли поможет и банки заберут предприятия за долги, — сообщает информационное агентство «Амител».
СВОЮ ИСТОРИЮ рассказывает фермер Антон, чьё хозяйство находится в Курьинском районе: «Из-за засухи у меня сгорел почти весь урожай зерновых. И так — уже второй год. Если я соберу 1—1,5 тонны с гектара, то только покрою цену семян и расходы за последние несколько месяцев. В любом случае буду в убытке».
По словам Антона, последние несколько лет в регионе меняется климат, из-за чего смещается график посевных и уборочных. Аграрии не понимают, как работать в новых условиях.
«В этом году весна была ранняя. В начале апреля поля уже были сухие, хотя для моего хозяйства норма — начало работ с 25 апреля и до 10 июня. По этому году график нужно было сдвигать на месяц, посевные начинать с 25 марта. Но у тех хозяйств, которые сдвинули графики (посеяли раньше. — Прим. ред.), урожай сгорел уже полностью. Мой ещё догорает. В лучшем случае всё, что мы получим с полей в Змеиногорском, Курьинском, Шипуновском районах, — это гречиха и подсолнечник», — отмечает фермер.
Он не верит, что государство как-то поможет алтайским аграриям. По словам крестьянина, введение режима ЧС (в регионе он действует с 10 июля) позволяет отложить кредитные платежи и реструктуризировать долги. Однако после таких процедур получить новый кредит будет практически нереально: банки заносят подобных клиентов в список ненадёжных и отказываются с ними работать.
«Режим ЧС ввели, а что от него толку? Вот когда нас поддержит федеральное правительство, тогда будет какой-то эффект. Но пока минсельхоз оптимистично заявил, что урожайность в стране упадёт на 20%. По моим скромным представлениям — это около 50%. Я общаюсь с фермерами других регионов, они говорят, что кого-то заливает, кого-то сушит.
В прошлом году большие объёмы зерна уходили на экспорт, но ещё в апреле 2020 года президент ввёл запрет на его продажу за границу. Сейчас весь собранный урожай пойдёт, видимо, на внутренний рынок», — говорит Антон.
Не исключено, что в последующие годы возникнет дефицит пшеницы. Запасы иссякнут, а нынешний урожай не сможет их восполнить. Многим хозяйствам будет не на что купить семена, поэтому они пропустят следующий посевной сезон. Или вовсе уйдут с рынка.
«В 2021 году мы столкнёмся с волной банкротств в сельском хозяйстве. Все мелкие аграрии могут потерять бизнес, потому что не справятся с выплатами кредитов. А платить будет просто нечем», — говорит фермер.
Животновод Евгений выращивает коров и лошадей в Каменском районе. Он решил продать ферму, пока она ещё приносит прибыль и не имеет долгов, поскольку уверен: заниматься разведением скота с каждым годом становится всё сложнее. Цена кормов постоянно растёт, а вместе с тем — и себестоимость продукции.
«Сможем ли мы реализовать дорогое мясо? — вопрос неоднозначный. Каких-то направленных государственных закупок у нас нет», — говорит Евгений.
Есть ещё одна очень важная причина. «Политика перестройки угробила в сельских жителях желание работать. Многие сидят сложа руки. Люди деградируют, здоровые лбы живут на пенсии бабушек, дедушек», — сетует селянин.
Засуха грозит бескормицей
РОССИЙСКИЕ АГРАРИИ заявили о колоссальных потерях урожая из-за нетипично жаркого лета и засухи. В наибольшей степени пострадали регионы Сибири и Урала.
Проблемы возникли у животноводов, которые смогли заготовить только 22% от необходимого объёма кормов. Из-за недостатка влаги страдают не только зерновые культуры, но и многолетние и однолетние травы, отмечает ИА «Амител». Фермеры готовятся к крайней мере — вырезать скот. Его попросту нечем кормить.
В Брянской области катастрофическая ситуация сложилась на птицефабрике «Снежка». Крупнейшее предприятие агропромышленного комплекса региона уже несколько лет находится в состоянии банкротства.
ПЕРВЫЙ ИСК о банкротстве «Снежки» был подан ещё в конце 2017 года. Осенью 2019-го были уволены более 200 работников предприятия, которые до сих пор не могут получить свои зарплаты. Задолженность по выплатам сотрудникам составляет около 14 миллионов рублей. Общие долги предприятия в октябре 2019 года приблизились к миллиарду рублей. Поэтому в конце прошлого года кредиторы должны были распродать имущество птицефабрики. Суды по зарплатам продолжаются, но бывшие сотрудники не верят в то, что смогут получить свои честно заработанные деньги.
На момент подписания номера «Правды» ситуация в Белоруссии была следующей.
КАК СООБЩАЕТ ТАСС, телеканал «Беларусь-1» выдал 17 августа в эфир свежий выпуск новостей с выступлением президента страны Александра Лукашенко на Минском заводе колёсных тягачей. МЗКТ — акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. На предприятии, в частности, производят колёсные шасси для подвижного ракетного комплекса «Тополь-М». Работают здесь порядка 5 тысяч человек. Лукашенко прибыл на МЗКТ на вертолёте и пообщался с коллективом предприятия на фоне сообщений о забастовке. Ведущий телеканала подчеркнул, что вещание идёт в прямом эфире.