ГАЗЕТА «Собеседник» в №19 от 29 мая — 4 июня с.г. опубликовала большую беседу с художественным руководителем Малого театра народным артистом СССР Юрием Мефодьевичем Соломиным под заголовком «Мы распустили власть. Закон должен быть один для всех». Здесь ставится целый ряд актуальных вопросов современной политики и культуры.
Один из них — нынешнее отношение к традициям русской театральной школы и к тем, кто её олицетворяет. Соломин посетовал, что о Малом театре сегодня очень мало пишут и говорят. Как и совсем недавно о театре Татьяны Дорониной. Но вот её сместили на декоративную должность президента МХАТ имени М. Горького, а театр отдали в управление раскрученным медийным фигурам (Боякову, Прилепину и Пускепалису). И об этом театре сразу заговорили в прессе и на телевидении!
Соломин считает, что такое внимание СМИ — вовсе не показатель творческой состоятельности новых руководителей МХАТ, о чём, кстати, уже не раз писала «Правда». И что дальше будет с выдающимся отечественным театром — неизвестно.
«Тут всё сложно, — заметил Ю.М. Соломин. — В том числе и по отношению к Татьяне Васильевне». А далее он продолжил:
— Я очень хорошо помню, как в 1990-х годах делился МХАТ, я тогда был в Министерстве культуры. И я помню, как Доронина билась за актёров, потому что Ефремов хотел оставить только одну часть труппы, а вторая выбрасывалась за борт. Я помню, чего стоило ей сохранить людей, в том числе и народных артистов, и дать им ещё одну сцену! Если бы не она, многие давно бы уже умерли. Ну состарились они сейчас, хотя и молодые пополнения у неё в театре были. Но так, как с ней поступили (Юрий Мефодьевич, сдерживая эмоции, перевёл дух), я считаю, что это неприлично. Она не то что глубоко переживает — она болеет теперь очень. Но никто почему-то об этом не говорит.
Понимаете? Назначить, снять — всё так просто? Нет, так не поступают. И публика делает свои выводы. Новый руководитель — это даже не смена власти, это отмена идей и традиций того или иного коллектива.
— А что бы сделали вы?
— Я бы оставил в МХАТ всё как есть, но нанял бы к Дорониной директора, который отвечал бы за всю механику театра. Как можно брать на себя такую ответственность, назначая в театр пусть и медийный триумвират, но убирая из него историю?! А Доронина — это исторический человек. Просто отбросили её, и это ужасно, это не в характере нашего народа. Я знаю, что это для неё смертельная обида, а кто будет отвечать за то, что уничтожили душу человека? Придёт ли она ещё в свой театр? Не знаю, кто и кому так насоветовал поступить, но думаю, что это чьи-то интриги. И что за триумвиратом этим кто-то стоит.
* * *
Несколько позже Ю.М. Соломин добавляет: «Во всех областях нашей жизни происходит этот крен в сторону назначенцев, временщиков, непрофессионалов».
И произносит фразу, вынесенную в заголовок: «Мы распустили власть».
Между тем…
Пресс-служба МХАТ им. М. Горького сообщила, что 30 мая спектакль «Последний срок» в постановке Сергея Пускепалиса выдержал экзамен перед самыми строгими судьями: премьеру посетили близкие и друзья Валентина Распутина — вдова Ольга Владимировна Лосева, директор Музея В.Г. Распутина в Иркутске Сергей Геннадьевич Ступин, заведующая отделом музея Елена Геннадьевна Манушкина и другие. Гости признались, что входили в зал с напряжением: сможет ли московская, да и какая-либо вообще постановка сравниться с триумфальным, признанным на Родине и за рубежом спектаклем Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова?
Москвичи не подвели. «Последний срок», сыгранный по специально созданной для МХАТ авторской инсценировке Валентина Григорьевича, получился другим, с другими акцентами, иным прочтением. Но гости признали несомненное достоинство мхатовской постановки: здесь свободно живёт и дышит распутинская проза, а единение с залом возникает с первого акта. После спектакля гости прошли за кулисы и от души поздравили актёров.
Очерк о настоящем человеке
В ХХ веке есть две исторические даты, не подвластные никакому забвению. Так, с приходом лета мне невольно припоминаются строки стихотворения русского советского поэта-фронтовика Константина Симонова.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Центральный Комитет Партии коммунистов Республики Молдова о текущей политической ситуации в стране
В Молдавии двоевластие.
Буквально в последний час трёхмесячного срока, отведённого Конституцией республики на появление устойчивого большинства в парламенте и нового правительства, была создана временная, так называемая ситуативная, то есть для разрешения определённых ситуаций, коалиция левых (Партии социалистов Республики Молдова — ПСРМ) с правыми (блок партий ACUM, «Сегодня»).