СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ ЗА РУБЕЖОМ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ ЗА РУБЕЖОМ

№59 (31119) 8—9 июня 2021
1 полоса
Автор: Рейтер.

В Стамбуле, крупнейшем городе Турции, являющемся главным торговым, промышленным и культурным центром страны, прошли массовые акции протеста против строительства к западу от мегаполиса копии Босфорского пролива — 45-километрового канала «Стамбул», который должен соединить Мраморное и Чёрное моря.

Ещё десять лет назад, будучи премьер-министром Турции, Реджеп Тайип Эрдоган объявил о намерении реализовать, как он выразился, «сумасшедший проект» — прокладку канала-дублёра Босфора, призванного «разгрузить» от судоходства самый узкий межконтинентальный пролив в мире. С тех пор, уже став президентом страны, Эрдоган несколько раз анонсировал предстоящее начало работ, правда, каждый раз планы откладывались. Но в конце мая правительство Турции всё-таки утвердило проект, оцениваемый примерно в 13 млрд долларов. Ежегодный доход от эксплуатации «Стамбула» оценивается в 6—8 млрд долларов, а его суточная пропускная способность, как ожидается, составит 185 судов (через Босфор сейчас проходит около 120).

Правда, реализации очередного мегапроекта Эрдогана мешают стамбульские власти: мэр города социал-демократ Экрем Имамоглу из оппозиционной Народно-республиканской партии, первый за 25 лет руководитель мегаполиса, не являющийся членом президентской «Партии справедливости и развития», выступает категорически против гигантомании Эрдогана, называя строительство Стамбульского канала «предательством Стамбула» и «проектом убийства». Имамоглу, уже расторгший протокол о сотрудничестве, согласованный с правительством предыдущим муниципалитетом, и его многочисленные сторонники утверждают: стройка смертельно опасна для города из-за экологических и сейсмических рисков, а главное, несёт угрозу снабжения 18-миллионного Стамбула пресной водой.

Не добавляют популярности проекту и огромные финансовые затраты на него. Хотя официально речь пока идёт о 13 млрд долларов, эксперты считают, что денег на прокладку дублёра Босфора понадобится значительно больше. Оппозиция раскритиковала проект как осуществляемый «на спине налогоплательщика».

Появление «Стамбула» не вызывает восторга и у международной общественности. В мире опасаются, что с появлением нового канала Турция сможет ограничивать движение торговых и военных судов по Босфору.

Кстати, в ответ на судьбоносное решение Эрдогана, несомненно лежащее в русле проекта возрождения «Великой Турции», 103 турецких адмирала в отставке подписали письмо с протестом против строительства нового канала. Десятерых отставных «морских волков» уже арестовали. Ещё несколько вызваны в прокуратуру для дачи показаний.

По мнению военных, «Стамбул» создаст угрозу стратегической безопасности страны. Напомним, что по международной конвенции, заключённой в швейцарском Монтрё ещё в 1936 году, Турция контролирует проливы из Чёрного в Средиземное море: Босфор и Дарданеллы. В мирное время правом свободного прохода через них пользуются все торговые суда, а военные корабли непричерноморских держав могут входить в Чёрное море только на 21 день, и их тоннаж не должен превышать 30 тысяч тонн.

Так вот адмиралы-отставники обеспокоены: будет ли конвенция Монтрё распространяться на новый канал. Ответ Эрдогана оптимизма не вселяет. Президент заявил: «Монтрё касается только Босфорского пролива. Это история. А канал «Стамбул» — это наш проект, который мы реализуем собственными силами». Получается, Анкара сама будет решать, какие суда пропускать через дублёр Босфора, а какие нет.

Просмотров: 708

Другие статьи номера

Образцы «интеллектуального кретинизма»

Чёрные мифы против величия подвига 1941 года

Святые для советских патриотов даты неизменно становятся для антисоветчиков поводом облить события, с которыми они связаны, чёрной краской. И это зачастую поощряется властью.
Крокодиловы слёзы телеграм-террориста
Интервью с задержанным телеграм-террористом Р. Протасевичем, показанное по белорусскому телевидению, не только наделало много шума в медиапространстве, но и нанесло сокрушительный удар по и без того незавидной репутации оппозиции, сидящей на иждивении у Запада.
Условия работы — жуткие
Утром 3 июня работники Октябрьского трамвайного депо пикетировали Харьковский городской совет. Оплату за свой труд они не получают ещё с марта. Порывистый ветер рвал из рук протестовавших самодельные плакаты: «Требуем наши зарплаты!», «Отдайте наши деньги!», «Как прожить без зарплаты?».
Спецназ Грузии готовит водомёты
Жители Рионского ущелья в Грузии выступают против строительства ГЭС в этом регионе, о чём уже сообщала «Правда». Они с прошлого года проводят акции протеста, требуя запретить турецкой компании Enka возводить здесь ГЭС, которая как минимум нанесёт вред экологической ситуации, вынудит людей покинуть родные обжитые места, а также настаивают на отправке в отставку главы минэкономики страны Натии Турнава. Люди не сдаются, несмотря на то, что их никто не желает слышать.
Растёт поддержка движения против блокады Кубы
Действующее в США движение по борьбе с блокадой Кубы, известное под аббревиатурой NEMO, побило рекорд в «Фейсбуке», насчитав 100000 членов, почти 37000 публикаций и 700000 комментариев, сообщили его организаторы.
ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
МАГДЕБУРГ. Христианско-демократический союз (ХДС) празднует уверенную победу на земельных выборах в Саксонии-Анхальте: партия канцлера ФРГ Ангелы Меркель получила 37%. Результат довольно неожиданный: ещё накануне большинство аналитиков сомневались в успехе ХДС и предрекали ей большие сложности с формированием коалиции, отдавая пальму первенства правопопулистской «Альтернативе для Германии», в итоге финишировавшей второй с чуть более 20%.
Климатические «козлы отпущения»
«Рыгающие коровы уже давно считаются проблемой для климата. Избавить их от этого плохого имиджа в Дании теперь должна кормовая добавка. В Швеции тем временем нашли нового «климатического грешника» — лошадь», — пишет швейцарская газета «Нойе цюрхер цайтунг».
Бизнесу — активы, недовольным — скамья подсудимых
В Узбекистане продолжается либерализация экономики и социальной сферы. Перед лицом роста неравенства и других неизбежных следствий рыночных реформ власти принимают превентивные меры. В частности, ужесточено наказание за критику государственных органов и призывы к акциям протеста.
Банкрот захлёбывается жадностью
В Брянске продолжается скандальная история вокруг банкротства крупного предприятия министерства обороны АО «85 ремонтный завод». Как мы сообщали, минувшей зимой конкурсный управляющий внёс в конкурсный список для последующей продажи всё имущество, в том числе и экспонаты музея обанкротившегося предприятия.
Не первый случай

Прокуратура Чеченской Республики после проверки исполнения законодательства об оплате труда в АО «Райпищекомбинат «Урус-Мартановский» выявила нарушения.

По информации grozny-inform.ru, надзорным органом установлено, что АО «Райпищекомбинат «Урус-Мартановский» в предусмотренный законом срок не выплатил заработную плату 41 работнику. В результате акционерное общество накопило задолженность по оплате труда на сумму, превышающую 2,6 млн рублей.

Все статьи номера