Семьдесят школ Москвы могут стать братскими могилами. Нет, их не взорвут, не сожгут, не захватят в залог с требованием выкупа. Просто школьные здания готовы рухнуть в любой момент. Целые блоки уже лопнули по швам. Половина лестниц закрыта, чтобы не обрушились. А некоторые здания, расположенные вблизи линий метро, просто медленно оседают на тоннели.
Список «черных» школ составлен. В проекте городского бюджета намечалось выделить на срочный ремонт 201,2 млн. рублей. Но при утверждении — все вычеркнуто. Возможно, по привычке: десять лет капитальным ремонтом школ никто не занимался. Выгоднее было срочно строить очень прибыльные жилые дома. Превратить Манежную площадь в крупнейший торговый центр под землей. Наводить лоск в Кремле, сооружать крепости-здания банков, фирм и прочих «денежных дворцов». И школы пока не рухнули.
Такова картина в самом богатом городе страны. А что творится за его пределами? Этого не знает никто. Потому что там стараются экономить уже не только на школьных стенах, но и на прокормлении учителей.
Свежий пример. В Красноуфимский район Свердловской области «сверху» прислали средства на зарплату госбюджетникам. Видимо, немалую сумму, потому что сразу повысили оклады администраторам и приступили к ремонту зданий муниципалитета. А учителям — ноль.
Богатейший опыт экономии на школьной жизни накоплен по всей стране. Вот уже пять лет среднее образование — и общее, и незаконченное — по-демократически наделено двойным, то есть совместным, ведением: Российской Федерации и субъектов РФ. К тому же статьей 130 Конституции РФ оговаривается: «Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Получился прелестный правовой коктейль: школами все владеют, но никто за них не отвечает. Кроме разве учителей и школьников.
Естественно, по образованию, бывшему народным, сначала пробежали административные трещины. Потом бурными частными ручьями размыты овраги. Теперь образовались пропасти.
Новое правительство пытается исправить положение. Благодаря настойчивости вице-премьера Валентины Матвиенко сейчас известен и зафиксирован каждый рубль, отправляемый из государственного кармана в территориальные кошельки. К сожалению, на что он используется, установить невозможно. А уж сколько собрано «живых» налогов непосредственно на местах, куда их подгребли и на что направили, остается тайной за семью печатями.
Учителям пришлось провести в январе еще одну Всероссийскую стачку. Поскольку министра юстиции раздражает такое название, они интеллигентно назвали ее акцией протеста. Бастовали 400 тысяч человек, поддержали, прекратив уроки на 2—3 часа, еще 400 тысяч. Губернаторы поспешили дать обещания. К сожалению, большинство — лишь устно. Но словесные заявления — не банковский чек, даже не долговая расписка. Никто из говорливого большинства не составил и не утвердил график погашения долгов. Не созданы даже общественно-государственные комиссии для контроля хотя бы словесных обещаний.
Между тем ни учителя, ни профсоюз народного образования и науки не в состоянии уже подсчитать точную сумму долгов. Она запутана и замаскирована незначительными авансовыми каплями местных властей. Охотно, кстати, предлагалась водка. Все — по незафиксированным, текущим, к тому же местным ценам.
Итог. В среднем долг перед учителями по России в целом в первой декаде марта составил 1,9 месячного фонда оплаты труда (МФОТ). В каждом десятом регионе — более четырех МФОТ. Без учета начислений.
Стало ясно: над пропастью долгов учителям надо соорудить мост. Не пытаться реконструировать школьное образование, не реформировать его в очередной раз, а попытаться спасти. Появились два проекта.
Государственный проект «моста» разрабатывает Министерство образования. Арки у него красивые. Предлагается: во-первых, повысить срок полного среднего образования до 12 лет. Во-вторых, восстановить воспитание школьников, завещанное еще К. Д. Ушинским, но за десяток лет впопыхах утерянное.
Однако государственных финансовых опор у такого проекта «моста» пока нет. Поэтому настоятельно рекомендуется каждой школе открыть внебюджетные счета для желающих оказать реальную поддержку. Либо создать попечительские советы. Для них среди сотен, даже тысяч своих выпускников за последние двадцать — сорок лет достаточно отыскать всего 2—3 весьма преуспевающих личности. И убедить Госдуму, а также многочисленные местные законодательные власти не облагать налогами денежные пожертвования в школы. Говорят, что уже в десятке регионов подобные начинания имели успех. Правда, не уточняется, в каких именно школах и при каких обстоятельствах.
Проект «моста», конечно, отличный. Но на его сооружение, проверку, доводку понадобится не менее 5—8 лет. А вытащить школы из пропасти надо все-таки сегодня.
Поэтому совсем другой — скоростной — проект «моста» предложен профсоюзом народного образования и науки. Причем подъездные пути к нему уже проторены, первые сваи забиты. О предстоящих неотложных работах председатель профсоюза Владимир Яковлев доложил коллегии Минобразования и на заседании правительства РФ 4 и 11 марта. Цитирую в сжатом виде суть докладов:
— Школы попали во власть органов местного самоуправления. Муниципализация образования, кроме проблем содержания школ, приводит к дифференциации возможностей обучения. По Конституции РФ образование — дело государственное, а не вопрос местного значения. Поэтому предлагаем вернуть школу в лоно государственной власти, передав в ведение субъектов РФ финансирование зарплаты работников бюджетной сферы. Такой шаг, кстати, сэкономит 20—30 процентов средств за счет сокращения лишних «передаточных» звеньев... Сколько можно терпеть систему власти, в которой руководителей много, никто никому не подчиняется и никто ни за что не отвечает?
Давайте теперь сложим два проекта спасения общего среднего образования как подлинно народного. Получается действительно уникальное сооружение. Оно позволяет обнищавшей стране не только опомниться, но решительно шагнуть в новый век, где каждый гражданин России при желании сможет стать учителем, готовым щедро поделиться с согражданами своим умом и талантами.
Пора строить мост, пора.
Пожалуй, еще никогда в истории Китая национальная денежная единица юань (жэньминьби) так высоко не котировалась на мировом финансовом рынке. И такого пристального, порой даже затаенного внимания юань также еще никогда не испытывал к себе со стороны не только соседних стран, но и многих ведущих в экономическом отношении государств мира.
По мере приближения 4 мая — даты провозглашения независимого палестинского государства — все заметнее усиливается полемика вокруг этого вопроса.
Глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху категорически возражает против создания палестинского государства. Премьер убежден, что подобное государство может держать огромную армию, заключать союзы с режимами, стремящимися к уничтожению Израиля. Оно может служить также базой для крупномасштабных террористических акций против еврейского государства.
15 апреля корейский народ отметит 87-ю годовщину со дня рождения Ким Ир Сена, который считается в КНДР вечным президентом этой страны.
Вашингтон и НАТО с упорством маньяка продолжают наносить массированные авиаудары по Югославии. Причем происходит это, несмотря на важные мирные инициативы, выдвигаемые Белградом и Москвой по урегулированию конфликта в югославской провинции Косово, которые торпедируются Североатлантическим блоком, высказывания политиков о том, что Югославия изъявляет желание присоединиться к Союзу России и Белоруссии, что российские ядерные ракеты могут быть перенацелены на страны НАТО, участвующие в агрессии на Балканах.
Правительство Российской Федерации утвердило перечень должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат граждане, занимающие: