«Ни одна болезнь не возникает беспричинно. Однако человек долгое время считал, что дело в магии или химии. То, что к инфекциям и эпидемиям приводят крошечные возбудители, учёные поняли на удивление поздно», — пишет немецкий журнал «Шпигель».
«ИЛ ПОРОДИЛ сверлящего червя, верили 3,8 тысячи лет назад в Междуречье. Однажды он, голодный и плачущий, приполз к богу Шамашу, свидетельствует дощечка из архивов ассирийского царя Ашшурбанапала. «Что дашь ты мне для еды? Что мне сосать?» — плакался червь, а бог ответил ему: «Я дам тебе спелую фигу, абрикос!» Но червя не привлекло такое лакомое предложение: «Какая мне польза от этого? Подними меня, посели меня между зубов и дёсен! Я хочу высасывать кровь из зубов и глодать дёсны до корней!» Это странное месопотамское стихотворение заканчивается магическим заклинанием, которое нужно произнести трижды и которое должно изгнать кариес, который современники представляли себе не только крошечным животным, но и болезнетворным, вызывающим боль демоном», — повествует журналист Франк Паталонг.
«Эта дощечка является первым документом, в котором люди объясняют проблемы со здоровьем наличием маленьких, едва или совсем невидимых живых существ, — отмечает издание. — Зубной червь оставался популярным объяснением зубной боли вплоть до XVIII столетия».
«В античности болезни объяснялись нарушением внутреннего равновесия. Согласно представлениям, которые были распространены в античной Греции и вплоть до Нового времени, при болезни из равновесия выходят «соки» организма. На протяжении столетий врачи пытались восстановить это равновесие. При этом зарекомендовавшим себя лечением считалось всё, что приводило лишь к уменьшению числа больных, — говорится в статье. — Когда учёные приближались к истине, они чаще всего этого не осознавали. Это касается даже всесторонне одарённого персидского учёного Ибн Сины, или Авиценны (980—1037 гг.). Его часто называют отцом «микробной теории», так как в своём «Каноне врачебной науки» он описывал, как гибель крыс предвещала чуму. Однако Ибн Сина трактовал это лишь как предзнаменование — и не распознал взаимосвязи с человеком», — сообщает издание.
«Этот шаг сделал лишь Джироламо Фракасторо (1478—1553 гг.). Венецианец выдвинул теорию «сеяния жара»: в своём труде «О заразе, заразных болезнях и их лечении» он предположил, что болезни передаются крошечными animalcula, которых он считал животными или микроорганизмами, а также vermiculi (червями, паразитами) — как путём соприкосновения, так и на расстоянии «через воздух». Это было гениальным предположением, ведь увидеть, а значит, доказать существование таких мельчайших существ не мог ещё никто. Однако медицинский мир не проявил к нему интереса и продолжил придерживаться идеи о соках организма», — подчёркивает автор статьи.
«Антони ван Левенгуку (1632—1723 гг.) удалось сделать следующий важный шаг. Голландский исследователь и оптик изготавливал микроскопы и впервые обнаружил микроскопических живых существ — в желтоватом веществе, которое он соскребал с собственных зубов. Но и Левенгук, хотя и посчитал своё открытие интересным, не придал ему большого значения.
Микроорганизмы с болезнями впервые связал Агостино Басси (1773—1856 гг.). Он обнаружил на больной гусенице шелкопряда микроскопический грибок и сделал правильный вывод: это был возбудитель. Но и сие открытие прошло бесследно: когда вскоре разразилась холера, Басси снова объяснил эпидемию химическими причинами, которые вывели из равновесия соки человеческого организма.
Преобладающим представлениям медиков странным образом противоречила практика вакцинации. Из устных преданий известно о вакцинации в Китае в 1000 году, а также в арабских странах. «Согласно одному из методов, здоровым людям вставляли в нос ватные шарики с «больным материалом» (например, струп с рубцов от оспы) или распыляли в лицо измельчённые ткани с ран. О том, что их можно было помещать в специально открытые раны, европейцы узнали в начале XVIII века», — поясняет журналист.
«Более мягкий метод разрабатывал англичанин Эдвард Дженнер с 1796 года. Он также прививал людей против оспы, но делал это с помощью возбудителей болезней у животных (коров, лошадей), а не с помощью человеческого струпа. Вскоре стало ясно, что разработанная Дженнером сыворотка была успешной и к тому же намного более «мягкой» — у его подопытных формировался иммунитет, при этом после вакцинации у них не проявлялось значительных симптомов заболевания, — говорится далее в статье. — В 1860-х годах Луи Пастер доказал, что в основе брожения, гниения и разложения лежат биохимические процессы с участием микроорганизмов. Спустя пять лет известный британский хирург Джозеф Листер во время первой операции целенаправленно использовал антисептические средства для уничтожения возможных возбудителей, что стало сенсационным прорывом.
В 1876 году Роберту Коху впервые удалось установить прямую взаимосвязь между микроскопическим возбудителем (сибирской язвой) и картиной заболевания. В 1882 году он открыл возбудителя туберкулёза, в 1883-м — возбудителя холеры.
Впредь методы лечения и лекарства могли разрабатываться гораздо более целенаправленно: вместо того чтобы проводить эксперименты на людях, вещества сначала тестировали на возбудителе. Более того, вывод о том, что болезни распространяются через возбудителей, позволил проводить и профилактические меры, — отмечает издание. — Уже в конце XIX века учёные начали предполагать, что наряду с бактериями, вероятно, существуют ещё более мелкие, невидимые под световым микроскопом возбудители, вызывающие необъяснимые, но крайне опасные болезни — как, например, зачастую смертельный грипп или корь, ежегодно уносившую жизни десятков тысяч человек».
«То, что впервые обнаружили в 1895 году Фридрих Леффлер и Пауль Фрош, назвали «вирусом» — древним римским обозначением крайне сильного яда. В первом столетии нашей эры так называли слюну страдающего бешенством животного.
Вирусы по сей день остаются бичом человечества, но сегодня мы по крайней мере понимаем их природу. Поиск лечения и профилактических вакцин теперь целенаправлен и чаще всего успешен. А то, что помогает до того, как появится вакцина, пионеры науки открыли уже в XIX веке: соблюдение дистанции и гигиены», — резюмирует журнал.
Производственное объединение «Белоруснефть» открыло два новых нефтяных месторождения, информирует БЕЛТА. Об этом сообщил журналистам заместитель генерального директора предприятия Пётр Повжик.
МЕСТОРОЖДЕНИЯ Избынское и Северо-Омельковщинское находятся в Центральной структурной зоне Припятского прогиба. Географически это Хойникский район Гомельской области.
Из подразделений армейских соединений ДНР и ЛНР поступают сообщения о том, что в районы их сосредоточения на передовые рубежи выведены мотострелковые и танковые подразделения.
ПОЛНОСТЬЮ игнорируя минские соглашения и все попытки защитников Донбасса урегулировать конфликт мирным путём, боевики украинских вооружённых формирований продолжают совершать обстрелы территории республик.
Стресс-факторы 2020 года могут отрицательно сказаться не только на аграриях, но и на поставщиках средств производства.
ПОСЕВНАЯ стартовала в этом году раньше обычного, несмотря на целый ряд негативных обстоятельств. Падение цен на нефть, девальвация рубля, пандемия коронавируса, закрытие границ отнюдь не способствуют комфортной деятельности как растениеводов, так и животноводов. Однако пострадать в этой ситуации могут не только сельхозпредприятия, но и производители ресурсов: техники, оборудования, семян, минудобрений и прочего.