В Петрограде две власти: Совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. Они ещё не схлестнулись в классовом противостоянии. Но оно уже наметилось. Стержневая статья второго номера «Правды» уже своим названием характеризует атмосферу исторического момента: «На стороже». Такова суть отношения рабочей столицы к Временному правительству: «Революционное движение пролетариата и солдат уничтожило правящую шайку Николая Кровавого. Так говорят революционеры. А что говорит о революции временное правительство?»
В ЭТОМ ВОПРОСЕ недоверие к кабинету министров налицо. И газета его хорошо обосновывает. Она цитирует правительственную радиотелеграмму «Всем, всем, всем», в которой дана оценка происходящего официозной властью: «23 февраля… волнение в войсках и населении приняло крайне тревожные размеры». Радостный для народа подъём революции, таким образом, оказался «тревожным» для кн. Львовых и Родзянок». Газета обращает внимание на то, что «подъём общественного настроения» и «энергичную деятельность» левых Львовы и Родзянки считают не поддержкой себя, а «серьёзным осложнением». Это язык правительства Николая Романова».
А далее следует принципиальный вывод: «Задача временного правительства сводится к тому, чтобы дать рабочим и крестьянам как можно меньше. А задача крестьян, солдат и рабочих — отвоевать от помещиков и капиталистов как можно больше».
Но после этого следует актуальный в те дни вопрос: «Значит ли это, что временное правительство ничем не отличается от правительства Николая? Конечно, нет». И газета аргументирует свою позицию:
«Временное правительство сходно со старым правительством в том, что оно — правительство капиталистов и помещиков. А разница в том, что временное правительство прежде всего умнее Протопоповых и Штюрмеров: оно понимает, что нельзя идти всегда напролом, что перед лицом волнений, «принимающих тревожные размеры», перед опасностью, принимающей «угрожающие размеры», необходимо уступать, утихомирить «общественный подъём» и левые партии».
Обратите внимание: «Правда» не ставит перед левыми партиями задачу сдерживать «общественный подъём». Наоборот! Она отмечает, что таким подъёмом можно и нужно заставить власть выполнять требования людей труда. Что касается общих точек с временным правительством, то они только там, где надо «бить сторонников Николая Романова... бить, осуществляя свободу организаций, слова, печати, собраний».
7 марта 1917 года «Правда» выдвигает лозунг «Врозь идти, вместе бить».
Газета уточняет: «Но врозь идти. Члены временного правительства, кроме Керенского, все монархисты. Нужно идти против них, требуя республики. Временное правительство хочет захвата чужих стран, порабощения других народов. А мы говорим, что каждый народ должен сам, свободно решать свою судьбу. И хотим скорее кончить войну. В этих вопросах, а также в вопросах о земле, о сокращении рабочего дня, о запрещении сверхурочных работ и во многих других вопросах рабочей и крестьянской политики мы идём и будем «идти врозь», идти против временного правительства Львовых и Милюковых».
Тема отношений между рабочим классом и буржуазией и их политическими органами — Советом и Временным правительством присутствует во всех номерах первой недели выхода газеты. В следующем номере, вышедшем 8 (21) марта 1917 года, «Правда» публикует «Информацию г. Милюкова», которая начинается со ссылки на статью «На стороже». В официальных СМИ сообщалось, что «Милюков информирует (знакомит) Европу о русских делах», а «английский посол в Питере получал «по телефону сообщения из Думы, согласно которым император отрёкся от престола», а Михаил Романов «назначен регентом». Кто назначал регентом Михаила Романова?.. Какие ещё тёмные дела творятся за спиной революционного народа?»
В 4-м номере газеты от 9 (22) марта на первой странице опубликована корреспонденция «Расстрелять?» В ней уже первая фраза призывает к бдительности: «Революция ещё не закончена, а реакционеры уже поднимают голову». Речь идёт о напечатанной в газетах телеграмме Н.Н. Романова, который «неизвестно по какому праву продолжает именовать себя… «верховным главнокомандующим».
«Этот отпрыск дома Романовых, — замечает «Правда», — озабочен не осуществлением свободы, а, наоборот, одним лишь «поддержанием дисциплины», и не только на фронте, но и «в тыловых районах армии». И далее языком министров Николая II этот ставленник отставного царя отдаёт приказы кн. Львову, председателю временного правительства.
— Я уверен, — приказывает Романов Львову, — что и вы со своей стороны сделаете всё зависящее от правительства для обеспечения победы, восстановив полнейший порядок в деятельности заводов и всех вообще учреждений, работающих для нужд армии и флота».
Далее газета замечает, что от своего верховного главнокомандующего не отстаёт и начальник штаба ген. Алексеев. В своём распоряжении он пишет: «Из Великих Лук на Полоцк едет депутация в 50 человек от нового правительства и обезоруживает жандармов… При появлении где-либо подобных самозваных делегаций таковых желательно захватывать и по возможности тут же назначать полевой суд, приговор которого приводить немедленно в исполнение».
И «Правда» ставит вопрос (не для себя — ей ответ очевиден, а для утопающего после Февральской революции в эйфории читателя): «Что же смотрят Гучков и кн. Львов? Неужели они думают, что у Романова и Алексеева не найдётся верёвки и для них? Разве простят Романовы свои теперешние огорчения? Как понять, что временное правительство терпит на высших должностях таких явных, таких наглых реакционеров?»
Тема противостояния реакции и трудового народа проходит красной нитью через все номера первой недели выпуска «Правды». Так, «Преступное покушение» — один из основных материалов 5-го номера газеты, который вышел 14 (27) марта. Поводом для него стало решение Временного правительства привести армию к присяге верности ему. Меньшевистско-эсеровский Петросовет медлит с реакцией на это решение. «Правда» настаивает:
«Совет Рабочих и Солдатских Депутатов должен немедленно объявить:
Свобода в опасности!»
Годы спустя 8-й номер «Правды» будет восприниматься как исторический. Там опубликована первая статья вернувшегося накануне из туруханской ссылки в Питер Сталина. Она, естественно, на главную тему — «О Совете Рабочих и Солдатских Депутатов». Статья явно выделяется глубиной анализа и масштабом осмысления поставленных революцией проблем. Отметив, что «с быстротой молнии движется вперёд колесница русской революции», Сталин тут же указывает, что «силы старой власти падают, но они ещё не добиты». И ставит коренной для марксистов вопрос: какова социальная база противостоящих сил? Вопрос очевидный, но поставлен в газете впервые.
А ведь без ответа на него и 100 лет назад, и сегодня нельзя точно определить вектор политических действий. Вооружённый марксистской методологией, Сталин обращается к интересам и поведению классов в меняющейся ситуации:
«Для того, чтобы разбить старую власть, достаточно было временного союза восставших рабочих и солдат. Ибо ясно само собой, что сила русской революции — в союзе рабочих и крестьян, переодетых в солдатские шинели.
Но для того, чтобы сохранить добытые права и развернуть дальше революцию, — для этого одного лишь временного союза рабочих и солдат отнюдь недостаточно.
Для этого необходимо союз этот сделать сознательным и прочным, длительным и устойчивым, достаточно устойчивым для того, чтобы противостоять провокаторским вылазкам контрреволюции».
В тот момент, как отмечал Сталин, «органами этого союза» являлись «Советы Рабочих и Солдатских Депутатов». Сегодня ситуация другая: Советов нет. Кое-где представительные органы сохранили привычное название, но советскую суть они всюду утратили, так как на дворе капитализм. Но ведь в сталинской статье главное-то всё же не Советы, а классовый подход к осмыслению событий и процессов. Вот от него-то нам и нельзя отступать. Этот ленинско-сталинский завет незыблем.
Через год всё прогрессивное человечество будет отмечать 150-летие со дня рождения великого пролетарского писателя
ГОРЬКИЙ — явление поистине всемирное и вместе с тем национальное. Его выдающийся художественный талант, его литературное призвание оказались помножены на общественный темперамент, на высокое гражданское чувство, на способность мыслить и творить, обгоняя своё время.
«О задачах КПРФ по противодействию антисоветизму и русофобии»
Советский социализм, родившийся в ходе Великой Октябрьской социалистической революции, стал уникальным явлением мировой истории. На его принципах было построено государство нового типа. СССР стал убедительной альтернативой капиталистической формации. Соперничество социалистической и капиталистической систем, борьба советской и буржуазной идеологии стали главным содержанием мировой истории ХХ века.