Реформы без связи с реальностью

Реформы без связи с реальностью

№3 (31206) 14—17 января 2022 года
6 полоса
Автор: Пётр КОРОЛЁВ, соб. корр. «Правды», г. Санкт-Петербург.

Петербургскую учительницу Ирину Астафьеву вынудили написать заявление об увольнении по собственному желанию, сообщает профсоюз работников образования «Учитель». Фактическим поводом для увольнения, по информации профсоюза, стал прямой эфир в социальной сети «Инстаграм». В ходе него учительница школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга рассказала родителям учеников о том, как добиться подтверждения диагноза расстройство аутического спектра (РАС) для их детей и получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о необходимости тьютора.

Наверняка большинство родителей и не слышали о «новаторских» инициативах современного министерства просвещения. Одна из них — «инклюзивное» образование, — как и прочие, пришла к нам в последние тридцать лет с Запада. Эта «передовая» идея состоит в совместном обучении детей с ограниченными возможностями и здоровых ребят.

В соответствии со статьёй 79 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Министерство просвещения 20 февраля 2019 года направило в регионы письмо «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью», в приложении к которому даны соответствующие разъяснения. В них сказано, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ «понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчёта по одной штатной единице на каждые 1—6 учащихся с ОВЗ с учётом особенностей учащихся». Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК или по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Но то, что гладко, демократично и красиво смотрится в министерских приказах и штампуемых «единороссовским» большинством в Госдуме законах, сталкивается с большими проблемами в реальной жизни. Собственно, о законных правах детей с ограниченными возможностями и их родителей и говорила вынужденная уволиться петербургская учительница. Индивидуальный помощник — тьютор — в сфере образования по закону положен детям с нарушением социального взаимодействия. Астафьева рассказала о том, что значится в нормативных актах. Своим обращением в социальной сети учительница хотела добиться появления тьюторов для двоих своих учеников с РАС, поскольку одной работать в классе стало практически невозможно.

Почему же это вызвало столь бурную реакцию, можно легко предположить. Во-первых, тьютор — это дополнительная ставка в школе, на которую зачастую просто нет денег, и выбивание этих средств превращается для директора в головную боль. А во-вторых, тьюторы — это люди, постоянно находящиеся рядом со своими подо-печными, что в реалиях наших и без того переполненных городских школ становится ещё одной проблемой — помощнику тоже нужно место.

На условиях анонимности с нашей газетой своими опасениями в связи с реализацией плохо продуманных законов поделились педагоги ряда петербургских школ и родители учащихся. Во всех без исключения высказанных мнениях звучало непонимание того, как должна на практике реализовываться адаптация детей с ограниченными возможностями в обычных классах общеобразовательных школ. Ведь всем очевидно, что дети с ОВЗ могут быть очень разными. Например, дети, ограниченные в возможности двигаться, вполне могут обучаться вместе со здоровыми, если школьное помещение оборудовано должным образом.

Однако дети с расстройством аутического спектра имеют особенности поведения, которые могут затруднять процесс обучения и для учеников, и для педагогов. «Основная проблема таких детей в том, что они не умеют общаться с людьми, их надо учить альтернативным способам общения. Учитель стоит у доски, объясняет материал, а рядом с ребёнком находится тьютор, который подсказывает, как реагировать, помогает ребёнку выбирать правильное решение, например нужные карточки из задания, чтобы у него сформировались указательные жесты», — рассказывает о своей работе тьютор Ирина.

Но насколько реально эффективное обучение таких детей в общеобразовательных школах и как реализовать право каждого из них на индивидуального помощника? Трудно представить, как идёт образовательный процесс, если в классе говорят одновременно как минимум два взрослых человека — учитель и тьютор, объясняющий что-то своему подопечному. Ответов на эти вопросы у нашей системы образования пока, судя по всему, нет. Зато есть непродуманные законы и директивы «сверху».

А тем временем администрация школы № 131 заявила, что Ирина Астафьева сама давно хотела уволиться. Но понятно, что эта история учительницы, которая пыталась помочь родителям разобраться в их правах, высветила ещё одну проблему бездумного «реформирования» системы образования.

От редакции. Так называемое инклюзивное образование является лишь очередной гранью процесса «оптимизации», то есть, по сути, разрушения остатков советской системы образования. Практически исчезают из нашей жизни как явление коррекционные школы и классы с педагогами, имеющими специальную подготовку для работы с «непростыми» детьми. По нашему убеждению, все разглагольствования на тему «уравнивания» детей в правах прикрывают желание чиновников сократить расходы государства на это важное направление деятельности. Точно так же несколько лет назад «оптимизаторы» медицины сокращали «ненужные» койки в инфекционных отделениях и больницах и выгоняли врачей-инфекционистов. Плоды этих «инноваций» мы пожинаем в условиях пандемии. Последствия фактического уничтожения коррекционной педагогики как системы могут оказаться не менее чувствительными.

Просмотров: 2735

Другие статьи номера

Планета протестует
Чем год минувший завершился, с того новый и начался: Старый Свет охватила очередная волна мощных манифестаций против правительственных мер по борьбе с пандемией COVID-19. Европейцы массово недовольны ужесточением санитарно-эпидемиологических норм, введением обязательной вакцинации и повсеместным внедрением документов, удостоверяющих, что их владелец полностью привит от коронавируса или переболел им.
А кому прислуживает «элитная» Собчак?
Тема, продолжением которой будут данные заметки, начата была публикацией в «Правде» от 22—25 октября 2021 года. Статья называлась «Простите за выражение — «элита», а поводом для неё стал очередной громкий случай с участием небезызвестной Ксении Собчак.
Дети на ценностных весах
Для молодых родителей, которые ещё не завершили получение образования, планируется ввести новые льготы при рождении детей. Об этом сообщила министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич на выездном заседании коллегии администрации президента по вопросам реализации молодёжной политики, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Население обескуражено
В Латвии налицо резкий рост тарифов на электроэнергию. «Стоимость электроэнергии, страшно представить, выросла на 250% только за последние полгода», — рассказал корреспонденту агентства «Регнум» житель Риги и предоставил направленное ему ещё в сентябре письмо от компании, поставляющей электроэнергию, с извещением о необходимости повышения тарифов.
Габриэль БОРИЧ: «Необходима социальная сплочённость»
Избранный президент Чили Габриэль Борич заявил, что стране крайне необходимы структурные изменения. В обширном эксклюзивном интервью он затронул различные вопросы: ситуация в зоне, где проживает народ мапуче; текущий учредительный процесс; борьба с трафиком наркотиков и иной преступностью.
Важнейший приоритет — образование

Министерство образования Венесуэлы заявило, что с началом 2022 года более 94 процентов студентов страны приступили к очным занятиям. В свою очередь, президент Боливарианской республики Николас Мадуро подтвердил, что, несмотря на небольшой рост заболеваемости SARS-CoV-2 в последние дни в связи с появлением штамма «омикрон», очные занятия пока будут продолжаться.

Закрывается оборонный завод
Крупнейшее оборонное предприятие Болгарии — завод «Арсенал-Казанлык» прекращает работу из-за ухудшения эпидемиологической ситуации и недостатка финансирования, сообщает софийское издание «Монитор». Подобное уже было в 2020 году — тогда предприятие останавливало производство на месяц, однако ряд цехов частично продолжали проектные работы.
Лаос решает назревшие проблемы
Открытие железной дороги Китай — Лаос, сухопутного порта Таналенг и логистического парка Вьентьяна создаст прочную основу для восстановления экономики в 2022 году, заявил премьер-министр Лаосской Народно-Демократической Республики Фанхам Випхаван. Он подчеркнул, что правительство прилагает все усилия для преодоления финансовых трудностей, чтобы не допустить втягивания страны в экономический кризис, информирует газета «Вьентьян таймс».
ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
ПАРИЖ. Во Франции началась общенациональная забастовка учителей. Преподаватели жалуются на усталость от постоянно меняющихся антиковидных правил. Многочисленные требования по тестированию и изоляции при потенциальных случаях заражения мешают занятиям, внося хаос в процесс обучения.
Под музыку Шопена…

В Музее Фредерика Шопена в Варшаве начались работы по восстановлению оригинального звучания инструмента известного на весь мир польского композитора и пианиста, сообщает Польское радио.

Музей этот был создан ещё в начале 1930-х годов Обществом Фредерика Шопена.
Все статьи номера