Рекордный урожай поставил донских аграриев на грань выживания
Впереди горячее время для селян — весенняя посевная. Местные чиновники уже возвестили, что будущий урожай-2018 станет рекордным за всю историю донского края. Под него осенью в области засеяли озимыми более 2,5 миллиона гектаров. По данным минсельхозпрода, это на 103 процента больше прошлогодних площадей. Сев главной зерновой культуры Дона — озимой пшеницы — был произведён на 2,4 миллиона гектаров, что на 6 процентов превышает показатели 2017 года. Благодаря теплой и влажной зимней погоде озимые взошли без потерь.
ДОБРЫЕ ВЕСТИ С ПОЛЕЙ, казалось бы, должны осчастливить хлеборобов, но, увы, ситуация этой зимой сложилась тяжёлая. Донские крестьяне собрали летом лучший за последние годы урожай — более 13 миллионов тонн зерна. Парадокс в том, что богатая жатва селян не озолотила, а скорее обобрала. Ведь в нынешней экономической ситуации вырастить хороший урожай стоит немалых трудов, но продать его — задача и вовсе непосильная. Многим земледельцам пришлось реализовать свою продукцию задарма, что лишило их прибыли и надежд на безбедное существование.
В декабре прошлого года донской министр сельского хозяйства Константин Рачаловский огласил неутешительную статистику. В ростовских портах максимальная стоимость тонны пшеницы 3-го класса составила 8,8 тысячи рублей, 4-го класса — 8,2 тысячи рублей. Ещё дешевле принимали продукцию перекупщики на местах, «наваривая» на труде хлеборобов кто во что горазд. Вышло, что щедрый урожай и падение курса рубля вызвали обвал цен. Ещё в феврале 2017-го зерно 3-го класса можно было сдать в среднем за 9,5 тысячи рублей, за зерно 4-го класса предлагали почти 9 тысяч.
Продавать себе в убыток, когда пшеничные цены скатились до неприличия, для селян — вынужденный шаг. Наступает время снова выходить в поле, впору брать новые кредиты на проведение посевной, но немало сельхозпроизводителей ещё за 2017-й не расплатились по долгам. Брали кредиты под технику, удобрения, надеясь на хорошие доходы от ударной жатвы, но дармовая стоимость зерна поставила на надеждах землепашцев крест. А ведь надо ещё платить зарплату, приобретать семена, технику, запчасти, солярку, минеральные удобрения, которые дорожают с завидным постоянством.
Не выход и попридержать пшеницу до лучших времён, потому что хранить её практически негде. На Дону действуют 65 элеваторов и хлебоприёмных предприятий, в которых можно приберечь только 4,5 миллиона тонн зерна. Строительство же новых современных ангаров — дело дорогостоящее и долго окупаемое.
К бедам, преследующим ростовских крестьян, добавилось ещё и падение качества зерна. Только 66 процентов намолоченной пшеницы прошлого урожая оказалось соответствующим продовольственному классу. Причём неутешительная тенденция такова: чем выше валовой сбор, тем «слабее» сорта. В 2016 году доля зерна «высшей пробы» составляла на Дону 76 процентов, в 2014-м — около 90 процентов, в 2013-м — почти 95. Для сравнения: в соседнем Краснодарском крае хлеборобы в ходе последней жатвы получили 80 процентов качественного зерна. По заявлениям специалистов, на стороне кубанцев более выгодные погодные, географические условия, лучшая научно-техническая база, достаточная минеральная подкормка — около 130 килограммов на гектар. В донском крае в среднем на гектар приходится 75 килограммов удобрений. Но главная причина падения зернового качества в том, что выращивать высококлассную пшеницу ростовским селянам просто невыгодно, из-за нежелания перекупщиков её приобретать. На рынке более востребовано зерно 4-го класса, и это главный аргумент для торгашей. Именно они в нынешних условиях остаются в выигрыше, а не рядовые труженики села.
В них перекупщики вцепились мёртвой хваткой, и исправить несправедливую сложившуюся расстановку сил в сельском хозяйстве не позволяют ни многочисленные госпрограммы, ни выделяемые средства на ГСМ или страхование. Эта помощь год от года сжимается как шагреневая кожа. Если в 2016 году Ростовская область получила из федерального бюджета на поддержку сельхозпроизводителей 900 миллионов рублей, то в 2017-м — уже на 200 миллионов меньше. Донские коммунисты не раз заявляли, что крестьянам не нужны подачки, не стоит им морочить голову процентными ставками и субсидиями. При Советской власти государство покупало у колхозников всё зерно, которое они выращивали. Сегодня единственный выход, чтобы главные кормильцы страны не разорялись из-за невозможности расплатиться по долгам, — приобретать их продукцию по разумной цене. Заранее определять закупочную цену на будущий год, чтобы можно было планировать производство, прибыль, решать, брать кредиты или нет.
Введение государственного регулирования цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию — единственный выход из тяжелейшего положения, в котором оказалось село, уверены в Компартии:
— Парадокс, но большой урожай является большой бедой для сельского хозяйства. Все биржи в стране контролируются американцами, и мы очень сильно привязаны к нашим экспортным возможностям. В результате цены на зерно снизили, а в магазинах растёт стоимость хлеба, — заявил в своём выступлении на заседании Госдумы в ноябре 2017-го лидер донских коммунистов, первый заместитель руководителя фракции КПРФ в парламенте Николай Коломейцев.
Он огласил предложения красных депутатов при обсуждении законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности. Призвал коллег проголосовать за документ, который может защитить сельхозпроизводителя от недобросовестных спекуляций на его труде, помочь попасть им со своей продукцией на прилавки. Для этого, среди прочих мер, КПРФ предложила ввести ограничения на торговые надбавки, учитывая сложность и затраты на производство.
В Ростове-на-Дону, например, буханка хлеба стоит недёшево — 35—40 рублей, а килограмм пшеницы третьего класса — в среднем 8,7 рубля. Разница между стоимостью зерна и готовым хлебобулочным изделием оседает в карманах тех, кто не пролил ни капли пота на поле: разной масти посредников, перекупщиков, продавцов топлива, хозяев торговых сетей, банкиров, знающих толк в процентной ставке. Одним словом, на крестьянском труде наживаются все кому не лень, кроме самих аграриев.
Но, к сожалению, меры, которые в эти трудные времена пришлись бы как никогда к крестьянскому двору, встретили резкое противодействие думского большинства. Законопроект не был принят, оставив сельских жителей наедине со своими трудностями и проблемами накануне очередной посевной кампании. По данным специалистов, озимые посевы сегодня находятся в хорошем состоянии, и то, как они перезимуют, будет зависеть от донской погоды. Будущее же селян — на совести депутатов и чиновников, рубящих на корню приносящие людям пользу инициативы и законы.
ОСЕНЬЮ 2016 ГОДА белгородский губернатор Е.С. Савченко провозгласил цель ближайшего этапа развития молочного животноводства на Белгородчине: «Мы перед собой поставили задачу — выйти на миллион тонн производства молока в год... Сейчас мы производим примерно половину этого объёма, но, если экономический темп будет сохранён, нужного показателя достигнем в ближайшие два-три года».
На Урале впервые за 40 лет зарегистрирована вспышка туберкулёза в стаде крупного рогатого скота
ПРОШЕДШИЙ ОКТЯБРЬ у любителей продукции местных бурёнок вызвал оголтелую панику: печатные и интернет-издания Среднего Урала сообщили о туберкулёзе коров в сельхозкооперативе «Путиловский» Алапаевского района, чьё молоко охотно брали переработчики, а в магазинах покупатели отдавали ему предпочтение — как за качество, так и за низкую цену.
В среднем 175 американцев погибают в США каждый день от передозировки наркотиков. Такую статистику приводит информагентство «Регнум» со ссылкой на испанскую газету ABC.
КОЛИЧЕСТВО выдаваемых рецептов на болеутоляющие лекарства на основе опиатов увеличилось за последние 15 лет втрое. Медицинские препараты, которые раньше предназначались только для тяжелобольных и перенёсших серьёзные операции, теперь выписывают тем, кто страдает от лёгких хронических болей. Таким образом стали зависимыми 110 млн человек, испытывающих лёгкие болевые симптомы. Это привело к увеличению фармацевтического производства и рынка.
Об окончании так называемой антитеррористической операции в Донбассе и начале «операции Объединённых сил» объявил во время недавней поездки в регион президент Украины Пётр Порошенко.
ПОДПИСЫВАЯ документ, он напомнил, что Верховная Рада приняла закон «о реинтеграции Донбасса», согласно которому формат карательной операции, длившейся с 2014 года, изменён на «операцию Объединённых сил». «Мы изменяем формат этой операции, руководство переходит к Вооружённым силам Украины», — заявил Порошенко и назначил генерал-лейтенанта Сергея Наева командующим Объединёнными силами. Наев пообещал подготовить ВСУ к захвату территорий республик Донбасса.