НЕДАВНО в одном крупном, популярном у москвичей супермаркете довелось наблюдать такую картину. Рядом с безлюдными колбасно-сырными полками в овощном отделе — столпотворение. Оказалось, «выбросили» картошку по 10 рублей за килограмм. К прилавку с клубнями не пробиться. Народ споро затаривается, не обращая внимания на красивые, но дорогие упаковки с чистенькими клубнями. Покупателям — хорошо, чего не скажешь о крестьянах, тех, кто эту картошку вырастил. Нынче они вынуждены отдавать её по 4 рубля за килограмм и даже дешевле, что существенно ниже себестоимости.
Вот ведь как обернулась судьба картофелевода. Позапрошлой зимой «второй хлеб» продавался по 25—30 рублей за килограмм. И тому была веская причина — осень 2013-го отметилась нескончаемыми проливными дождями. Поливало так, что техника отчаянно вязла в поле. Тогда собрали 30,2 млн. тонн, но клубни были некачественные и не подлежали долгому хранению. Часть урожая была потеряна. Однако те земледельцы, кому тогда повезло с погодой, получили неплохую прибыль.
В 2014 году накопали 31,5 млн. тонн, и оптовые цены были приемлемыми — держались в среднем от 15 до 20 рублей за килограмм.
Минувшая осень выдалась благодатной. Урожай собрали отменный. По данным статистики — более 33 млн. тонн. Овощеводам бы радоваться, а тут хоть караул кричи. Рынок не выдержал такого изобилия и в одночасье рухнул — спрос на картошку резко упал. А ведь многие хозяйства, надеясь на прошлогодние цены, расширили посевные площади, закупили импортные семена, средства защиты растений, удобрения и вдруг оказались на грани разорения.
А что делать оставшимся внакладе профессиональным картофелеводам? Кому нужны теперь плоды их нелёгкого труда?
Уж точно не нынешнему государству. Ведь чтобы не пропал урожай, нужна отлаженная система его переработки — предприятия по изготовлению сухого, мороженого картофеля, картофельных хлопьев. Особенно крахмала, без которого не обойтись во многих отраслях пищевой промышленности. В Советском Союзе всё это было, а нынче у нас перерабатывается лишь два процента урожая картофеля, да и тот, видимо, идёт в основном на изготовление чипсов — далеко не самых полезных продуктов питания.
Словом, без вмешательства государства, без должного финансирования проблему сохранения урожая, не только в картофелеводстве, не решить. В наши дни нередко приходится слышать призывы высших чиновников увеличивать урожайность сельскохозяйственных культур. Приводятся цифры гигантских урожаев, которых мы могли бы достигнуть, используя богатые природные возможности нашей страны.
Но какой в этом толк, если негде хранить и перерабатывать выращенное?
21 марта
— 95 лет назад ВЦИК принял декрет «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом».
Приветствуем «Рабочий фронт»
Владимир КАРПЕНКО, первый секретарь Сальского райкома КПРФ, депутат Законодательного собрания Ростовской области, председатель областного совета трудовых коллективов:
1. Какие материалы в «Правде» привлекли ваше внимание за последнее время и чем?
2. Что в газете вас не удовлетворяет и каковы ваши предложения?