Вслед за изнурительными командными состязаниями, которые практически полностью обновлённая и омоложённая сборная РФ по фигурному катанию заслуженно проиграла более сбалансированной, опытной и титулованной ледовой дружине из Канады, на Играх в Южной Корее пришёл черёд индивидуальных стартов. И нашим мастерам конька выпала ещё одна возможность доказать, что наследники великой советской спортивной школы всё-таки способны побеждать, даже выступая в унизительном нейтральном статусе «олимпийских атлетов из России».
ПЕРВЫЙ комплект наград в личном зачёте на арене «Кёнпхо» разыграли представители самого русского из всех видов фигурного катания — парного, поскольку именно в этой дисциплине наши спортсмены являлись законодателями моды на протяжении почти полувека и с 1964 по 2010 год не знали поражений на зимних Играх. Однако Олимпиада в Ванкувере явилась переломным моментом: отечественные парники впервые за многие десятилетия вообще не попали в призовую тройку. Правда, в 2014-м ситуацию удалось исправить Татьяне Волосожар — Максиму Транькову, вернувшим державе олимпийские лавры. Впрочем, за четырёхлетний период, прошедший после сочинского триумфа, наши спортсмены вновь утратили лидерство на мировой арене и безоговорочно правили бал только в Европе. Лишь в 2017 году в Хельсинки на пьедестал первенства планеты наконец-то сумели пробиться Евгения Тарасова — Владимир Морозов, завоевавшие «бронзу».
Но изначально ведущая российская пара не рассматривалась в числе фаворитов XXIII Игр. Казалось, что скромные победители двух последних первенств Старого Света, нестабильно выступающие в нынешнем сезоне, едва ли могут тягаться со своими многоопытными и именитыми соперниками. Тем более что компания жаждущих разжиться олимпийскими наградами, желательно высшей пробы, в южнокорейском Канныне подобралась весьма амбициозная. Чего стоили одни только представители ФРГ Алёна Савченко — Брюно Массо. Было совершенно очевидно: 34-летняя партнёрша, вместе с прежним боевым спутником уже выигравшая пять мировых турниров и две «бронзы» Игр в Ванкувере и Сочи, приехала на свою пятую (!) и последнюю Олимпиаду с новым напарником явно не для того, чтобы любоваться красотами озера Кёнпхо, давшего название одноимённому ледовому дворцу спорта. Увенчать долгую блистательную карьеру выдающаяся фигуристка настроилась как минимум серебряной медалью важнейшего старта четырёхлетия.
Не менее честолюбивые замыслы вынашивали и свежеиспечённые олимпийские чемпионы в командных соревнованиях, двукратные победители первенства планеты канадцы Меган Дюамель — Эрик Рэдфорд, а также действующие обладатели мировой короны китайцы Суй Вэньцзинь — Хань Цун, прозванные «энерджайзерами» за своё виртуозное катание.
Что же могли противопоставить этим «акулам конька» Евгения Тарасова и Владимир Морозов, не имеющие к тому же в своём арсенале никаких навороченных элементов типа параллельного тройного лутца или выброса в четыре оборота? Только чистый прокат. Вроде того, который они впервые за сезон продемонстрировали в командном турнире, где выиграли обязательную программу, ещё раз доказав, что на Играх побеждает не столько самый техничный, сколько самый безупречный.
ТЕНДЕНЦИЮ кататься без срывов на льду «Кёнпхо» сразу задали Кристина Астахова и Алексей Рогонов — наш, по американским меркам, «оловянный» дуэт (на национальном чемпионате США фигуристы, поднимающиеся на четвёртую ступеньку пьедестала, награждаются оловянными медалями). Напомним, ребята попали в основной состав олимпийской сборной в последний момент, когда МОК, «не пригласив» на Игры Ксению Столбову, лишил страну второй по статусу пары Столбова — Климов. И надо отдать должное, для «запасных» Кристина и Алёша очень достойно выступили в коротком номере, замкнув десятку сильнейших.
Их славный почин всецело поддержали Наталья Забияко — Александр Энберт, также показавшие лучший результат в сезоне. Правда, их предварительная восьмая позиция, не очень вязавшаяся с безошибочным прокатом, опять наводила на мысли о придерживании оценок и неадекватном судействе. Так, арбитры «не заметили» очевидных промахов ни немцев Алёны Савченко — Брюно Массо, ни канадцев Меган Дюамель — Эрика Рэдфорда, умудрившись даже отплюсовать им некачественно выполненные элементы. При этом фигуристы из Страны кленового листа получили ещё и высокие оценки за компоненты, хотя их выступление традиционно являло собой не какую-то цельную композицию, а набор красивых жестов под приятную музыку.
По жребию Евгения Тарасова — Владимир Морозов вышли на лёд последними. К тому времени с заметным отрывом лидировали китайцы Суй Вэньцзинь — Хань Цун, набравшие за короткую программу 82,39 балла — вторую сумму в истории (рекорд по-прежнему принадлежит героям Игр в Сочи Татьяне Волосожар — Максиму Транькову). Но сильнейшие парники Европы не дрогнули и выдали ещё более вдохновенный и мощный прокат, нежели в командном первенстве. Ребя-та превзошли самих себя, зарабо-тав лучший результат в карьере (81,68 балла) и отстав от конкурентов на мизерные 0,71 балла (примерно на столько выброс тройной флип китайцев ценится «дороже» тройного риттбергера россиян). Было от чего впасть в эйфорию, готовясь дать решающий бой в произвольном номере.
НО В СПОРТЕ, где от печали до радости — всего лишь мгновенье, никогда не стоит почивать на лаврах раньше времени. В заключительный день соревнований у российских дуэтов всё разладилось. Сначала Кристина Астахова — Алексей Рогонов потеряли много баллов из-за падений партнёрши с параллельного прыжка и второго выброса, в результате чего съехали на двенадцатую позицию. Затем сбои на тех же элементах (правда, без приземлений партнёрши на «пятую точку») не позволили Наталье Забияко — Александру Энберту подняться выше седьмой строчки.
Между тем царившая на арене «Кёнпхо» нервозная атмосфера накалялась по мере приближения к развязке турнира и грозила в любой момент обернуться сенсациями и срывами у главных претендентов на награды XXIII зимних Игр. Так и случилось. Финальную часть схватки за звание олимпийского чемпиона — самый заветный титул в карьере любого спортсмена — открыли Алёна Савченко и Брюно Массо, с ходу выдавшие то, что называют прокатом мечты. Идеально исполнив на высокой скорости все элементы, представители ФРГ установили новый мировой рекорд в произвольной программе, набрав 159,31 балла и побив своё же собственное достижение, зафиксированное в декабре 2017 года на финале серии Гран-при в Нагое.
Менее интересно — средненько, не очень чистенько, зато с четверным выбросом — откатали Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд, сохранившие шансы на медаль. А вот глядя на выступление фаворитов состязаний Суй Вэньцзинь — Хань Цун, куролесивших на параллельных прыжках, вспоминалось шуточное высказывание, бытующее в спортивных кругах: «Мы сильны ошибками наших противников». Пара из КНР проиграла дуэту из Германии, изначально отстававшему от них на шесть баллов, не только произвольный номер, но и Олимпиаду, уступив какие-то 0,43 балла.
Однако окончательный состав пьедестала оставался по-прежнему неясен. Расставить все точки над «и» должны были Евгения Тарасова и Владимир Морозов, закрывавшие соревнования задорным танцем в ритме рок-н-ролла. Но, как уже отмечалось выше, этот день на льду «Кёнпхо» был точно не наш. Нечёткая четверная подкрутка, двойной параллельный сальхов вместо тройного, падение партнёрши с первого выброса, недокрученный тодес — всего этого набора промахов с лихвой хватило на то, чтобы выбить россиян из призовой тройки.
В итоге олимпийское «золото» заслуженно завоевали немцы Алёна Савченко — Брюно Массо, «серебром» довольствовались китайцы Суй Вэньцзинь — Хань Цун, «бронзой» — канадцы Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд. А великая держава парного катания второй раз за полвека, точнее уже за последние восемь лет, осталась несолоно хлебавши. Ванкувер-2010, навсегда ставший символом провала российских парников, вновь вернулся, но уже в обличии Пхёнчхана-2018.
Тем временем камера телеоператора поочерёдно выхватывала лица двух плачущих девушек: Алёны Савченко, неимоверными усилиями выигравшей свою последнюю Олимпиаду, и Евгении Тарасовой, упустившей шанс стать призёром своей первой. Что ж, на Всемирных играх, беспрецедентном по накалу страстей турнире, ошибки не прощаются, особенно когда конкуренты безупречны.
К 75-летию разгрома немецко-фашистских войск на Волге
Последний боевой выстрел на сталинградском поле битвы прозвучал в 124-й бригаде в конце января 1943 года близ Орловки. 26 января в 16.00 было получено распоряжение штаба армии: «124-я стрелковая бригада отводится в тыл на доукомплектование. Готовность выхода в тыл — 18.00». Согласно шифротелеграмме с приказом штаба Донского фронта, 27 января 1943 года 124-я ОСБр выбыла из состава фронта.