С началом отопительного сезона сельские жители Украины массово отказываются от газа. Не в силах оплатить баснословные суммы тепловых тарифов, они вызывают газовщиков, и те ставят им заглушки на трубы газового отопления.
Граждане переселяются в одну комнату или летнюю кухню и топят свои печи-грубки. У кого их нет, устанавливают себе буржуйки — небольшие железные печки-времянки для обогрева помещений (буржуйки возвратились на Украину вместе с буржуазией).
Подобным образом спасаются от холодов и те украинцы, чьи сёла или улицы по каким-то причинам не были газифицированы в советское время.
Согласно данным Госстата, на печном отоплении на Украине находятся порядка 2,7 млн домов. Больше всего их в Винницкой (223,8 тыс.), Львовской (около 200 тыс.), Одесской (около 162 тыс.), Черниговской (порядка 160 тыс.) областях.
Эти люди, как и те, кто отказался от газового отопления, до последнего времени грелись в основном дровами. Но в нынешнем году ценники на дрова по сравнению с прошлым выросли минимум вдвое — до 2 тыс. гривен за куб (5,5 тыс. руб.). Машина дров стоит как две месячные пенсии, и для того чтобы их купить на отопительный сезон, нужно всё лето питаться подножным кормом.
Но и при таких высоких ценах очереди на поставку дров растягиваются от нескольких недель до месяца — специализированные фирмы попросту не успевают развозить товар и жалуются на перебои.
Одна из причин нехватки на Украине дров — рост их экспорта. Дрова, в отличие от леса-кругляка, не подпадают под мораторий, их можно свободно вывозить за границу.
В нынешнем году напуганные высокими ценами на газ европейцы тоже начали запасаться дровами (их используют для каминов). Цена на экспорт — 100—120 евро за куб плюс доставка. Для лесхозов такие ценники интересны, что заставляет их формировать партии в первую очередь под экспорт.
В месяц с Украины, по площади лесов входящей в первую десятку Европы, вывозится порядка 16—17 тысяч тонн топливной древесины. Причём объёмы только растут.
То же происходит и с пеллетами — прессованными древесными опилками. Тонна пеллетов стоит уже около 4 тыс. гривен (чуть более 11 тыс. рублей).
В сложившейся критической ситуации жителей сельской Украины мог бы выручить торф. Цены на него по сравнению с ценами на газ и дрова гораздо ниже, поэтому у населения торф пользуется огромным спросом. Кроме того, его покупают для своего обогрева детские сады, школы, больницы.
Можно сказать, что областям, где добывают торф, крупно повезло. А жители других регионов страны всегда могут подъехать к ним за доступным качественным топливом. И мне трудно было поверить собственным глазам, когда я читала новость, выложенную 22 ноября на странице председателя Конфедерации свободных профсоюзов Украины и Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца: «Кабмин всё-таки ликвидирует государственный концерн «Укрторф». Как прописано в правительственном постановлении, «в связи с нецелесообразностью дальнейшего функционирования».
Подумать только: в стране, встречающей зиму без необходимых запасов газа, угля и даже дров, добыча торфа… нецелесообразна!
В объяснительной записке к этому убийственному документу среди основных причин прекращения деятельности концерна — «снижение основных финансово-хозяйственных показателей предприятий, входящих в его состав». Можно подумать, что остальные предприятия Украины «наращивают показатели».
Государственный концерн «Укрторф» был создан согласно Постановлению кабмина №689 от 3 мая 2007 года. В его состав вошли 9 государственных предприятий: «Волыньторф», «Житомирторф», «Киевторф», «Подольеторф», «Ровноторф», «Реммашторф», «Сумыторф», «Укр-инстопливо» и «Черниговторф».
Председатель первичной профсоюзной организации Независимого профсоюза горняков Украины ГП «Волыньторф» Алина Базарнова отмечает: торфоразработчики до последнего надеялись, что правительство страны прислушается к их аргументам и сохранит концерн.
Но так называемое правительство Украины, не осознающее, что оно творит, создало комиссию, которая в шестимесячный срок должна подать на утверждение в кабмин ликвидационный баланс этого важнейшего государственного предприятия.
Тем временем на Западной Украине, у ворот «Волыньторфа», не иссякает очередь из граждан, желающих приобрести торфобрикеты. В ней стоят не только жители Волыни, но и Хмельницкой, а также других областей. Пока этих людей выручают последние торфяные запасы, что будет дальше — неизвестно.
Профсоюзный лидер М. Волынец советует украинским крестьянам для обогрева собирать и сушить кизяки. Но это запоздалый совет. Животноводство «незалежной» было уничтожено ещё до вырубки её лесов и ликвидации государственного концерна «Укрторф».
Сегодня жителям украинской провинции не остаётся ничего другого, как взять «кравчучку» и отправиться с ней собирать хворост для буржуйки. А в процессе этого сбора осмыслить свою жизнь под жёлто-синим флагом украинских «патриотов», по-прежнему воющих в эти ноябрьские дни о «советском голодоморе».
Экспорт организаций «Беллегпрома» в январе — сентябре нынешнего года вырос на 21,5%, сообщает БЕЛТА со ссылкой на сайт концерна.
Совет концерна прошёл в Витебском государственном технологическом университете. «Место проведения выбрано не случайно, — отметила глава «Беллегпрома» Татьяна Лугина. — Сегодня хотелось бы не только рассмотреть результаты деятельности предприятий, но и предметно обсудить вопросы кадровой политики».
Материалы к разделу I. Программа КПРФ и её значение
Специальные репортажи:
«Молодые строители коммунизма», «Призрак коммунизма», «Фундамент обновлённого социализма».
РАЗДЕЛ I. ПРОГРАММА КПРФ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ
Тема 1. Историческая роль Программы партии
1. Зачем партии Программа?
2. История партийных программ — история партии.
3. Исторические условия появления текущей Программы КПРФ.