Интересна и поучительна история хутора Ленинский Веселовского района Ростовской области. Появился он в 1920 году, когда 10 семей прибыли на «новые земли». Создали они товарищество по обработке земли и на три года были освобождены от налогов. Затем вместе с присоединившимися к ним новосёлами образовали колхоз и стали жить — не тужить. В 1932 году появилась на хуторе школа, через три года в здешних местах появились тракторы и комбайны, была создана машинно-тракторная станция.
После войны хуторяне отстроили разрушенное, помогли в строительстве оросительной системы. Достаток стал прибывать и после укрупнения колхозов. В хуторе Ленинский появились каменные дома с водяным отоплением, заасфальтировали улицы. Досталось хозяйству от Советской власти 5431 га пахотной земли, из них 2042 гектара орошаемых. Но, видать, не в коня корм оказался для новых «хозяев». Если в годы Советской власти народ богател, то теперь с каждым прожитым годом всё более пустеет левобережье Маныча. Против этой тенденции «воюет» герой нашего рассказа.
НЫНЕШНЕЙ ОСЕНЬЮ Григорий Олексюк, глава крестьянско-фермерского хозяйства «Олекса», много внимания уделить уборочным работам не смог: других забот, как говорится, столько привалило, что трудиться пришлось не покладая рук. Дело в том, что Григорий Григорьевич — второй секретарь Веселовского райкома КПРФ, а на конец лета и начало осени пришёлся пик кампании по выборам депутатов Государственной думы. В Веселовском районе к тому же выбирали и депутатов поселенческих собраний. Так что особо заниматься хозяйством коммунисту-фермеру было некогда.
— Основная нагрузка в этом году пришлась на моего брата Василия и других совладельцев нашей семейной фермы, — рассказывает Григорий Григорьевич. — Скоро полку наших работников прибудет: собирается перебраться из города в хутор один из моих сыновей, а там, глядишь, и второй вернётся на малую родину.
Словом, мужской рабочей силы прибавится. Но предаваться мечтаниям Григорий Григорьевич не привык, надо исходить от имеющегося. А имеются 64 гектара пахотной земли, выделенной членам большой семьи на паи реорганизованного колхоза «Ленинский путь». Два брата выращивают картофель, зерновые и подсолнечник. Урожайность на здешних гектарах, расположенных на равнинах левобережья реки Маныч и Веселовского водохранилища, хорошая, климат благоприятствует росту зерновых и зернобобовых культур. Но самый важный урожай собрал Григорий Григорьевич Олексюк не на матушке-земле, кормилице людей, а на участках Верхнесоленовского избирательного округа №1, где хуторяне выбирали пять достойных из одиннадцати кандидатов, выставивших себя на суд земляков.
Григорий Олексюк депутатствует с 1988 года: сначала в сельсовете, потом в Собрании поселения, в районном Собрании. И в советские годы, а тем более при нынешней власти здешние хутора считаются отдалённым захолустьем. До бога, как говорится, высоко, до царя — далеко. В райцентр не наездишься ходить по присутственным местам, а Олексюк всегда рядом. К нему обращались и обращаются по всем вопросам: будь то составление какого-нибудь прошения, а то и по-соседски — рассудить ссору, развести так, чтобы люди зла друг на друга не держали. И ему всегда удавалось оправдать надежды хуторян. Потому его авторитет в хуторе высок, потому его дом иногда в шутку называют депутатской приёмной. Но не всем оказалась такая ситуация по нраву. И попытались ушлые люди положить этому конец.
В хуторе Ленинский — 400 дворов, 1300 жителей, из них голосующих — 920. Идти в депутаты никому не запретишь, но можно создать на их пути искусственные препоны. Например, выставить в этом 5-мандатном округе самых уважаемых людей. А кто на хуторе самый-самый, спросили себя местные «политтехнологи» и ответили: конечно, директор ЗАО «Нива» Алексей Шурыгин, и в силу его должности земляки, выходит, просто обязаны ему отдать свои голоса. Ну и агитаторов из числа соцработников и учителей легко настроить на нужную волну: от него зависит практически всё население хутора. А Григорий Олексюк свою выборную кампанию не проводил, ему нужно было организовывать агитацию за кандидата-коммуниста в Госдуму.
— Да и неудобно даже агитировать за себя, — развёл руками Григорий Григорьевич. — Что я буду землякам о своих заслугах говорить? Я с детских лет перед ними как на ладони!
Тем не менее преимущество фермера над директором ЗАО «Нива» оказалось более чем в два раза. Потом многие раздумывали: почему же местный «благодетель» так отстал от Олексюка? Я тоже задался этим вопросом, и почти все опрошенные мною жители хутора Ленинский дали одинаковый ответ. ЗАО «Нива» выращивает семенные культуры, в уборочную страду сюда приезжают сезонные рабочие из других хозяйств, районов и даже из других областей. В это время средний заработок за день у рабочих, в том числе и у жителей хутора Ленинский, по 600—700 рублей. Но когда сезонников нет, заработок местных жителей не превышает 200 рублей в день, а то и падает до ста пятидесяти. Другой работы во всей округе не найти, вот и пользуется моментом директор, вынуждая земляков довольствоваться нищенской зарплатой.
Не смогли и другие «авторитетные лица» перекрыть дорогу Олексюку к депутатскому мандату. Теперь ему снова придётся оказывать помощь землякам. Жителям хутора Ленинский — по мандату депутата. А жителям, идущим к нему вереницей из других хуторов, а их в Верхнесоленовское сельское поселение входит аж 18, тоже приходится подсоблять, хотя у них есть свои депутаты. Кое-где осталось совсем мало заселённых дворов. Далеко не во всех есть школы, ФАПы, почтовые отделения.
Слава Григория Олексюка как честного и справедливого человека разнеслась по заросшим бурьяном, коноплёй и прочим чертополохом развалинам.
— Авторитет Григория Григорьевича завоёван не только трудом фермера или добросовестным исполнением депутатских обязанностей, — рассказывает первый секретарь Веселовского райкома КПРФ Пётр Александрович Бартошек, тоже завоевавший 18 сентября депутатский мандат Веселовского сельского поселения. — Олексюк — известный в области тренер по настольному теннису. Занятия Григорий Григорьевич ведёт в спортзале клуба хутора Ленинский. Воспитанники хуторской секции участвуют в районных, зональных и областных соревнованиях. И нередко выходят победителями в споре с соперниками из городов, в том числе Таганрога, Новочеркасска и даже Ростова-на-Дону.
Наверное, это в крови у жителей Ленинского: в советские времена здешние колхозники и в растениеводстве, и в животноводстве становились обладателями рекордных урожаев, рекордных привесов. Память об этом хранится во многих семьях — в фотографиях с выставок, в газетных вырезках, в орденах и медалях, вручённых за трудовые заслуги. Жива память о тех временах, когда в каждом хуторе были фермы по откорму свиней и молочно-товарные, птичники, отары овец. На колхозной свиноферме было шесть тысяч свиней, среднесуточный привес поросят доходил до двух килограммов. Будь это сказано не Григорием Олексюком, а другим человеком, засомневался бы. Ведь сейчас во всей округе осталось одно-два животноводческих помещения. Но Григорий Григорьевич в молодые годы заведовал фермой, был секретарём животноводческой партъячейки. Наверное, по прошлой привычке знает он наперечёт всю скотину в хуторских подворьях. Например, дойных коров в советские годы у жителей хутора Ленинский было порядка 700. Сейчас — остались 32. За молоком теперь хуторяне ходят в магазин.
Нагнетают истерию
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ весной 2017 года направит в Эстонию батальон с тяжёлым вооружением. Британцы присоединятся к силам из Франции и Дании. Об этом сообщает газета «Файнэншл таймс» со ссылкой на министра обороны Соединённого Королевства Майкла Фэллона. В составе подразделения будет 800 военнослужащих, а на его вооружении — танки, боевые машины пехоты и беспилотные летательные аппараты. «Этот батальон, по своему характеру оборонительный, будет полностью боеспособным», — подчеркнул Фэллон.