В Молдавии стремительно падает спрос на высшее образование
На открывшейся в сентябре в Нью-Йорке 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН делегация Республики Молдова обратилась с просьбой помочь вывести российские войска из Приднестровья. В ответ делегация была поставлена в известность о том, что просьба будет рассмотрена через месяц. А пока представителей Молдавии попросили осветить вопрос, включённый в повестку дня: почему в республике нарушаются права детей на образование? Эта озабоченность мирового сообщества не лишена оснований.
В НОВОМ учебном году тысячи мест, в том числе бюджетных, в университетах, академиях и других вузах республики остались невостребованными. В двух — Академии транспорта, информатики и коммуникаций и Академии живописи — первокурсников в этом году вообще нет из-за отсутствия кандидатов. Никто не пришёл поступать. Ещё два вуза — Академия музыки, театра и изобразительных искусств (её всегда штурмом брали) и Институт наук в области образования (педагогический) — надеялись добрать минимально необходимое число первокурсников, продлив приём документов. То есть более 20 процентов вузов Молдавии, открывших приём первокурсников в этом году, столкнулись и пострадали от демотивации молодых людей, определивших свой выбор не в пользу продолжения учёбы и получения высшего образования.
А зачем им высшее образование, если после окончания вуза остаётся только одно — уехать на заработки куда-нибудь в Италию или Португалию, чтобы там подавать ночные горшки богатым старушкам? В своей стране — ни работы, ни перспектив.
Поэтому на лиценциат (первая ступень высшего образования в Молдавии) план приёма был выполнен лишь на 74 процента, а на мастерат (вторая ступень) — лишь на 84 процента.
Национальная катастрофа в сфере образования, разразившаяся в последние 8 лет, после захвата власти в 2009 году в республике буржуазными прозападными силами, особенно наглядно видна в сравнении с предшествующим восьмилетием (2001—2009 гг.), когда у власти находились молдавские коммунисты. За этот «красный» период в два раза вырос приток молодёжи в вузы, почти две трети выпускников школ делали выбор в пользу вузовского образования. На фоне общего экономического роста «при коммунистах» расходы на образование выросли в два раза и достигли 10 процентов от ВВП (по доле расходов на образование Молдавия вышла тогда на одно из первых мест в мире). Росли стипендии, снижалась плата за обучение, проживание в общежитиях (а за последние 8 лет стипендии повышались лишь в 2014-м, в год парламентских выборов, когда шла борьба буржуазных властей за голоса избирателей-студентов).
Коммунисты дали сфере образования не только новые деньги, но и новые идеи. Очень интересно, например, как просто они решили задачу увязывания стимулирования качества школьного образования (стремиться лучше учиться с первого класса) с перспективами получения высшего образования. В Молдавии были отменены вступительные экзамены в вузы вообще. Студентами становились на основе конкурса школьных аттестатов. Учись в школе хорошо и отлично — и тебе открыта дорога в любой вуз. Тут не только торжествовала справедливость (труд ребёнка в школе признавался главным основанием учёбы в институте и гарантией успехов в вузе), но и ставился серьёзный заслон такой социальной язве, как взятки на вступительных экзаменах.
Наконец, коммунистами был заявлен и всесторонне обеспечен (экономически, кадрово и т.д.) амбициозный проект: с 1 сентября 2009 года всё образование в Молдавии должно было стать бесплатным.
Но этим планам не суждено было сбыться. «Кишинёвский майдан» 7 апреля 2009 года и ряд ошибок, допущенных правящей компартией во внутренней и внешней политике, отбросили страну на десятилетия назад по всем показателям, в том числе и в сфере образования.
Новые власти приняли Кодекс об образовании. В основу был положен чисто буржуазный подход: сколько леев приходится на одного ученика в той или иной школе (ну как к поголовью свиней). Если данная величина не соответствовала определённому уровню (обычно это наблюдалось в малокомплектных школах в сёлах и в глубинке), то эти школы просто-напросто начали закрывать. За последние годы в результате так называемой оптимизации в Молдавии были закрыты сотни школ (называются разные цифры, от 300 до 500, а всего в республике было менее полутора тысяч образовательных учреждений начального и среднего звена — школ, лицеев и гимназий). Всё это делалось по рекомендациям западных советников. При этом на улицу были выброшены около 7000 учителей — пятая часть всего учительского контингента страны. Но зарплата оставшихся в школах учителей не только не выросла в результате «оптимизации», как было обещано, но с учётом инфляции даже сократилась. В новом учебном году образовательная система Молдавии не досчиталась ещё 23 лицеев и 22 гимназий.
Коммунисты, находясь в оппозиции, как могли, сопротивлялись этому негативному процессу.
— Сейчас делается простой математический расчёт: сколько средств отводится из бюджета на одного ученика. Но школа — это не производственный процесс. Здесь не может быть производительности труда, плана по производству, — говорит депутат парламента от Партии коммунистов Республики Молдова Елена Бондаренко. — Ежегодно только в Кишинёве число учащихся сокращается на тысячу человек. В этом году остались невостребованными бюджетные места в вузах страны, я уже не говорю о контрактниках. Речь идёт и об учреждениях среднего специального образования. Всё это свидетельствует о массовом исходе граждан из страны. Большая часть из них уже никогда не вернётся в Молдавию.
Критика коммунистами избранного курса в образовании привела к отставке профильного министра Майи Санду, автора и поборника «оптимизации», что не помешало ей, однако, в прошлом году претендовать на пост президента республики и даже выйти во второй тур выборов.
Тем временем, только по официальным данным минобразования, с 2010 по 2015 год число учащихся в Молдавии снизилось на 16 процентов и продолжает сокращаться. Гораздо серьёзнее выглядят качественные последствия учинённого в сфере образования погрома. Резко упал уровень знаний и подготовки школьников. Как в своё время отмечала «Правда», в 2013 году 42 процента выпускников школ не смогли сдать выпускные экзамены. В 2014 году таких выпускников было уже 56 процентов. События последних лет показывают: вслед за образовательной деградацией молодёжи наступает её ценностная переориентация, при которой образование уже не входит в число приоритетов личности.
ПАРТОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ села Бурукшун выражает свою поддержку инициативы газеты «Правда» о создании памятника-мемориала жертвам фашизма на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны.
Тем более это важно, что жертвам так называемого красного террора открывают памятники в разных местах, а вот Общероссийского памятника жертвам фашистского геноцида до сих пор нет.
Осенью 1941 года немецкими войсками были полностью оккупированы 17 районов Подмосковья и 10 — частично. Окончательно эта территория освобождена в феврале 1942 года.
ЗА ВРЕМЯ оккупации в Московской области уничтожено более 46 тысяч сельскохозяйственных построек, свыше 56 тысяч промышленных зданий, почти 44 тысячи жилых домов общей площадью более 9 миллионов квадратных метров, тысячи людей лишились крова над головой. Всего в области более 600 деревень и сёл уничтожено полностью, более 1000 — частично.
Сегодня мы опять возвращаемся к теме, которую «Правда» ведёт уже не первый год. Речь об увековечении памяти жертв немецко-фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны.
Известно, что людские потери Советского Союза в той войне составили около 27 миллионов человек. И вот ныне в сознании многих, если не большинства, всё это — бойцы Красной Армии, погибшие якобы из-за нашего «неумения воевать».
Эти слова президента Венесуэлы отражают атмосферу, в которой проходил его официальный визит в Белоруссию.
СВОЙ ВИЗИТ Николас Мадуро совершил в трудное для Боливарианской республики время. Уже несколько лет буржуазно-«демократическая» оппозиция, управляемая из Вашингтона, пытаясь захватить власть, расшатывает политические и социально-экономические устои государства. По отработанному США в других странах сценарию «цветных» революций и «мягкого» переворота она спровоцировала бойни на улицах крупных городов и внесла хаос в хозяйственную деятельность, приведший к экономическому кризису, нехватке продуктов и товаров массового потребления.
Можно поразиться, насколько жизнь Украины с разных точек зрения противоречива и как несовместимы отдельные явления сегодняшнего дня.
НА ЮЗОВСКОМ металлургическом заводе (ЮМЗ), одном из крупнейших в отрасли предприятий на территории Донецкой народной республики, в конце минувшей недели возобновилась выплавка стали (на снимке). В запуске процесса принял участие глава ДНР Александр Захарченко.