С чем Польша готова шагнуть в 2026-й?
Правительство Польши представило в сейм проект бюджета на будущий год. Если вкратце — дыра в польском бюджете становится ещё шире, а госдолг норовит улететь в космос. Зато военные расходы бьют рекорды, закрепляя за страной статус лидера в НАТО по тратам на оборону в процентах от ВВП.
Вот только ценность такого лидерства сомнительна. Или даже бесславна, как считают в польской экспертной среде. На хлеб это лидерство не намажешь, больницы и школы не построишь и зарплаты бюджетникам не выплатишь. Латать дыры в бюджете польские элиты надеются за счёт средств из фондов ЕС. Накаляя ситуацию на восточной границе, Польша уже выбила из Брюсселя десятки миллиардов долларов. Однако, торгуя государственной безопасностью, польское руководство может потерять куда больше.
Бесславные лидеры Евросоюза
Весь год польские власти сыпали заявлениями о будущих экономических прорывах и грандиозных инвестиционных проектах. «Мечта о том, что Польша станет лидером роста в ЕС, уже становится реальностью, и в последние месяцы мы заложили для этого основы», — заявлял польский премьер Дональд Туск в начале года.
Правда, оптимизм премьера явно не вязался с экономическими показателями. 2024-й завершился существенным падением экспорта и инвестиций. Тогда же по стране прокатилась волна банкротств и массовых сокращений. Нынешний год в этом плане оптимизма не прибавил. Кризис в польской промышленности лишь набирал обороты. Предприятия закрывались, люди оставались без работы.
«Благосостояние, ради которого поляки трудились годами, исчезает на наших глазах…» — сокрушалась в марте этого года экс-премьер Польши Беата Шидло. Она привела данные, согласно которым, только за январь — февраль польские компании анонсировали коллективные увольнения, затрагившие в общей сложности 14,8 тыс. человек. «Это почти в три раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. При этом из этой группы 7,7 тыс. человек уже потеряли работу. Это трагедия для тысяч польских семей, и что хуже всего, это только начало. Будет ещё хуже. При Туске польская экономика и промышленность приходят в упадок», — констатировала экс-премьер.
Но сам Туск и его министры проблем не замечали. Мол, ВВП растёт, а банкротящиеся предприятия можно перепрофилировать под выпуск оружия. «Ничто не мешает нам начать производство оружия там, где когда-то производились котлы», — заявлял в апреле польский премьер.
В том, что поводов для беспокойства нет, пытались убедить общественность и провластные СМИ. Они же продвигали тезис о том, что польская экономика в значительной степени основана на услугах, а промышленная отрасль стране не так уж и важна.
Однако закрыть услугами дыру в бюджете никак не получается. Представленный только что проект закона о бюджете на 2026 год предусматривает, что доходы государственного бюджета составят 647,2 млрд злотых, а расходы — 918,9 млрд злотых. То есть образуется дефицит в размере 271,7 млрд злотых, или почти 75 млрд долларов. Это на 5 млрд долларов больше, чем закладывалось на текущий год.
Проект бюджета также указывает, что Польша продолжит залезать в долги. Соотношение госдолга к ВВП составит 53,8%. «Если правительству не удастся сократить дефицит бюджета, государственный долг Польши превысит 70% ВВП всего за три-четыре года», — отмечает издание Money.pl. А к 2035 году, согласно методологии расчёта Европейской комиссии, при базовом сценарии польский госдолг достигнет 95% ВВП.
Рост госдолга и дефицита бюджета вызывает тревогу в экспертной среде Польши. Опасения усилились после того, как рейтинговые агентства Moody’s и Fitch ухудшили кредитный рейтинг страны со «стабильного» на «негативный».
«Рейтинговые агентства снижают наши рейтинги, а кредиторы устанавливают более высокие процентные ставки. Мы входим в число бесславных лидеров Евросоюза по размеру дефицита государственных финансов», — заявил на днях бывший вице-премьер и министр финансов Польши Лешек Бальцерович.
Следует отметить, что проект бюджета Польши на 2026 год впечатляет не только размером дефицита и долга, но и рекордными военными расходами. На эти нужды планируется выделить более 200 млрд злотых (55 млрд долл.), что эквивалентно 4,81% ВВП.
Налоги, облигации, фонды ЕС
Судя по заявлениям польских чиновников, в Варшаве рассчитывают поправить финансы за счёт увеличения налогов. Эта идея витает в воздухе уже давно. Правительство предлагало поднять налог на прибыль для банков, повысить акцизы на алкоголь, значительно увеличить налог на продукты с высоким содержанием сахара…
К слову, налог для банков был официально анонсирован Туском во время последнего заседания правительства. «Нам просто нужно больше денег, — заявил польский премьер. — Это будет тяжёлое бремя, но кто должен нести это бремя, как не те, у кого больше всего денег?»
Правда, идея с налогами уже получила в Польше политический окрас. Так, президент страны Кароль Навроцкий публично заявил, что будет препятствовать повышению налогов в стране. «Это означает, что часть запланированных бюджетных доходов останется лишь в правительственных таблицах, а не поступит в государственную казну», — пишет Money.pl.
Тем временем в канцелярии Туска дали понять, что правительство рассчитывает профинансировать дефицит бюджета за счёт выпуска внутренних и внешних облигаций, а также средств Европейского союза. То есть речь снова идёт о долговом финансировании.
Здесь следует учитывать, что стремительное увеличение госдолга Польши и пересмотр кредитных рейтингов международными агентствами явно не способствуют росту доверия со стороны инвесторов и, как следствие, росту спроса на облигации.
Фонды ЕС надёжным подспорьем тоже не назовёшь. Еврокомиссия уже не раз лишала Варшаву финансирования. А учитывая нынешние экономические реалии в ЕС, разбрасываться деньгами Брюссель не будет.
Правда, польское руководство всё же нашло лазейку. На фоне военной истерии Варшава уже выбила для себя 43,7 млрд евро в рамках программы ЕС SAFE («Действия по обеспечению безопасности для Европы»). Речь о кредите, который, по официальной версии, пойдёт на развитие военной промышленности, закупку вооружений и инфраструктурные проекты. Кроме того, польские власти намерены получить дополнительные средства из ЕС, чтобы подготовить дороги, мосты и железные дороги для переброски военной техники в случае военной угрозы. Другими словами, польские власти за счёт ЕС намерены подлатать дороги — минус одна статья расходов в бюджете.
Проблема лишь в том, что еэсовских спонсоров нужно убедить в жизненной необходимости инвестировать в Польшу. Для этого приходится настойчиво эскалировать ситуацию на границе. Многие уже обращали внимание на любопытный момент — получение кредита ЕС SAFE удивительным образом совпало с сентябрьским инцидентом, когда на польскую территорию залетели дроны. При этом и обстоятельства происшествия, и реакция польского руководства во многом вызывали недоумение. Как метко подметило издание Mysl Polska, при реальном нападении власти пытаются успокоить население, а не транслировать панику через подконтрольные СМИ.
Закрепить результат польские власти решили через полное закрытие границы с Белоруссией. Граница находилась на замке с 12 по 25 сентября и принесла польскому бизнесу немалые убытки, а самой Польше — репутационный ущерб. Какими бы мотивами ни руководствовалась Варшава — стремлением вытрясти деньги из Брюсселя, присесть в реверансе перед США, перекрыв торговый путь из Китая в ЕС, или в очередной раз попытаться надавить на Пекин, — всё это в долгосрочной перспективе теряет смысл. А вот клеймо ненадёжного партнёра за Польшей теперь закреплено надолго.
На этом фоне довольно забавно видеть недоумение польских СМИ в связи с тем, что зарубежные инвесторы сторонятся Польши. Ранее грандиозным провалом завершилось приглашение в Варшаву руководителей американских техногигантов, на инвестиции которых так рассчитывало правительство Туска. Но те хотя бы доехали. А некоторые то ли намеренно, то ли интуитивно обходят Польшу стороной.
Китайские автопроизводители запустили сборку своих автомобилей в Австрии, Испании, Венгрии. Переговоры идут с Турцией, Италией, Чехией, Бельгией и Германией. Что касается Польши, то ранее здесь открывал производство китайский производитель электромобилей Leapmotor. Однако в этом году проект был свёрнут.
О причинах подобного решения компания не сообщила.
Картонная сверхдержава
То, что польские политики говорят одно, а реальность диктует иное, уже никого не удивляет. Сами поляки нередко над этим иронизируют.
По заказу Money.pl аналитики издания Res Futura подготовили анализ обсуждений польской экономики в социальных сетях с 22 августа по 24 сентября этого года. По признанию авторов исследования, мнение аудитории их немало удивило.
«Сюрприз заключается в том, что позитивные макроэкономические данные вызывают скорее скептицизм, чем гордость. Почему? Многие интернет-пользователи воспринимают это как просто правительственный пиар и статистические уловки, не отражающие реальной жизни. В комментариях часто встречается аргумент о том, что «всё в кредит», а наш экономический рост обусловлен потреблением, а не инвестициями. Также бытует мнение, что цифры не говорят правду и рейтинги G20 не сокращают время ожидания приёма у врача», — пишет Money.pl.
Многие пользователи высказывали разочарование отсутствием долгосрочной социальной политики государства, отмечая, что Польша выигрывает время, а не решает проблемы.
Исследование показывает, что красивые заявления правительства об энергетическом переходе, инновациях и автоматизации труда не находят отклик среди населения. Людей, очевидно, волнуют более насущные вопросы. «Экономические дебаты свелись к бюджетному табло», — отмечают авторы доклада.
Польская экономика воспринимается пользователями социальных сетей как набор парадоксов. Распространены определения вроде «страна нуворишей с незаконченным государством» или «картонная сверхдержава». Критические комментарии об экономической ситуации в Польше составляют примерно 54% от всей выборки опроса. В них преобладают темы, связанные с бюджетным дефицитом, ростом государственного долга, низкими инвестициями в науку, высокими военными расходами и опасениями по поводу состояния государственных финансов.
«В своих комментариях поляки демонстрируют растущее понимание значения дефицита и долга, которые уже не являются абстрактными показателями, а становятся частью ежедневной оценки страны», — отмечают в Res Futura.
Польское общество ожидает о правительства радикальной реформы государственных финансов и прозрачного бюджета, инвестиций в человеческий капитал, стабильных условий для бизнеса и продуманной реформы социальных выплат. Как отмечают авторы исследования, это не просто идеологические постулаты — это реакция на опыт последних лет, как позитивный, так и разочаровывающий.
«Крупнейшие партии, похоже, не замечают этого: их заявления увязают в нарративах, которые больше не отвечают на вопросы, задаваемые всё более осведомлёнными гражданами. Вместо того чтобы задавать тон дискуссии, ПиС и «Гражданская платформа» (две крупнейшие партии Польши. — Прим. БЕЛТА.) занимают оборонительную позицию, а их выступления всё больше напоминают старые дискуссии, потерявшие смысл в глазах молодого поколения», — резюмируют в Res Futura.
Парламентские выборы в Чехии принесли немало неожиданностей, хотя основной прогноз сбылся: правительственная коалиция SPOLU («Вместе») разгромлена и правая партия ANO бывшего премьер-министра Андрея Бабиша одержала уверенную победу. Однако многие другие предсказания социологов и экспертов оказались неверны.
В Киргизии произошёл самороспуск парламента, досрочные выборы состоятся уже в ноябре. Реформированная избирательная система должна гарантировать попадание в новый состав законодательного органа лояльных фигур и избежать неприятных для власти «сюрпризов».
Новый политический сезон в Киргизии начался необычно. Вернувшись с каникул, Жогорку Кенеш (парламент) сосредоточился не на разработке и принятии законов, а на… самоликвидации.
Производство зерна в Китае достигло нового рекорда за период 14-й пятилетки (2021—2025 гг.). Объём его впервые превысил 700 млн тонн в прошлом году, что свидетельствует о росте на 37 млн тонн по сравнению с 2020 годом. Об этом проинформировал на днях на пресс-конференции министр сельского хозяйства и сельских дел КНР Хань Цзюнь.
ПАРИЖ. Председатель правительства Франции Себастьян Лекорню подал президенту Эмманюэлю Макрону прошение об отставке. Объявив об уходе с поста спустя 27 дней после назначения, бывший министр обороны стал премьером с самым коротким сроком полномочий в истории страны. Как уже писала «Правда», Лекорню пришёл на смену Франсуа Байру, кабинету которого парламент вынес вотум недоверия в начале сентября. Та же участь ждала и нынешнего протеже Макрона, но он, видимо, не захотел дожидаться «судьбоносного» голосования.
4 октября, в 32-ю годовщину трагических событий 1993 года, в Москве прошли патриотический митинг, шествие и возложение венков
Открыл акцию заместитель Председателя ЦК КПРФ В.И. Кашин. Он отметил, что в 1993 году люди вышли к Дому Советов защищать Советскую власть и народных депутатов. Владимир Иванович призвал собравшихся помнить этот подвиг и продолжать борьбу за нашу великую Родину вместе с Компартией.