Власти решили запустить игру под названием «Раздельный сбор мусора»
Итак, старт дан: с 1 января 2019 года Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предписал всем гражданам России иметь несколько мусорных вёдер для раскладывания различных видов отходов. Очень увлекательно и занимательно.
И ВОТ выходишь весь такой настоящий европеец: ведро с биоотходами — в одной руке, макулатура — под мышкой, стеклянные банки-бутылки — в мешке за спиной, пластик — в зубах, батарейки — в кармане. Идёшь прямиком к родным мусорным контейнерам и…
Не знаю, как где, опишу, как широко разрекламированный раздельный сбор мусора выглядит у нас в Подмосковье.
Контейнеры для пластиковых бутылок поставили нам ещё в прошлом году. Они быстро переполняются и редко вывозятся. Но с этим более или менее понятно. О тщательном «раздельном сборе» в Московской области власти ухитрились объявить одновременно с большой помпой, но с минимумом информации для жителей. По принципу: догадайся сам. А чтобы догадаться, простому жителю Подмосквья придётся приложить максимум сообразительности. Например, у некоторых счастливчиков бак для картона покрасили в жёлтый цвет, а вот в районе, где живёт моя семья, решили разнообразить баки простыми наклейками с плохо читаемыми надписями. При этом, конечно, никто не удосуживается ставить баки «лицом» к гражданину, и чтобы узнать «специализацию» конкретного бака, нужно попытаться обойти его со всех сторон в поиске наклейки, если, конечно, она ещё не успела слететь.
Кто бы спорил: мусорная проблема у нас в стране, а особенно в столичном регионе назрела и даже перезрела. 11 миллионов тонн отходов, производимых здесь ежегодно, вывозить некуда. При этом, не без участия самого президента РФ, за несколько лет в регионе закрыли 24 полигона твёрдых бытовых отходов, большую часть мусора принимают оставшиеся 15, чего катастрофически не хватает. А потому вся область и даже столица покрыты тысячами несанкционированных свалок. В регионе работают, помимо официальных, сотни, если не тысячи «чёрных» мусоровывозящих компаний.
Два официально существующих в городе мусоросжигательных завода способны переработать, отравляя всё вокруг, лишь менее 1 млн тонн отходов в год. Зато теперь мусор жгут все кому не лень. Подмосковье по ночам покрывается чёрным облаком вонючего дыма. Чем кончится сей эксперимент по выживаемости человека в экологически опасной среде, думаю, мы сможем определить в очень недолгие сроки прежде всего по здоровью своих родных и близких, так как правдивой информации от властей ожидать не приходится.
В строй должны ввести ещё несколько мусоросжигательных заводов, против строительства которых уже поднялась волна народного недовольства. Но — заметим это — речь не идёт о мусороперерабатывающих предприятиях, возведение которых могло бы спасти экологию региона. Зато вместо раздельной мусоропереработки нам предлагают раздельный сбор мусора. Ничего не скажешь: ловко придумано.
На практике выглядит это так. Семейство запасается несколькими вёдрами, заставляет ими всю свою кухню. Тщательно штудирует, какой мусор в какое ведро выбрасывать, следит за детьми, чтобы, не дай бог, не выкинули бумажку вместе с использованным пакетиком чая в одно ведро и т.п. Затем всё это выносит и внимательно распределяет по бакам.
А потом начинается самое интересное: прибывает мусоровоз, загружает все баки в свои внутренности, везёт и, в лучшем случае, вываливает всё на полигон, а в худшем — доставляет в ближайшую промзону, где ночью втихаря всё сожгут.
А тем временем на «раздельном сборе мусора» уже вовсю пиарится региональное начальство, включая губернатора. Создаётся видимость бурной деятельности. «Мы организовали специальный штаб на первый квартал, который будет мониторить и сопровождать все процессы, связанные с мусором, — и с многоквартирными домами, и с частным сектором», — бодро рапортует журналистам Андрей Воробьёв.
Подброшу ещё несколько идей. Можно, например, выделить миллиарды рублей на установку камер наблюдения у бачков, чтобы ловить нарушителей, коварно выбрасывающих картофельные очистки в бак для бумаги. Можно также ввести уголовную ответственность за неправильную сортировку мусора. Можно поставить у каждого бака по работнику муниципалитета, проверяющего содержание вёдер, и по полицейскому, готовому карать плохо сортирующих граждан. Или заказать дорогостоящую рекламу и обвесить ею весь столичный регион. Много можно ещё сделать, на чём удобно распиливать бюджет, но что не заменит организации мусоропереработки. А вот именно строительство заводов для переработки мусора в этом прекрасном плане даже не предусмотрено.
Тем временем под песню о сортировке отходов цены на вывоз мусора выросли в разы. Собственно говоря, мусорным реформаторам вряд ли удастся скрыть, что именно это и было основной целью поднятой шумихи.
Для нас же ничего не изменится: мы будем продолжать вдыхать свалочные газы и нюхать дым сжигаемого мусора. Зато сыграем в игру: распределим свой мусор по нескольким вёдрам. Ну прямо «как в Европе»!
Художник Геннадий КОМОЛЬЦЕВ в беседе с обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО
Это М. Горький в названии страстной публицистической статьи 1932 года так прямо поставил вопрос, обращённый к деятелям культуры того времени: с кем вы? Но отвечать на него людям творческого призвания надо всегда. Отвечать своей общественной, гражданской позицией, определение которой становится нередко для художественного или научного таланта весьма трудным испытанием. Конечно же, оно тем труднее, чем острее социальные противоречия в той или иной стране.
Международный союз охраны природы заявил о растущей угрозе рептилиям Австралии, сообщает агентство «Регнум» со ссылкой на Франс Пресс.
ПОРЯДКА 975 австралийских рептилий уже внесены в Красную книгу.
Согласно впервые опубликованным официальным данным, число наркоманов в Нигерии оценивается в 14,4 процента. Это более чем вдвое превышает среднемировое значение (5,6 процента), пишет французская газета «Фигаро».
ИССЛЕДОВАНИЕ проводилось среди 50 тысяч граждан в 37 штатах страны, за чем следили правительство Нигерии, Европейский союз и Управление ООН по наркотикам и преступности.