Методические рекомендации по организации партийной учёбы и просветительской работы в 2020/21 учебном году

Методические рекомендации по организации партийной учёбы и просветительской работы в 2020/21 учебном году

№104 (31036) 30 октября — 2 ноября 2020 года
3 полоса
Автор: Центр политической учёбы ЦК КПРФ.

Президиум ЦК КПРФ утвердил «Примерную тематику политзанятий, бесед, лекций, докладов, «круглых столов», дискуссий, научных и научно-практических конференций на 2020/21 учебный год». Документ включает в себя 7 разделов и 50 тем.

Темы первого раздела предполагают тщательное изучение документов и материалов съездов партии и пленумов ЦК КПРФ. Освоение этих разделов обязательно для всех коммунистов и сторонников партии, так как позволит глубже понять сущность общественно-политических и экономических процессов, происходящих в современном мире, уяснить задачи, формы и методы партийной работы.

Приступая к анализу партийных документов, следует сделать акцент на изучении материалов первого и второго этапов XVII съезда КПРФ. «Политический отчёт Центрального Комитета», а также доклад Председателя ЦК Г.А. Зюганова на втором этапе съезда содержат ценный идейно-теоретический и обширный фактический материал, позволяющий с позиций классового подхода вскрыть сущность и характер современного российского капитализма, понять истинную природу экономического кризиса и пути его преодоления.

В материалах XVII съезда КПРФ даны принципиальные оценки современных тенденций и явлений оциально-экономической и политической действительности, определены цели и задачи партии на ближайшие годы. Следует подчеркнуть, что выводы и обобщения, сделанные партией на XVII съезде в 2017 году, не утратили своей актуальности и значимости в настоящее время. В особенности это обстоятельство применимо к Антикризисной программе КПРФ.

В ходе политзанятий рекомендуется подробно охарактеризовать основные меры КПРФ по выводу страны из кризиса. Следует обратить внимание на то, что Антикризисная программа КПРФ, вопреки утверждениям либеральных экономистов, не является «утопичной» и популистской, она абсолютно реализуема на практике. Наша программа борьбы с кризисом капитализма подтверждена успешным опытом народнохозяйственного развития СССР, а также опытом КНР и других стран, идущих по пути построения общества социальной справедливости.

Обязательны для вдумчивого и внимательного изучения и материалы партийных пленумов. Отдельное внимание необходимо уделить документам VIII (июньского) и IX (октябрьского) 2019 года пленумов Центрального Комитета, а также юбилейному докладу Г.А. Зюганова на X (мартовском, 2020 г.) пленуме ЦК «Идейное наследие Ленина и борьба трудящихся за социализм в XXI веке». В данных материалах затрагиваются принципиальные вопросы идеологической, агитационно-пропагандистской и организационной работы партии на современном этапе.

Важнейшими задачами, от успешного решения которых зависит само существование партии, являются необходимость укрепления идейных и нравственных основ, борьба с партийной аристократией, карьеризмом и бюрократией. Существенное значение для успеха партии в борьбе за социальные преобразования имеют поиск новых форм агитации и пропаганды, активное освоение современных коммуникационных технологий, планомерная работа в интернет-сообществах и группах.

Следует обратить отдельное внимание учащихся, что в 1917 году с необходимостью использования новых форм партийной работы в изменившихся политических условиях столкнулись большевики. Этот вопрос был успешно решён Лениным. Ленинское учение о стратегии и тактике, о формах и методах партийной борьбы по-прежнему актуально и нуждается в глубоком современном осмыслении.

Сформировать представление о непреходящей ценности идей В.И. Ленина и об их жизненности на современном этапе борьбы за социализм молодым коммунистам поможет ознакомление с докладом Г.А. Зюганова «Идейное наследие Ленина и борьба трудящихся за социализм в XXI веке». При изучении данного документа следует обратить внимание на злободневность ленинских идей об империализме, о роли пролетариата в борьбе с капиталом, значении теории в революционном движении, рабочей партии «нового типа», её организационных принципах и дисциплине.

Второй раздел «КПРФ — ведущая оппозиционная сила российского общества» посвящён характеристике КПРФ как политической организации. При изучении данного раздела следует обратиться к детальному анализу двухтомника Г.А. Зюганова «На службе народу». В нём содержатся уникальные документы: статьи, обращения, тексты выступлений лидера КПРФ за период 1991—2019 годов. Изучение данных материалов позволяет сделать вывод о том, что на протяжении последних десятилетий КПРФ является крупнейшей и подлинно оппозиционной партией, последовательно и принципиально отстаивающей интересы людей труда.

Итогом изучения тем второго раздела должно стать формирование у учащихся твёрдого знания о содержании основополагающих документов партии: Устава и Программы, об идейных и организационных основах КПРФ, её структуре, руководящих и контрольных органах. Очень важно, чтобы молодые и недавно вступившие в партию коммунисты имели ясное представление об азах марксизма-ленинизма, о стратегических и тактических целях, задачах партии, формах и методах политической борьбы и идеологической работы.

Третий раздел «Вклад В.И. Ленина в теорию и практику революционного движения» продолжает изучение начатого в 2019/20 учебном году ленинского революционного наследия. Тематический план данного раздела составлен так, чтобы в процессе обучения у учащихся формировалось представление о неразрывной связи теоретического наследия Ленина с развитием Коммунистической партии и общественно-политическими и экономическими изменениями в России в первой четверти ХХ столетия.

Идеи В.И. Ленина — великая сокровищница революционной мысли и революционного опыта. Основатель большевизма показал блестящий образец творческого развития марксизма в новых исторических условиях, дал ответы на вызовы общественного развития целой исторической эпохи — периода перехода от капитализма к социализму.

Идейное наследие В.И. Ленина — наше могучее оружие в современной идеологической и политической борьбе. Изучая ленинские труды, важно понять и усвоить принцип партийности, классовый подход к явлениям общественной жизни, научиться «за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Опыт Ленина учит творческому пониманию революционной теории, революционной диалектике марксизма, несовместимой с догматизмом и оппортунизмом. Главная задача коммунистов — глубоко освоить его и грамотно использовать в партийной работе, в общественной и политической деятельности. Изучение ленинского наследия в системе партийно-политической учёбы КПРФ призвано помочь этому.

С третьим разделом «Примерной тематики политзанятий» содержательно связаны четвёртый и пятый разделы. При их подготовке были использованы методические наработки кандидата философских наук, доцента Р.Р. Вахитова и доктора экономических наук, профессора П.А. Покрытана.

Темы четвёртого раздела «Марксистско-ленинская философия в СССР» позволяют учащимся ознакомиться с преломлением идей Маркса, Энгельса, Ленина в области философского знания и генезисом особого направления материализма — марксистско-ленинской философии.

Изучая данный раздел, молодые коммунисты и сторонники партии смогут уяснить для себя этапы становления и развития отечественной традиции марксистско-ленинской философии, сформировать представление о её проблемно-содержательном по-ле, творчестве её главных представителей, научных школах и дискуссиях. Познание марксистско-ленинской философии коммунистам необходимо не только для личного идейно-теоретического роста и пополнения багажа марксистско-ленинских знаний. Марксистско-ленинская философия вооружает партийцев и в практическом отношении, позволяя им искусно вести идейные споры с противниками, политическую, общественную и агитационно-пропагандистскую работу.

Творческое изучение отечественной традиции марксистско-ленинской философии необходимо для восстановления её истинного научно-исторического значения. В настоящее время советскую философию объявляют псевдофилософией, набором заблуждений, лозунгов и идеологических штампов, пытаясь вычеркнуть период марксизма-ленинизма из истории отечественной философии. Зачастую это делают те же самые люди, которые ранее пели ей дифирамбы и сурово осуждали других за отклонения от «единственно верного учения». Объективный взгляд позволяет утверждать, что марксистско-ленинская философия — научная традиция, которая тесно связана с отечественной интеллектуальной историей и в не меньшей мере выражает национальный дух России, чем, например, русский идеализм Серебряного века.

Марксистско-ленинская философия — это не свод идеологических догм, извлечённых из голов гениев в завершённом виде. Это живая философская традиция, становление и развитие которой происходило, с одной стороны, в ходе дискуссий между сторонниками марксизма, а с другой — в острых спорах с его противниками.

Взглянуть на марксизм-ленинизм в аспекте экономических проблем современной России участники политучёбы смогут при ознакомлении с тематическим планом пятого раздела: «Марксистско-ленинская политэкономия и современность».

Темы раздела выстроены таким образом, чтобы изучение классических положений политической экономии марксизма выводило учащихся на осмысление экономического развития современного капитализма в России и мире. Усвоив материалы раздела, учащиеся узнают, чем политическая экономия отличается от функциональной теории «экономикс», как связаны политэкономия и экономическая политика, в чём заключаются основные законы и противоречия капитализма, какова сущность капиталистического накопления, какую роль в этом накоплении играет эксплуатация наёмного труда.

Разделы шестой и седьмой знакомят учащихся с актуальными проблемами отечественной политологии и истории. При освещении политологических тем главное внимание уделено современному политическому и государственному устройству Российской Федерации. Слушателям предлагается поразмышлять над содержанием и сущностью последних крупных реформ: пенсионной и конституционной.

При раскрытии вопросов истории Отечества в тематическом плане главное внимание уделено ключевым событиям ХХ столетия. Это Великая Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война и интервенция, индустриализация, коллективизация и культурная революция, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы, социально-экономическое развитие СССР в 60—80-х годах ХХ столетия, причины и следствия разрушения Советского государства, а также государственный переворот 1993 года.

При изучении тем данного раздела рекомендуется использовать работы В.И. Ленина, И.В. Сталина, документы и материалы ЦК КПСС и ЦК КПРФ, книги Г.А. Зюганова, многочисленную научную и публицистическую литературу, изданную при поддержке ЦК КПРФ. Подробный список источников и литературы представлен в конце раздела.

Особое внимание стоит уделить такой важной теме, как борьба КПРФ с многочисленными фальсификациями истории СССР. При изучении этой темы рекомендуется использовать документы партийных съездов и пленумов Центрального Комитета, а также работы Р.Р. Вахитова, Ю.В. Емельянова, В.С. Кожемяко, А.В. Огнева, И.С. Ратьковского, Е.Ю. Спицына, В.В. Трушкова и других учёных, стремящихся к объективному освещению исторических событий.

Значительный объём фактов, изобличающих лживые интерпретации исторических событий, содержится в статьях и заметках газет «Правда» и «Советская Россия», журнала «Политическое просвещение». Изучение материалов данных изданий обязательно на каждом политзанятии. Значительная база аргументов и фактов в защиту советской истории содержится на ресурсах партийного телеканала «Красная Линия». В особенности это касается программ «Точка зрения», «Специальный репортаж», «Бренды советской эпохи» и целой серии документальных фильмов. Помимо этого, на интернет-сайте телеканала «Красная Линия» (https://www.rline.tv/) содержится ряд других сюжетов, посвящённых актуальным вопросам социально-экономического, политического, культурного развития нашей страны. Необходимо регулярно следить за новыми выпусками программ и ежедневной программой канала «Темы дня».

Подробный список видеопродукции «Красной Линии», рекомендуемый к использованию в рамках политучёбы, приведён в отдельном документе «Перечень видеоматериалов телеканала «Красная Линия», рекомендуемых к использованию в системе партийной учёбы и политического просвещения КПРФ в 2020/21 учебном году».

Используя утверждённую Президиумом ЦК «Примерную тематику политзанятий», организаторы партийной учёбы на местах вправе выбрать для себя из этого списка наиболее перспективные темы, адаптировать их с учётом региональных потребностей, наличия кадров лекторов, научной и методической литературы, специфики обучаемого контингента и других условий.

Определяя формы политучёбы, необходимо исходить из существующей образовательной инфраструктуры, накопленного опыта и пожеланий местных и первичных партийных отделений, пропагандистов и слушателей.

При организации образовательного процесса следует уделить особое внимание методике преподавания. Она играет исключительно важную роль в эффективности восприятия учебного материала и в повышении качества обучения. Крайне желательно, чтобы организаторы политзанятий были знакомы с достижениями советской педагогики и психологии, с требованиями, предъявляемыми к формам и методам преподавания, способам и средствам решения образовательных и воспитательных задач.

При изложении материала общественных дисциплин рекомендуется следовать нескольким базовым принципам. Прежде всего это принцип историзма, согласно которому исторические события, факты должны изучаться не изолированно друг от друга, а во всей их совокупности и взаимосвязи с учётом конкретной исторической обстановки. В.И. Ленин в своих работах активно использовал этот метод: «Самое надёжное в вопросе общественной науки, — писал он, — не забывать основной исторической связи и смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возможно, каковы главные этапы в своём развитии это явление проходило и с точки зрения этого его развития чем эта вещь стала теперь».

Другим важнейшим правилом марксистско-ленинского обществознания выступает принцип партийности, о котором уже упоминалось выше. Принцип партийности, предполагающий строго классовый подход в анализе проблем современного общества, требует от коммуниста вести систематическую и бескомпромиссную борьбу против антисоветизма, антикоммунизма и буржуазной фальсификации истории.

При изучении общества следует применять и принцип органической связи марксистско-ленинской теории с общественным бытием. Этот приём требует умения связывать ключевые положения и выводы марксизма-ленинизма с насущными задачами, современными тенденциями социально-экономической, политической и идеологической жизни. Необходимо, чтобы такая связь носила естественный, а не абстрактный или же формальный характер. В практической реализации этого принципа преподавателю могут оказать помощь материалы периодической печати, телевидения, сетевые медиаресурсы.

Ещё одно правило, которое следует применять в деле партийной учёбы, — это гармоничное сочетание научности и популярности в изложении материала. В.И. Ленин подчёркивал, что «максимум марксизма равно максимуму популярности и простоты». То есть организатор партийной учёбы должен уметь излагать теоретические положения ясно и просто, доступным аудитории языком, избегать чрезмерного использования научной терминологии и других понятий и терминов, малознакомых слушателям. Но при этом важно, чтобы простота, яркость и доходчивость в изложении теоретического материала не приводили к его выхолащиванию и упрощению.

Преподаватель при изложении сути вопроса должен избегать длительного пересказа «общих мест» или давно известных истин, так как это, говоря словами В.И. Ленина, вызывает у слушателей «тошноту, скуку, злобу против жвачки». Именно от умения преподавателя грамотно подать учебный материал напрямую зависит успех партийной учёбы.

В современных условиях, когда возможности системы партийно-политического просвещения ограничены, преподаватель обязан не только уметь грамотно донести до слушателя материал, но и «научить его учиться», то есть овладевать навыками самообразования. В настоящее время самостоятельная работа выступает основным методом глубокого усвоения марксистско-ленинской теории. Коммунист должен освоить приёмы и способы исследовательской работы с источниками, с научной, с энци-клопедической, справочной литературой, образовательными интернет-ресурсами. Систематическая самостоятельная работа коммуниста позволит ему хорошо ориентироваться в постоянно увеличивающемся объёме научных знаний, стремительно растущем информационном потоке.

В заключение отметим, что партийно-политическая учёба, опирающаяся на выверенные педагогические методы и принципы, дифференцированные формы обучения, сможет пробудить в каждом коммунисте живой интерес к марксистско-ленинской теории и стремление постоянно повышать уровень своих собственных знаний, расширять круг практических навыков и умений, необходимых для успешной партийной работы.

Просмотров: 598

Другие статьи номера

Находчивый ресторатор
Очень любопытную и в чём-то поучительную историю поведала «Дойче велле». Речь ниже пойдёт о ресторанном бизнесе, точнее — об одном отдельно взятом его представителе, который сумел очень находчиво найти способ борьбы с коронавирусными ограничениями, ничего при этом не нарушая.
Как воевали потомки Александра Пушкина
В Музее истории подмосковной Лобни много фотографий тех, кто в грозные дни конца ноября — начала декабря 1941 года сражался на этом рубеже обороны столицы. Генералы, офицеры, солдаты… И среди них выделяется молоденький курсант военного училища.
Руки чешутся...
Потерпев полный крах с созданием альтернативы ленинской идее строительства общенародного государства, власть капитала стремится выжечь калёным железом из сознания и памяти людей образ вождя пролетариата.
Врут и не краснеют
Лучше всего у мэрии города Владимира, похоже, рапортовать получается о тех достижениях, к которым она отношения не имеет. С лёгкой душой чиновники администрации «шохинского призыва» напоминают владимирцам, что их дети, ученики 1—4-х классов, с сентября 2020 года обеспечены бесплатным горячим питанием. Кто-то — завтраками, а кто-то обедами.
Ален Делон: последний из киномогикан
Великолепная коллекция полотен импрессионистов и роскошные виллы во Франции и в Швейцарии, элегантные костюмы от ведущих модельеров и собственный парфюмерный бренд, два десятка породистых собак, активная благотворительность и орден Почётного легиона, вручённый лично президентом Франсуа Миттераном… Трудное детство с играми у тюремной стены, жребий солдата колониальных войск в Индокитае, работа рыночным грузчиком, официантом, наёмным танцором второразрядных дансингов и перспектива воцариться за колбасным прилавком, продолжив семейный бизнес…
Стратегическая Слепота
Карабахский конфликт подчеркнул беспомощность внешней политики Кремля. Уступки «трубной дипломатии» Турция воспринимает как карт-бланш на новые провокации — всё более издевательские и расшатывающие обстановку в обширных регионах.
Не до туризма
СЕРЬЁЗНЫЙ УДАР по туристической отрасли Монголии нанесён эпидемией коронавируса. По данным, обнародованным Национальным статистическим комитетом, за девять последних месяцев число посетивших страну иностранных туристов сократилось на 88,5% по сравнению с прошлогодними показателями и едва превысило 60 тысяч человек.
Восстание против Бэтмена
«В Болгарии люди подняли восстание против автократического стиля правления премьера Бойко Борисова и бедственного положения населения», — пишет немецкий журнал «Шпигель».
Пульс планеты
НИЦЦА. Как минимум три человека погибли и несколько получили ножевые ранения в результате нападения неизвестного, кричавшего «аллах акбар», близ церкви Нотр-Дам в административном центре французского департамента Приморские Альпы. Преступник, который, по некоторым данным, отрезал голову одной из жертв (70-летней женщине), задержан полицией. Мэр Ниццы Кристиан Эстрози назвал случившееся терактом. В МВД Франции уже создан кризисный штаб.
Учат стать учителями

Около 800 школьников сегодня обучаются в классах педагогической направленности в Минской области, сообщает БЕЛТА.

В РЕГИОНЕ учащиеся активно примеряют на себя профессию учителя. Для этого предоставлены все возможности: практически в каждом районе сформированы специальные классы или группы.

Все статьи номера