Три мнения, три линии раскола молдавского общества
МОЛДАВИЯ отметила 27-ю годовщину независимости. Отметила более чем скромно. В заявленной программе праздничных мероприятий — возложение цветов к монументу «Скорбящая мать» на столичном мемориале «Вечность», а также к памятнику одного из господарей средневекового Молдавского княжества Штефану чел Маре (Стефану Великому) в центре Кишинёва. В сквере возле Национального театра оперы и балета имени Марии Биешу — парад народного костюма. И, наконец, праздничный концерт в Национальном дворце им. Николая Сулака.
Впервые за 27 лет постсоветской Молдавии власти не запланировали никаких мероприятий на центральной площади Великого национального собрания. И не случайно. Как уже сообщала «Правда», накануне и в День независимости эта площадь ушла из-под контроля властей в связи с протестными событиями акции под названием «Генеральное собрание граждан со всей страны и из-за границы». Под антикоррупционными, антиолигархическими лозунгами: «Воры!», «Долой мафию!» «Плахотнюк (всесильный молдавский олигарх. — Ред.), не забудь: тюрьма — твой дом!».
Организационно молдавские коммунисты в этой акции не участвовали. Её проводили две партии, не представленные в парламенте: «Платформа «Достоинство и правда» и партия «Действие и солидарность». В сложной политической обстановке расколотого молдавского общества власти решили не рисковать. Тем не менее по старой накатанной и всегда эффективной схеме в минувшее воскресенье, в первый день акции, они постарались столкнуть лбами протестовавших граждан с двумя другими как бы оппозиционными течениями. Типа того, что у нас все имеют одинаковые права протестовать, все имеют право на площадь Великого национального собрания.
Одна группа, люди из партии «Шор», — сторонники осуждённого на семь лет олигарха Илана Шора — одного из главных фигурантов громкого уголовного дела о краже из молдавских банков миллиарда долларов. Этот человек также является спонсором одного из молдавских подконтрольных властям профсоюзов, не поддержавших акцию гражданского протеста. Власти обеспечили поддержку, защиту двойным милицейским кордоном сторонников И. Шора. Их прибыло в Кишинёв едва ли не столько же, сколько и гражданских протестовавших, — около пяти тысяч человек. Людей доставляли из сёл, обещая бесплатно привезти и увезти из Кишинёва и дать по 100 леев «за участие». Разбили палатки, понаставили мангалов, раздавали шашлыки. Люди Шора обвиняли лидеров и активистов гражданского протеста (и, надо сказать, небезосновательно) в проамериканских настроениях, в антинародных высказываниях и действиях, в объявлении войны пенсионерам, в желании закрыть социальные магазины и аптеки.
Другая группа, тоже неизвестно как вдруг в одночасье разбогатевшая, чтобы повсеместно развесить свои плакаты и наглядную агитацию, — противники повышения цен на горючее. Их было меньше, но активности им, оказалось, не занимать. И они также не жаловали внепарламентскую оппозицию.
Таким образом, сторонники гражданского протеста (а их собралось отнюдь не так много, как заявлялось: всего около 6,5 тысячи вместо запланированных 100 тысяч) вначале даже не могли попасть на площадь и митинговали рядом, возле памятника Штефану чел Маре. Затем (и это уже из незапланированного, надо ж было где-то гулять, пока площадь не освободится) протестовавшие прошли по центральным улицам столицы, заблокировав движение транспорта при неодобрении горожан. Наконец, они вышли на исходные позиции, на площадь, и провели там своё мероприятие. По оценкам экспертов, оно было неудачным, не достигло цели и, более того, показало, что гражданское общество не оказывает серьёзной поддержки этим силам, в лучшем случае речь может идти только о партийных мероприятиях в преддверии грядущих парламентских выборов.
Небольшая часть протестовавших осталась ночевать в палатках, чтобы первыми оказаться на площади Великого национального собрания в День независимости в пику властям, которые, как уже было сказано, и не планировали там оказаться вообще. Утром полиция вытеснила представителей правой оппозиции из района памятника Штефану чел Маре. Так закончился протест.
СОБЫТИЯ минувшего воскресенья и понедельника в Кишинёве подтвердили, что в современном молдавском обществе царят раскол, хаос и полярное разномыслие. Это отразилось и в оценках пройденного Молдавией пути за 27 лет независимости, с которыми выступили лидеры основных политических сил республики.
Так, лидер правящей Демократической партии олигарх Владимир Плахотнюк, отрицая обвинение в захвате государства олигархами и коррупционерами, заявил: «Единственное, чем мы захвачены, — это искренним желанием развивать Молдову в экономическом и социальном плане». Он настаивал на таких достижениях властей, как укрепление проевропейского курса, превращение Молдавии в стабильное независимое государство, которое пользуется поддержкой и уважением мирового сообщества. Он обвинил партии, устроившие гражданский протест, в связи с российскими олигархическими группами и российскими спецслужбами. Поиронизировал по поводу того, что некоторые нынешние оппозиционеры раньше были у власти, в основном в минюсте и минпросвещении. Как они модернизировали государственные институты? Трудоустроили в них своих родственников! В результате их управления министерством юстиции Евросоюзу пришлось сейчас заморозить финансирование реформ в системе правосудия, заявил В. Плахотнюк.
Три ошибки, совершённые в Молдавии за годы независимости, признал президент республики Игорь Додон. Это гражданская война на Днестре, разбазаривание советского экономического наследия и отказ от молдавской идентичности, то есть румынофильские течения и умонастроения.
— Это этап неудач во всех сферах деятельности, — сказал он о прошедших годах. — По сравнению с временами Молдавской Советской Социалистической Республики эти 27 лет независимости стали периодом существенного экономического, демографического и территориального упадка. Утешает лишь мысль о том, что трудности, через которые мы прошли, позволят нам впредь избежать многих ошибок и более благоразумно и профессионально подходить к вопросам политической и социальной жизни.
Руководитель Партии коммунистов Республики Молдова, глава государства в 2001—2009 гг. Владимир Воронин высказался ещё более определённо:
— Независимость наступила неожиданно. Тогда никто не мог предположить, что CCCP может быть уничтожен группой предателей во главе с Горбачёвым. Все заявления, которые были обнародованы молдавскими так называемыми борцами за независимость и демократию, являются ложными и демагогическими. Стоит отметить, что именно из-за этих «борцов» Республика Молдова как независимое государство не состоялась.
По его мнению, граждане не стали более независимыми, а фактически дезориентированы национальными проектами, осуществляемыми в стране. Поэтому результат налицо. К примеру, массовые выезды людей за границу, при которых значительная их часть эмигрирует навсегда.
«7,6 миллиарда человек составляют без малого 0,01% биомассы на нашей планете. Но одно дело — незначительная «масса», а совсем другое — влияние», — пишет журналист испанской газеты «Мундо» Карлос Фреснеда.
«В ХОДЕ новой геологической эры, которую учёные окрестили «антропоценом», человечество как биологический вид стало причиной исчезновения 83% диких млекопитающих, одомашнило 70% птиц и уничтожило половину растений.Министр образования Болгарии Красимир Вылчев, сообщает интернет-портал BgNews, рассказал в эфире телеканала «Новая телевизия», что в стране сегодня большая проблема с нехваткой школьных учителей.
Только в столице — Софии 650 вакантных мест. Но хуже всего в небольших населённых пунктах, там некоторые предметы вообще некому преподавать. По словам министра, виной всему — низкие зарплаты. Пока, подчеркнул он, спасают пенсионеры: из 90 тысяч школьных учителей их 50 тысяч.
Антифашисты почтили память об уничтоженной русской деревне
В 2011 ГОДУ в Литве была издана «Книга памяти жертв партизанского террора», где собраны имена и фамилии свыше 25 тысяч человек, убитых «лесными братьями». Группа литовских антифашистов в последний месяц лета почтила память одной уничтоженной деревни Вашуокенай в районе Аникщяй. Там в августе 1947 года «лесные братья» убили двадцать человек — деревню окружил отряд из более пятидесяти боевиков, расправившийся с людьми, большинство из которых были русские.