Повальная автомобилизация наших городов суёт «палки в колёса» и пешеходам, и владельцам машин
Причём сверхобилие частных транспортных средств в мегаполисе, помимо резкого ухудшения экологии, порождает ещё одну проблему, которая мало в чём уступает отравлению воздуха выхлопными газами, безопасности передвижения и проч. Речь о незаконных платных автостоянках. Сегодня человека, подкопившего деньжат на машину, от воплощения заветной мечты не остановит отсутствие гаража.
НАМЕДНИ УТРОМ отправился из своей 16-этажки с пакетом мусора к контейнерам для ТБО. По ходу любуюсь росой на тюльпанах с фиалками и геранью, высаженных вдоль фасада и добротно ухоженных скромными поклонницами флоры, свежеполитым тротуаром с порхающими трясогузками. А через мгновение резко торможу: почти впритык к тротуару выстроились в несколько рядов «мерседесы», «лады», «форды», «тойоты»...
«Моя, однако, вина тут нет», — явно спросонья промямлил вышедший из крохотной будки на мой стук мужчина лет сорока азиатской наружности со жгуче-чёрной бородой.
«Много ночью ставят транспорт с потухшей фарой — разбужёвывать жильцов нам чрезвычайно нельзя. Вот один и поцеловал тротуар», — ощерился белозубой улыбкой караульный.
На просьбу показать разрешение на парковку мой новый знакомый вскинул вверх кудрявую голову и волосатую длань.
«Этот мелочь спрашивай у начальник», — и захлопнул за собой дверь «курятника».
Пару слов об истории проблемы. Несанкционированные и в то же время относящие себя к стационарным автопарковки начали плодиться дикими темпами в Екатеринбурге, да и в других мегаполисах РФ, в бардачные 1990-е. Во дворах, на пустырях, за тупиковыми переулками стали появляться наспех сварганенные заборы. Их обносили горбылём, панцирной сеткой, фанерой... Для чего предназначались эти «строения», не рекламировалось. Зато каждый безгаражный владелец авто в округе потирал руки: ночная прописка для его стального коня обеспечена!
Ограды, впрочем, могло и не быть. Но «крыша» для охранника — непременно. Главная обязанность для «часового», как того требовал «учредитель» стоянки, заключалась в сборе дани с хозяев машин. Надзор за подвижными средствами, их сохранностью — дело десятое. Но тот, кто не хотел туда ставить на ночь родное авто, нередко наутро обнаруживал его с проколотыми шинами, разбитыми фарами, залитыми краской стёклами или другой какой-нибудь учинённой пакостью. Вплоть до поджога.
А как себя чувствовали жители, у которых буквально под носом выросло «сервисное предприятие»? Мирились с шумом, «сиреневым туманом» за окном, далеко не безобидными лихими виражами у ступенек подъезда? Они возмущались, отправляли коллективные петиции с делегациями в соответствующие инстанции и, как правило, добивались сноса незаконной «фирмы». Но! Спустя два-три месяца пресловутая ограда с обязательным пунктом сбора подати возникала вновь. Ну чисто легендарная птица феникс, которая возрождается из пепла. Хотя в нашем случае и гореть-то было нечему.
Но, согласитесь, подобное беззаконие в захвате земли можно представить себе в каком-нибудь полузабытом периферийном районе, даже на окраине крупного города, но отнюдь не в Екатеринбурге, давно претендующем на одно из призовых мест в десятке самых «продвинутых» мегаполисов России. Здесь столько правоохранительных ведомств, управлений, агентств, организаций, призванных следить за порядком и соблюдением закона, что сама мысль о негласном отчуждении некоего участка на его территории представляется кощунственной. Недавний инцидент с выбором места под строительство храма в честь святой покровительницы Екатеринбурга и грядущего 300-летия города подтверждает наш вывод на все сто. Как же, столица Урала!
«Однако вот, поди ж ты», — обычно говорят и разводят руками свердловчане, попав впросак.
Что ж, попробуем определить масштабы, объёмы «вредности» этого явления.
Сколько в лидере «опорного края» легальных, не считая платных муниципальных, автопарковок? Кто владеет этой статистикой? По логике, командовать и отвечать за состояние дел в этой сфере муниципального управления должен земельный комитет администрации города. Ведь эти несанкционированные «уголки навара» рождаются не на Марсе, и если кто-то решил легально заняться столь перспективным бизнесом — машин всё больше, парковок не хватает катастрофически, — то начинать придётся с землеотвода. И, к слову, у комитета по благоустройству здесь тоже имеется сфера интересов.
Итак, в первой инстанции вашего корреспондента просветили: с 2013 года муниципальной, областной землёй и пока неразграниченными территориями распоряжается министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО). Именно оно заключает договоры на все виды пользования землёй в Екатеринбурге, в том числе и на парковки.
Так сколько же их на сегодня? В МУГИСО информацией не владеют. Чиновники лишь сообщили, что в 2015 году один из городских порталов бросил клич: неравнодушные горожане, сообщайте нам о незаконных парковках! Они, дескать, наносят экологический и финансовый урон не только любимому Екатеринбургу, но и каждому из нас.
«Тогда мы получили адреса 44 подпольно открытых стоянок», — как достижение отметили в мингосимущества, хотя посчитать подобный мизер рекордом могут разве что только недалёкие марсиане. Тем более с учётом постоянного роста «автомобилизации» россиян за последние годы.
Владельцы настоящих, а не липовых парковок и ответ держат за сохранность машин, и, что особо ценится чиновниками горадминистрации, часть налога с прибыли достаётся местной казне. Весь остальной сервис в этой сфере услуг следует трактовать коротко и просто: купюроприёмники, плата ни за что.
Как же не попасться на крючок махинаторам? Разумеется, в обязательном порядке требовать предъявления разрешительных документов на аренду земли, договор с районной администрацией, застройщиком, управляющей компанией. Правда, при современном уровне печатно-копировальной техники состряпать аналог оригиналу — раз плюнуть.
Грех игнорировать и самое элементарное: если с водителя деньги взяли, подтверждением тому должна стать квитанция об оплате услуги.
Конечно, основная работа по выявлению «серых кардиналов» в спекуляциях парковками ведётся всё-таки в отделах земельных отношений горадминистраций. Сюда поступают сигналы, протоколы протестных собраний горожан, акты расследования конфликтных ситуаций участковой полицией и т.д. Как это выглядит на практике?
«Недавно обнаружил незаконную парковку на улице Бакинских комиссаров, 108, — рассказывает квартальный инспектор по Орджоникидзевскому району Екатеринбурга Илья Будкевич. — Охранник, как обычно, ничего не знает. Фотографирую, составляю акт, по схеме выясняю, что здесь должен быть газон. Явный самозахват муниципальной земли! Все документы передаю в администрацию. Не сомневаюсь: на подпольном бизнесе будет поставлен жирный крест».
А на другом участке, продолжал инспектор, места для стоянки авто было крайне недостаточно. И жильцы прекрасно понимали, что при всем их желании вписать в крошечный островок столь нужный «объект» не удастся.
Тогда они провели общее собрание, на котором договорились немножко уменьшить детскую площадку, подрезать газон, спилить несколько деревьев и увеличить парковочную зону. Поставили бордюры, закатали всё в асфальт, установили шлагбаум, и проблема была закрыта.
Повторимся: первую скрипку в упорядочивании автостоянок должна играть местная власть. Но она зачастую даже, как говорится, собственноручно пилит сук безопасности, на котором сидит. Скажем, что заставило мэрию Екатеринбурга в своё время отменить Положение о порядке организации парковок? А областной закон со всеми последними редакциями в статье 19 гласит, что административная ответственность за нарушения в этой сфере устанавливается нормативными правовыми актами бездействующего Положения. И никаких потуг в «реабилитации» последнего не наблюдается.
На вопрос: почему, что мешает? — председатель комитета административных органов уральской столицы Евгений Клюжин за ответом отослал... в земельный комитет. Круг замкнулся.
«Да ничего с 1990-х в парковочном «бизнесе» не изменилось! — категорично уверяет председатель Свердловского регионального отделения Федерации автовладельцев России Максим Едрышов. — Накал, конечно, спал против прежнего. Но поражает почти полное бездействие участковых. У меня такой курьёзный случай был. В нашем дворе по 50 рублей на стоянке брали. Я поговорил с участковым, мол, плата незаконная. А он отвечает: согласен, я им скажу, чтобы с тебя не брали. Наша организация давно убедилась: высокие чины Екатеринбурга ничуть не заинтересованы в ликвидации несанкционированных парковок. Почему мэрия не стремится увеличить свой бюджет за счёт роста налоговой базы на доходы легальных автостоянок? Захотела бы — давно вместе с полицейскими прикрыла эти лавочки-купюроприёмники. Значит, что? Тут даже особо напрягать «чердак» порядочному человеку излишне. Козе понятно».
«Компания, половина отделений которой являются убыточными, отныне предлагает своим клиентам в сельской местности покупать у неё пиво», — пишет французский еженедельник «Пуэн».
«ПОЧТА России» вводит новшества и в своих отделениях намерена продавать пиво. 3200 отделений почтовой связи по всей стране рядом с конвертами, посылками и марками выставят на полках бутылки.Что же это было — на днях завершившийся XVI Международный конкурс имени П.И.Чайковского? И как он выглядел в ряду предыдущих?
Превратился в «Чайник»
Слава конкурса имени П.И. Чайковского, впервые проведённого в 1958 году, долго была столь велика, что к нам радостно ехал весь мир. Молодые музыканты верили: раз уж американцу, пианисту Вану Клиберну, дали первую премию — значит, конкурс честный.
На традиционном празднике песни и танца в Эстонии — массовом народном фестивале, стартовавшем в Тарту, на сей раз не будут звучать песни на русском языке, информирует новостной интернет-портал delfi.ee. Тут же даётся объяснение.
ТАК, на первом певческом празднике в 1869 году, по словам литературоведа Маарьи Вайно, исполнялись только эстонские песни, а значит, необходимо сохранять традиции. «Я убеждена, — заявляет она, — что если кто-то выбрал своей страной Эстонию, то должен выучить эстонский язык».
БЕЛОРУССИЯ в июле организует для 92 детей из КНР отдых и оздоровление в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубрёнок», сообщает БЕЛТА. Финансирование будет осуществляться за счёт средств резервного фонда президента республики.
Программа пребывания китайских детей включает санаторно-оздоровительные услуги на базе лагеря и экскурсионно-культурные мероприятия в Минске и регионах.
Чего только не обещают украинскому народу его потенциальные «слуги» в преддверии парламентских выборов! И сами, и их сторонники.
ВОТ НА ДНЯХ собрал своих подчинённых руководитель кременчугского коммунального предприятия «Теплоэнерго» Виталий Одношевный. О жизни поговорить да о людях хороших.