«Чиновникам не провести успешную реформу обращения с отходами, пока они выбрасывают на свалку и зарывают на полигонах демократию», — заявил депутат-коммунист Валерий Рашкин, выступая от фракции КПРФ в часе заявлений по актуальным вопросам на пленарном заседании Госдумы 27 июня.
«МУСОРНАЯ» ТЕМА в последнее время стала одной из самых острых в публикациях СМИ. Но только из оппозиционных изданий можно узнать, как на самом деле обстоят дела с утилизацией и переработкой отходов. Официальные же и приближённые к власти СМИ демонстрируют потёмкинские деревни народной поддержки. Ещё в 2013 году президент заявил об обязательности широкого общественного обсуждения каких-либо решений, связанных с переработкой мусора. Вместо этого защитников экологии жестоко избивают и арестовывают, всеми способами пытаются заткнуть им рот!
Депутат рассказал о том, что происходит на станции Шиес в Архангельской области. Людей, вышедших протестовать против незаконного строительства гигантского полигона, на который планируется свозить отходы из Москвы и Подмосковья, избили сотрудники частного охранного предприятия «Гарантия безопасности». На их сторону встала и полиция, скрутив и арестовав местных жителей и даже депутатов. Всего на станции Шиес пострадали в разной степени около 40 активистов! Одну из пенсионерок, попавшую в объектив телекамеры, когда её, беспомощную, протащили и, как мусор, скинули в канаву, сейчас судят за… избиение двух охранников.
А в это время телеканал «Россия-1. Архангельск» показывает бутафорскую встречу инвестора строительства полигона с якобы местными жителями. Массовка пестрит плакатами «За полигон!». Областной министр рассказывает об изысканиях, дескать, подтверждающих, что на заболоченной местности Шиеса можно строить мусорный полигон. А вот в Совете при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и в Федеральном агентстве водных ресурсов пришли к выводу, что это грозит загрязнением бассейна реки Вычегда — источника питьевой воды. Но московские и архангельские власти ничто не останавливает. Уже вырублено около одного гектара леса. Генеральный директор инвестора проекта ООО «Технопарк» Е. Пеняев говорит, что всё подготовлено для последующих изысканий, экспертиз и общественных слушаний.
Видимо, эти подготовительные работы из того же разряда, что роспуск и переизбрание в прошлом году сельсовета в деревне Михали Калужской области, депутаты которого отказались переводить земли из сельхозназначения в промышленное для размещения опасных неутилизируемых отходов. Об этом писало интернет-издание «Медуза». В преддверии перевыборов население деревни выросло почти вдвое. Большинство новых жителей были прописаны в двух домах. Шестерым бывшим депутатам (из семи!) избирком отказал в регистрации. В итоге только двое избранных оказались местными жителями. Теперь деревня ждёт до 1,8 миллиона тонн мусора в год. Общая вместимость полигона — более 40 миллионов тонн отходов. Кстати, в ходе журналистского расследования корреспондента «Медузы» Ивана Голунова было установлено, что 5—6 миллионов тонн мусора из Москвы пропадает неизвестно куда.
«Вот вам и ответ о причинах появления несанкционированных свалок в Подмосковье, — заметил Валерий Рашкин, перейдя к другим очагам «мусорного» противостояния. — Когда экс-глава Серпуховского района Подмосковья Александр Шестун заявляет, что конфликт с губернатором Воробьёвым связан с ввозом отходов в район в нарушение всех лимитов и норм и вопреки массовым протестам, я ему верю. Граждане неспроста протестовали против свалок в подмосковных Коломне, Тарусе, Клину, Тучкове, Воскресенске и Наро-Фоминске, терпели натиск полицейских, страдали от жёстких разгонов их акций, как в Ликино-Дулёве».
Как показал Иван Голунов, за «мусорными» скандалами стоит столица: это её мусор, чиновники и компании тесно сплетены в один клубок. В начале июня журналиста задержали по подозрению в хранении и попытке сбыта наркотиков. По мнению Валерия Рашкина, таким образом журналиста просто пытаются «заткнуть», как «затыкают» и газету КПРФ «Тульская правда», подвергшую критике необдуманную и не согласованную с местными жителями «мусорную» реформу и опубликовавшую на своих страницах соглашение правительств Москвы и Тульской области по сотрудничеству в сфере утилизации отходов. После публикаций на «мусорную» тему полиция без решения суда, нарушив закон о СМИ, арестовала более трёх выпусков «Тульской правды» — более 100 тысяч экземпляров газеты. Распространителей задерживают. Газету вытаскивают из почтовых ящиков. «Правду скрывают от народа!» — дал оценку происходящему депутат-коммунист.
По его словам, власть не слышит голос ни народа, ни научного сообщества. В 2017 году Европейская спецкомиссия выступила за мораторий на новые мусоросжигательные заводы (МСЗ) и за вывод из эксплуатации старых. При сжигании пластика образуются диоксины — вещества, вызывающие глубокие нарушения обменных процессов, нарушения в иммунной системе, онкологические заболевания и бесплодие. Яд накапливается в окружающей среде и организме. А Россия в это время строит планы по возведению 238 мусоросжигательных заводов, четыре из которых — в Подмосковье. Дескать, это будут современные предприятия по образцу японских или швейцарских. Это неправда, утверждает В. Рашкин, ссылаясь на мнение доцента НИЯУ МИФИ, кандидата физико-математических наук Валерия Сосновцева, обратившего внимание участников «круглого стола» по проблемам экологии, состоявшегося 20 июня в Госдуме, на соотношение проектных показателей выбросов мусоросжигательного завода в деревне Могутово Наро-Фоминского района Московской области и фактических показателей такого завода в городе Перлен в Швейцарии. Так вот, российский МСЗ по планируемым выбросам далеко опережает иностранца: по диоксиду серы — более чем в 30 раз, по пыли — в 30 раз, по ртути — в 10 раз. Да это и неудивительно: у «швейцарца» 6 ступеней фильтрации выходящих газов, а у его российского «аналога» — только 3. А ведь российские учёные предлагают альтернативные способы переработки отходов.
Валерий Рашкин подчеркнул, что каждый этап реформы обращения с отходами должен реализоваться только после одобрения в широких научных и общественных кругах. Необходимо обеспечить надзор за соблюдением законов, в том числе об общественной экологической экспертизе. Недопустимо, чтобы граждан не допускали к проектной документации для проведения экспертизы под предлогом защиты коммерческой тайны, как это было по МСЗ в Воскресенске или по московскому МСЗ №4, где инициативной группе пришлось дойти до Верховного суда. Надо возродить практику проведения референдума на всех уровнях. Сортировка мусора должна производиться по значкам общепринятой маркировки упаковок.
Депутат обратил внимание парламента на необходимость мер по стимулированию раздельного сбора мусора. Во множестве муниципалитетов США для тех граждан, которые сортируют мусор, отходы вывозятся бесплатно. Ведь отсортированный мусор — источник прибыли. Тонна пластиковых бутылок стоит 35 тысяч рублей, алюминиевых банок — 60 тысяч рублей, картона — 8 тысяч рублей. Даже если извлекать лишь 30 процентов вторсырья из сегодняшних 70 миллионов тонн российского мусора, то это 180 миллиардов рублей доходов. Но правительству проще повысить тарифы для населения, чем заставить «мусорных» королей наладить сортировку и безопасную переработку отходов. Следует обратиться к зарубежному опыту или вспомнить советский опыт производства экологичной упаковки и многооборотной тары, считает В. Рашкин. Так, в США стоимость бутылок и банок закладывается в стоимость товара, но часто деньги можно вернуть, сдав тару прямо у магазина. А в СССР были и многооборотная тара, и всеобщий сбор макулатуры, стекла, металлолома, и экологическое воспитание.
Валерий Рашкин сообщил, что депутатами-коммунистами начата работа над законопроектом по запрету одноразового пластика. По этому пути идут многие страны, потому что это действительно глобальная проблема. Ежегодно в мире образуется около 300 миллионов тонн пластиковых отходов, в океанах формируются целые острова из них. «Давайте откажемся от того, что разлагаться будет десятки и сотни лет!» — призвал парламентарий.
КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ в провинции Шэньси (Северо-Западный Китай) сообща построили беспилотное судно с дистанционным управлением для сбора мусора из воды.
Приводимая в действие электрическими пропеллерами мусороуборочная лодка может двигаться вперёд или назад, поворачиваться, следуя инструкциям, поступающим через дистанционное управление или мобильное приложение.