В ЕВРОСОЮЗЕ ухудшается ситуация с коррупцией из-за того, что политическое руководство стран-членов сообщества не уделяет ей достаточного внимания, констатируют эксперты неправительственной организации «Трэнспэренси интернэшнл» (ТИ), утверждая, что брэкзит, наплыв мигрантов и угроза террористов отвлекают внимание от борьбы со взяточничеством.
Согласно последнему коррупционному рейтингу ТИ, составленному на базе так называемого индекса восприятия коррупции (ИВК) по 100-балльной шкале (0 — самый высокий ИВК, 100 — самый низкий), только в четырёх государствах ЕС за истекший год ситуация с коррупцией улучшилась. При этом два из них — Италия и Румыния — стартовали с очень низких позиций. Однако, несмотря на то, что рейтинг Румынии повысился, нынешняя ситуация в стране, где в феврале бушевали многотысячные акции протеста против предложенного правительством скандального законопроекта об амнистии и декриминализации некоторых коррупционных преступлений, по мнению аналитиков, скорее всего, будет способствовать ослаблению борьбы с мздоимством.
Рейтинг шести стран ЕС не превышает 50 баллов. Речь идёт о Болгарии, Венгрии, Румынии, Греции, об Италии и о Хорватии. В прошлом году таких государств было четыре.
По мнению Карла Долана, директора европейского бюро ТИ, коррупционный кризис постепенно разъедает Евросоюз. «Лидеры ЕС так увлеклись решением проблем, связанных с наплывом беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, выходом Великобритании из Евросоюза и постоянной террористической угрозой, что на время оставили в стороне борьбу с коррупцией, разрушающей доверие к политическим институтам и мешающей росту экономики. И тот факт, что доклад Еврокомиссии о коррупции был опубликован с более чем годовой задержкой, говорит о попустительстве на самом верху. Из-за него вялотекущий кризис может быстро набрать обороты», — цитирует Долана агентство «Рейтер».
Согласно данным ТИ, наилучший результат в Европе показывает Дания (91 балл из 100), а самый худший — Болгария, которая, как и десятилетиями стремящаяся в ЕС Турция, имеет ИВК, равный 41 баллу. Наиболее значительное падение рейтинга за год зафиксировано в Нидерландах и на Кипре. Кстати, взяточничество в бывших советских республиках находится на том же уровне, что и в худших странах ЕС (по 29 баллов в России и на Украине).
Если же говорить о коррупции в общемировых масштабах, то её повсеместному распространению на планете способствует возросший популизм, считают правозащитники, подчёркивая, что политики-популисты, вопреки своим обещаниям, на деле не борются с мздоимством, а ещё больше усугубляют ситуацию. Глава исследовательского отдела ТИ Финн Айнрих приводит в пример лидеров Турции и Венгрии, а также нового президента США Дональда Трампа, назначившего на высокие посты людей из своего окружения.
«С одной стороны, Трамп пришёл к власти на волне антикоррупционных посулов, как это было в Турции и Венгрии. 45-й хозяин Белого дома обещал осушить «болото мздоимства», однако, если посмотреть на его реальные действия, налицо кумовство. Зять президента Джаред Кушнер назначен старшим советником главы государства, а многие члены трамповской администрации замешаны в конфликтах интересов. Эти люди выступают не за прозрачность, а за тайные коррупционные сделки», — уверен Айнрих.
Пока с 74 баллами (против 76 в прошлом году) США занимают 18-е место в рейтинге из 176 стран, который возглавляют Дания и Новая Зеландия. Россия по-прежнему остаётся на 131-й строчке, составляя компанию Ирану, Казахстану, Непалу и Украине. Замыкают список Южный Судан и Сомали, где худшая ситуация со взяточничеством (рейтинг 10 баллов) наблюдается десятый год подряд. А вот самое крупное падение рейтинга — сразу на 10 баллов — произошло в Катаре и связано, вероятно, со скандалом в ФИФА относительно выбора места проведения чемпионата мира по футболу 2022 года.
На фоне эйфории, охватившей Украину и её власть после введения «безвиза», очень поучительно посмотреть на опыт Болгарии, в 2007 году вошедшей в Евросоюз.
ЧЛЕНСТВО Болгарии в ЕС не лучшим образом сказалось на развитии как промышленности, так и сельского хозяйства. Некогда ведущие отрасли экономики страны (станкостроение, электроника, судостроение) находятся в крайне плачевном состоянии. К примеру, механические заводы, выпускавшие электрокары, электроподъёмники для всех стран-членов СЭВ, практически разрушены. Основным фактором негативных изменений стала общая экономическая политика ЕС, в соответствии с которой, к сожалению, для стран-«новичков» не предусмотрено развитие тяжёлой промышленной индустрии.