Трёхэтажный дом № 10 по улице Первой Конной армии появился в Ростове-на-Дону в 1927 году, во время строительства знаменитого завода сельскохозяйственного машиностроения. В те далёкие годы несущие стены сооружали массивными, крыши крепкими, окна долговечными. 93 года простоял дом на почётном месте — рядом с Дворцом культуры завода «Ростсельмаш» и установленным на пьедестале зерноуборочным комбайном. Вот только жильцы его шестнадцати квартир не всегда добрым словом отзываются о своём доме-старожиле. Впрочем, как и его многоквартирных собратьев, построенных в жилмассиве «Сельмаш» государственными строительными корпорациями и частными застройщиками. Жалуются граждане на некомфортные условия проживания не 365 дней в году, а во время отопительных сезонов последних трёх лет, когда услугу отопления стала поставлять новая котельная, построенная на улице Веры Пановой.
В КОНЦЕ октября, с началом нового отопительного сезона, председатели 40 советов многоквартирных домов встретились в скверике «Сельмаша», чтобы наметить планы предстоящей зимней «кампании». Пишут они жалобы, адресуя их в ресурсоснабжающую организацию АО «Теплокоммунэнерго» или в администрацию Первомайского района донской столицы, собираются в «творческие» группы, когда ставят важные проблемы перед областным правительством, губернатором или — подумать только! — перед администрацией президента. Инна Маслина, избранная старшей жильцами дома №10 по ул. Первой Конной армии, присоединилась к организации недавно, ей не терпелось рассказать о трёхлетних страданиях своих соседей и бессилии в борьбе с чиновниками.
Так вот оказался я в квартире №7 дома-старожила с легендарной историей, которая в пересказе Инны Вячеславовны напоминала былые повествования под рубрикой «прежде и теперь».
— На улице — 17 градусов тепла, — как бы между прочим уточнила хозяйка, открывая ключом дверь с лестницы, а потом остановилась у отопительной батареи и задала главный вопрос: — А какая, по вашему мнению, температура в квартире?
— Градусов двадцать пять! — ответил я, боясь сильно ошибиться.
— А теперь притроньтесь к батарее, — попросила хозяйка, и мне, как на «небесном суде», пришлось притронуться к тридцатиградусной батарее. — И весь зимний сезон мы мучаемся с открытыми настежь форточками!
При строительстве завода «Ростсельмаш» на территории предприятия была сооружена котельная, которая снабжала теплом жилые дома работников. Разные виды топлива использовались для получения тепла, но всё же неизменно имелась возможность регулировать температуру в зависимости от погоды. На Нижнем Дону зимой нередко случаются оттепели, поэтому «белый свет» теплотехники не обогревали. Ещё более рациональным стало хозяйствование частников в постсоветские годы, заводская котельная отгородилась от жилмассива забором: социальные проблемы теперь не волнуют бизнесменов. И потребители тепловой энергии, работники завода сельхозмашиностроения, других предприятий и организаций, рассчитывали, что потребление энергоресурсов будет экономным и рациональным, а качество поставляемых услуг — самым высоким.
Но их ждало разочарование. Батареи отопления в большинстве домов раскалялись до запредельных температур, а в угловых квартирах оставались нередко на голодном пайке. Жители «Сельмаша» и других микрорайонов обращались с претензиями в АО «Теплокоммунэнерго». Специалисты не скупились на добрые советы. Заместитель генерального директора АО по сбыту Нелли Курочка порекомендовала жалобщикам установить автоматические регуляторы температуры… за счёт жителей.
— В Первомайском районе при проведении ремонта систем отопления за счёт НКО Фонд капремонта такие регуляторы уже установлены в нескольких домах, — информировала её руководитель инициативной группы борьбы «огнеборцев» Инна Фоменко. — Но ни в одном из них регуляторы не привели ни к экономии топлива, ни к снижению платежей за отопление.
Система регулирования температуры в зависимости от погоды была эффективной в советские годы: тогда в унисон действовали заводские специалисты и руководители района. Но не только «Ростсельмаш» снял путы с бизнеса, высокие платежи за тепло не волнуют и чиновников, а нынешние главы администрации Первомайского района особенно: один уволен за превышение полномочий, другой за изнасилование. И вряд ли у них было время подумать, что жители, задыхаясь от жары, платят за перегрев по 7500 рублей в месяц. Хотя, читая отписки чиновников на жалобы потребителей тепла, кажется, что о них проявляют должностные лица отеческую заботу. Тарифы на тепловую энергию всегда проходили самую тщательную экспертизу экономической обоснованности затрат. Например, на 2018 год они были установлены со снижением на 6,3%.
Однако руководство АО «Теплокоммунэнерго» выдержало «бой» с тарифными структурами, а ФАС утвердила новые показатели, уже с ростом 105,5%. Не облегчило тарифную тяжесть и утверждение инвестиционной программы по строительству новых и действующих объектов теплоснабжения. Но программа, к сожалению, не была выполнена. И обогревала современная котельная «белый свет», жители писали жалобы, специалисты-теплотехники в поте лица решали проблему, а чиновники из своих кабинетов налаживали муниципальный контроль. Даже независимая экспертиза проводилась. Вот только жильцы задыхались от жары, а плата за тепло продолжала расти год от года.
Прошедший год на Дону — один из самых жарких. Прошлый отопительный сезон прерывался дождями. А наступившая осень для другого региона весной покажется. Заморозки в ноябре обещали в середине месяца. А градус отопительного сезона в квартирах «Сельмаша» до весны не изменится — ни в физической величине, ни в платёжных ведомостях. И на чиновников народ уже не рассчитывает. Потребители тепла задали себе вопрос: а правомочно ли монополисты отобрали у народа стратегически важное городское имущество — теплоэнергию? Ведь этим нарушены права и охраняемые законом интересы его жителей. Когда согласовывался этот вопрос, никто из отцов города не вспомнил о собственниках жилья. Может быть, недосуг чиновникам было, да и не с кем было согласовывать.
— В условиях монополии деятельность организаций, оказывающих услуги населению, может быть эффективной лишь при чёткой работе госорганов, — убеждена член инициативной группы от дома №20 по ул. Металлургической Элла Назарова. — А контроль за тарифами, ремонт коммунальных систем, исполнение инвестиционных программ и качество оказываемых услуг не могут существовать без активного участия населения.
Теперь создан совет председателей многоквартирных домов, инициативные люди наладили контакт с коммунистами, уже накоплен опыт, есть план работы. Остаётся активной деятельностью обратить внимание отцов города на нерешённые проблемы. Ведь другие ресурсоснабжающие организации — ООО «Ростовские тепловые сети», ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» — не отапливают «белый свет», выставляют счета в два раза скромнее. А в городе есть дома-чемпионы. Сейчас первенство по счетам держит всё тот же дом №10 по улице Первой Конной армии. Здесь на первом этаже расположены магазины и разные конторы. Но со дня подключения новой котельной частные владельцы торговых точек и адвокатских контор за тепло не платят ни копейки. Неужели все расходы легли на «козлов отпущения»?
Беседа председателя организации «Социалистическая немецкая рабочая молодёжь» (СНРМ) Лены Крейман с собственным корреспондентом «Правды» Андреем Дульцевым
— 17 октября прошлого года сторонник крайне правой партии «Альтернатива для Германии» совершил нападение на антифашистскую демонстрацию против сборища сторонников этой неонацистской партии в Генштедт-Ульцбурге.83-я Китайская международная выставка медицинской техники и оборудования, проходившая в Международном центре выставок и конференций в Шанхае, вызвала большой интерес прежде всего у специалистов.
По словам исполнительного директора Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Генриетты Фор, сегодня в больницах и клиниках во многих частях мира всё ещё есть проблемы доступа к воде.
В КОНТЕКСТЕ пандемии коронавируса, как указала она в официальном аккаунте в «Твиттере», вода выступает в качестве важнейшего элемента личной защиты медицинских работников.