В романах и повестях Юрия Бондарева персонажей сотни. А герой один. Имя ему — народ. Разноликий, разночинный, разнохарактерный. Великий и до боли родной. В первую очередь — самому писателю. И нам, читателям, тоже.
ВОТ РОМАН «Горячий снег». Он из наиболее известных. Остановлюсь только на двух эпизодах, которые трогают до слёз.
…Артиллеристы выходят на передовую. Тяжеленные пушки тянут с надрывом и нутряным хрипом люди и лошади. На склоне оврага одна из лошадей ломает ноги. Выход единственный — пристрелить, чтобы не мучилась и не задерживала артиллеристов. Когда ежедневно гибнут люди, тут уж вроде не до лошадей. Но для ездового Сергункова и других бойцов та лошадь — это не просто тягловая сила, это боевой товарищ!
Сергункову жалко четвероного друга до невозможности. Уговаривает его потерпеть, подносит на ладони к лошадиным мягким губам выскребанный из карманов овёс: всё, чем он может помочь. А ещё он пытается спасти коня от расстрела, хотя есть приказ комбата.
Казалось бы, даже не боевой — бытовой эпизод. Каждый из бойцов, окруживших бедную лошадь, понимает, что надо идти вперёд, добывать в бою Победу. Бабахнули бы в эту тягловую силу, обматерили ездового, чтобы не распускал нюни, и — вперёд! Но в душе у каждого из наших бойцов не только «ярость благородная» к лютому врагу. Осталось место и для сострадания. Так были устроены советские люди. Фронтовик Бондарев знает это, пожалуй, получше, чем кто-либо другой.
А вот ещё эпизод из того же романа. Немцы рвались на помощь окружённой под Сталинградом группировке войск Паулюса. Командующий армией генерал Бессонов получил приказ не пропустить врага. А накануне ему пришло сообщение о гибели сына. Мог бы пристроить его у себя под боком, поберечь. Но не захотел, не имел права. А отцовская ответственность за сына и ощущение своей вины не отпускают ни на минуту. И ещё одна ответственность — за судьбу тех, кого он посылает в тяжелейший бой...
Фашисты отброшены, и генерал идёт на позицию батареи, одна из пушек которой вела огонь до последних минут боя. И приказывает ординарцу взять все награды, что есть. Если пушка стреляла, кто-то всё-таки уцелел в том аду.
Бойцов находят не сразу. Что должен сказать им командующий армией? Надо обладать талантом Юрия Бондарева, чтобы найти три нужных слова. Только три.
Генерал подходит поочерёдно к бойцам и вручает ордена. И говорит при этом:
— Всё, что могу… Всё, что могу!
Сколько нам, педагогам, предстоит ещё сделать, чтобы передать молодому поколению накал бондаревских строк! Передать, вопреки урезанной школьной программе, в которой выдающийся советский писатель отодвинут на задворки. Чтобы каждый, проделывая эту большую и важную работу, мог сказать самому себе:
— Всё, что могу…
С 8 марта в Донбассе якобы действует «весеннее» перемирие. Однако верные своим традициям бандеровского характера вояки из ВСУ постоянно нарушают достигнутые договорённости.
УЖЕ 9 МАРТА, в первый день объявленного перемирия, украинские подразделения открыли огонь по позициям Армии ДНР и по Васильевской насосной станции. При этом противотанковая ракета угодила в бетонный забор насосной станции, чудом не нанеся повреждений основному машинному залу.