Длившийся почти пять с половиной месяцев парламентско-правительственный кризис в Германии наконец заканчивается.
ЭТО СТАЛО понятно после того, как в воскресенье, 4 марта, были подведены итоги почтового опроса рядовых членов Социал-демократической партии Германии, которые должны были выразить своё отношение к возможности создания коалиции с ХДС/ХСС. «За» высказались чуть более 66 процентов опрошенных социал-демократов от общей численности партии примерно 460 тысяч членов. Это означает, что ранее достигнутые договорённости лидеров ХДС/ХСС и СДПГ о формировании новой «большой коалиции» и, соответственно, правительства большинства вступают в законную силу и в скором времени глава ХДС Ангела Меркель, официально получающая после этого в четвёртый раз подряд должность главы кабинета министров, через две-три недели сможет огласить состав нового правительства ФРГ.
С облегчением вздохнула, наконец, сама Ангела Меркель, поспешившая поздравить «старых-новых» союзников по коалиции с «разумным и правильным выбором». Ещё большее облегчение испытали, без сомнения, встревоженные столь длительной политической неопределённостью в Германии ближайшие западноевропейские союзники ФРГ по ЕС, в первую очередь президент Франции Эмманюэль Макрон. Да и самим немцам жизнь при временном правительстве, не способном принимать сколь-нибудь важные для страны долгосрочные решения в силу своего статуса, тоже изрядно поднадоела.
Подводя главный итог более чем пятимесячной (рекордной в истории Германии) борьбы за власть после завершения сентябрьских выборов в бундестаг 2017 года, можно констатировать: нынешнюю парламентско-правительственную коалицию консерваторов с социал-демократами, в отличие от их же предыдущего союза после выборов 2013 года, можно образно назвать откровенным примером «брака по расчёту». Причём по расчёту с обеих сторон.
Что касается блока консерваторов, то здесь заинтересованность очевидна: после провала переговоров о коалиции с «зелёными» и либералами перспектива нового союза с СДПГ оставалась для Меркель единственной возможностью избежать новых выборов или, что было для неё ещё более неприемлемо, — формирования «правительства меньшинства». В итоге ценой серьёзных уступок и компромиссов по ряду ключевых вопросов внутренней и внешней политики цели достигнуть удалось. Но насколько прочен новый союз?
Ответ на этот вопрос во многом кроется в позиции социал-демократов. Их «брак по расчёту» с консерваторами таит в себе много нюансов. Главный из них — это то, что, формально становясь «младшим партнёром» в новой коалиции, СДПГ отнюдь не собирается слепо следовать этой отведённой ей по правилам политической игры роли. Дело в том, что, пойдя на соглашательство с ХДС/ХСС, СДПГ окончательно подорвала доверие к себе избирателей. И как бы ни мотивировало руководство партии нынешнее решение, вернуть доверие своих недавних сторонников социал-демократы смогут не словами, а только делами.
Однако положение партии сегодня таково, что впору говорить о глубочайшем кризисе. По данным недавних исследований авторитетного фонда INSA/YouGov, оценивающего рейтинги ведущих политических партий, на начало календарной весны социал-демократы умудрились потерять даже по сравнению с провальными для себя выборами в бундестаг в сентябре прошлого года ещё пять процентов сторонников! Популярность СДПГ сейчас не дотягивает даже до 16%. Блок ХДС/ХСС при этом сохранил свои сентябрьские 32%. Но самое интересное, что резкий скачок популярности наблюдается у других парламентских партий. Так, рейтинг крайне правой «Альтернативы для Германии» (АдГ) превысил 16%, и, случись новые выборы в эти дни, «альтернативщики» обошли бы на них социал-демократов. Более 12% набирают сейчас «Левые» и «зелёные», что означает более чем трёхпроцентный рост по сравнению с сентябрём 2017 года. Прежние почти 11% имеют и либералы из СвДП.
При всём этом социал-демократы сейчас подвергаются резкой критике за новый союз с консерваторами как с правого, так и с левого политических флангов. Так, председатель АдГ Йорг Мойтен, которого цитирует «Шпигель», назвал договор СДПГ с консерваторами «коалицией жадных до власти неудачников», а глава «Левых» Сара Вагенкнехт назвала решение СДПГ «безумием».
В таких условиях партия приняла добровольную отставку провалившего выборы Мартина Шульца и намерена избрать 22 апреля на внеочередном съезде в Висбадене на место председателя СДПГ харизматичную Андреа Налес, нынешнюю главу парламентской фракции партии в бундестаге. У 47-летней Налес репутация «железной фрау» немецкой социал-демократии, во многом её энергичная позиция позволила убедить в феврале делегатов внеочередного съезда СДПГ проголосовать за коалицию с консерваторами и войти во власть. Одновременно Налес отлично понимает, что её ближайшая задача — реанимировать партию, вернуть утерянных в последние месяцы сторонников, а для этого необходимы конкретные и заметные действия.
Именно поэтому, как ни странно на первый взгляд, Андреа Налес может стать скорее не союзницей, а оппонентом Меркель в бундестаге. Её главная задача — не играть роль «младшего партнёра», а показать реальную силу социал-демократов в парламенте, их возможности влиять на важнейшие решения правительства, даже если это будет входить в какие-то противоречия с консерваторами. Причём свою активность Налес необходимо демонстрировать уже здесь и сейчас: до 22 апреля остаётся немного времени, и результаты, способные сплотить партийные ряды и послужить основанием для неё стать реальным лидером СДПГ, должны быть видны невооружённым глазом.
Кстати, аналогичная задача стоит и перед Меркель. Консерваторам, понёсшим на выборах серьёзные потери в голосах избирателей, также необходимо обновление. И делать это Меркель собирается вместе с главой правительства земли Саар Аннегрет Крамп-Карренбауэр, избранной в феврале новым генеральным секретарём ХДС. Сама АКК (как сокращённо называют её в ХДС из-за труднопроизносимой фамилии) является активнейшей сторонницей того, чтобы ХДС вернула себе популярность на уровне 50% и вообще могла бы обходиться без союзников.
Идея, конечно, утопическая, но в своей земле Саар, пусть и небольшой по населению и далеко не самой влиятельной, эту задачу АКК выполнила более чем успешно: там — самый высокий процент сторонников ХДС, почти две трети от всех избирателей. Не случайно многие наблюдатели в Германии считают, что Ангела Меркель рассматривает именно кандидатуру Аннегрет в качестве своей политической преемницы.
Но это всё — дело будущего. А сейчас всех в Германии и не только занимает вопрос о том, как будут уживаться в одной «политической берлоге» две такие своенравные «медведицы», как Меркель и Налес. Сумеют ли они найти общий язык или «большую коалицию» с самого начала ждут трещины? Думается, что ясность в этом вопросе наступит уже с первыми шагами нового правительства под руководством Меркель. Её кандидатура в качестве канцлера Германии уже внесена 5 марта федеральным президентом Франком-Вальтером Штайнмайером на голосование в бундестаг, который должен принять решение в среду, 14 марта. А затем, до начала апреля, Ангеле Меркель предстоит окончательно поделить все министерские портфели между партнёрами по коалиции: шесть получит ХДС, шесть — СДПГ и ещё три — представители ХСС. И, по последним поступающим из ФРГ новостям, при этом дележе возможны неожиданности. Но о них — после формирования кабинета.
Почтовым работникам предложено добавить «новый функционал»
Несмотря на то, что «оптимизация» здравоохранения уже показала всю свою несостоятельность, она продолжает шагать по стране. Мало кто заметил очень примечательный факт: Госдума отклонила предложенный Валерием Рашкиным законопроект о введении временных ограничений на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций и увольнение их работников. Как говорится, маски сорваны: наши власти решили идти до конца. Остаётся только один вопрос: до конца чего? Какая степень ликвидации здравоохранения и вымирания населения будет считаться «достаточной»?
13 марта — 130 лет со дня рождения классика отечественной и мировой педагогики Антона Семёновича Макаренко
Антон Семёнович Макаренко — человек, чьё имя составляет славу великой советской цивилизации. Его вклад в советскую культуру и культуру мира сравним с вкладом Горького, Шолохова, Королёва, Эйзенштейна, Жукова, Шостаковича.В Кишинёве состоялся пленум ЦК Партии коммунистов Республики Молдова с самым актуальным для страны вопросом — о возможной утрате независимости и самой государственности Молдавии.
«ПРАВДА» УЖЕ рассказывала о том, как в преддверии 100-летия аннексии Бессарабии Румынией (27 марта 1918 года) в Молдавии ширятся количественно и качественно потуги унионистов, сторонников «повторения пройденного», создать некое «народное одобрение» планам отказа от суверенитета и государственности страны. Например, в ряде населённых пунктов (сегодня их уже более ста) разные чиновники от исполнительной власти по команде из Кишинёва принимают и подписывают так называемую декларацию о желательности объединения («унири») со «старшей сестрой» — Румынией. При этом мнение народа никто не спрашивает. Хотя оно всем известно: лишь ничтожная часть молдаван разделяет это предложение.
Чуть ли не каждый день на Украине происходят события, подчёркивающие, каким фарсом оборачиваются для её жителей любые начинания псевдопатриотов.
ТАК, ПРАЗДНИЧНЫЙ день 8 Марта был отмечен «маршем кастрюль» на одной из центральных улиц Киева. Марш проводился в знак протеста против «гендерного неравенства» и сотрясал окрестности грохотом колотушек по пустым кастрюлям и скандированием: «Свобода, равенство, женская солидарность». А завершился он тем, что группа неонацистов напала на его участниц и поколотила нескольких женщин.