Силовые и рыбоохранные структуры Красноярского края проводят спецоперацию «Путина-2018». Ничего, кроме страха и недоумения, она не вызывает. Давно бьют тревогу жители посёлка Бор Туруханского района.
ИЗ-ЗА НЕСОВЕРШЕНСТВА законов и действующих правил рыболовства карательные рейды краевой полиции выходят за пределы борьбы с незаконным оборотом осетровых. Жители посёлков и деревень на берегу Енисея подвергаются незаслуженным притеснениям со стороны инспекции рыбоохраны и силовых структур. Люди постоянно находятся в стрессовом состоянии, боятся выезжать на реку. «Путина-2018» не оправдана обстоятельствами. Похвастаться силовикам нечем: задержанных браконьеров из местных крайне мало, а улов изъятой рыбы — мизерный.
«Рыбный спецназ» борется не с преступными группами, занимающимися массовым незаконным ловом, перевозкой и сбытом осетровых, тайменя, нельмы, а с местными жителями, добывающими рыбу на пропитание.
Сегодня идёт несправедливое распределение рыболовных угодий. На 1200 километров Енисея, протекающего через Туруханский район, населению для любительского лова предоставлено всего пять участков. Нередко они удалены от посёлков на 100 и более километров. Участки эти выделены по принципу «вот тебе, боже, что нам негоже». Рыба здесь почти не водится. А лучшие промысловые участки отданы предпринимателям, которых только в низовьях Енисея зарегистрировано не менее пятисот.
Другой острой проблемой стала нехватка лицензий на вылов тугуна, омуля и другой рыбы, являющейся основной статьёй сезонных заготовок. Енисейское управление Росрыболовства установило для трёх деревень муниципального образования — «Борский сельсовет» — Бор, Подкаменная Тунгуска, Сумароково — квоту на лов тугуна в объёме 500 кг. Это просто насмешка: каждый житель перечисленных населённых пунктов вправе заготовить на зиму не более 160 граммов тугуна. В то же время коммерческие суда ежегодно вывозят из района этих поселений 80—100 тонн этой славной рыбки.
Количество лицензий на лов тугуна, выдаваемых на 3 тысячи жителей, не превышает 100 за сезон. В результате заведомо несправедливой системы распределения квот все оставшиеся без лицензий люди вынуждены будут выезжать на лов рыбы без разрешительных документов и их по закону оштрафуют как браконьеров.
— На встрече жителей нашего посёлка с представителями рыбинспекции и правоохранительных органов они пояснили, что рыбалка без лицензий наказуема всеми мерами — от штрафов до уголовного преследования, — рассказывает член инициативной группы, житель посёлка Бор Сергей Аносов. — Разве такая практика справедлива? Рыболовство для нас — это традиционный вид хозяйственной деятельности, при котором жители ловят рыбу для личного потребления, для удовлетворения личных нужд. Для многих рыбалка является основой существования. Людям необходимо сделать заготовки на зиму, накормить семью. Так в чём наше преступление? Ответьте: за что нас непрестанно гоняют катерами, задерживают, досматривают, штрафуют — любыми способами выживают со своей реки?
К словам Сергея можно добавить, что та же ситуация обстоит с лицензиями на омуля, нельму, другую рыбу. Установленные правила и нормы не просто невыполнимы, они абсурдны. По вине управления Росрыболовства традиционная хозяйственная деятельность населения квалифицируется как браконьерство. Федеральные власти загоняют людей в безвыходную ситуацию, искусственно делают их браконьерами. Такое положение явно несправедливо и должно быть пересмотрено на федеральном уровне.
Выход есть. Местные жители видят его в приоритетном праве аборигенов на традиционное природопользование. Оно должно быть закреплено законодательно.
Государство обязано предоставить местному населению разрешительные документы на отлов того количества рыбы, которое необходимо каждому жителю для ведения традиционного образа жизни и обеспечения своего существования.
— Почему бы не вернуться к старой доброй советской системе, когда разрешением на лов рыбы являлся билет члена Общества охотников и рыболовов с вклеенной маркой об уплате взносов? — предлагает Сергей Аносов.
Местное население протестует против «рыбного спецназа», который ущемляет права жителей. Пока не будут решены спорные вопросы, никто не вправе отбирать сети, моторы и лодки жителей, штрафовать местное население.
Терпение борчан иссякло. Их требования укладываются в три пункта:
1. Увеличить размер квоты на вылов тугуна и других разрешённых видов рыб в соответствии с реальными потребностями местного населения.
2. Вернуть Бору места рыбного лова, испокон веков принадлежащие посёлку. Предоставить местным жителям право выбора участков любительского лова рыбы для обеспечения собственных потребностей.
3. Прекратить политику дискриминации и насилия в отношении местного населения в Туруханском районе, проводимую силовыми структурами края.
Краевые власти годами игнорируют интересы обитателей Крайнего Севера. Их права никто не защищает. Они остаются один на один с проблемой запрета на традиционное природопользование.
В середине июля в посёлке Бор прошёл сход жителей, на который пригласили представителей органов рыбоохраны, охотинспекции и полиции. Был организован сбор подписей под требованиями борчан. Они направлены президенту В.В. Путину, в правительство края, Енисейское территориальное управление Росрыболовства, комитет по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края.
Как прореагирует власть, пока неизвестно.
Как продвигаются белорусские бренды в КНР
Китай — вторая экономика в мире, один из лидеров по импорту товаров. Причём потребность в зарубежной продукции в стране с населением около 1,4 млрд постоянно растёт. Всё популярнее в Поднебесной становятся белорусские товары, особенно мясо-молочная продукция.