Над одними проливается золотой дождь, а у иных земля под ногами горит — пожалуй, так можно интерпретировать свежие данные Росстата «О финансовых результатах деятельности организаций в январе — мае 2018 года». Согласно отчёту, сальдированная прибыль (прибыль минус убытки) российских компаний по итогам января — мая 2018 года взлетела на 20,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 4885,8 млрд рублей. Однако это вовсе не означает, что в экономике началось долгожданное оздоровление и что предвыборные обещания В. Путина о скорейшем построении общества социального благоденствия начали выполняться.
ДАННЫЕ РОССТАТА позволяют сделать и более впечатляющий расчёт: сальдированная прибыль российских компаний выросла всего за месяц (с апреля) аж на 37,8%! Некоторые СМИ поспешили вынести данные цифры на свои первые полосы. И тем не менее столь впечатляющие статистические рекорды мы никоим образом не ощущаем на себе: жизнь не становится ни проще, ни богаче у абсолютного большинства граждан России.
И это не случайно. Смотрим на справку от Росстата внимательнее и что видим? Наиболее резкий взлёт сальдированной прибыли демонстрирует отрасль «Добыча сырой нефти и природного газа»: +1362,3 млрд рублей, или в 2,2 раза (!) больше, чем годом ранее. Не менее впечатляюще выглядит результат отрасли «Добыча полезных ископаемых»: +1721,6 млрд рублей, или на 71,9% больше, чем годом ранее. По разделу «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» сальдированная прибыль составила 781,6 млрд рублей, или на 22,8% больше, чем годом ранее. Согласитесь, что перечень успешных отраслей и сфер деятельности в экономике выглядит… по меньшей мере не очень обнадёживающе. Большинство наших сограждан к данным отраслям и их сверхприбылям отношения не имеют.
Обратимся к той части справки Росстата, где речь идёт не только о прибылях, но и об убытках. В целом по экономике доля организаций, получивших прибыль, в январе — мае снизилась с 67,9% в 2017 году до 67,2% в текущем. Доля убыточных предприятий выросла с 32,1% в 2017 году до 32,8% в 2018-м, убытки предприятий за 5 месяцев составили 1222,2 млрд рублей, что на 28,1% больше, чем годом ранее. Наибольший рост убыточных предприятий наблюдается в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (с 17,9% до 23%). Наибольшие сальдированные убытки получены в таких отраслях, как «Обрабатывающие производства» (329,6 млрд рублей, рост на 16,2%), «Деятельность профессиональная, научная и техническая» (147,6 млрд рублей, рост на 31,3%).
ЛЕГКО УВИДЕТЬ, что сверхприбыльные секторы экономики принадлежат к отраслям, связанным с экспортом сырьевых товаров, на которые мировые цены в настоящее время держатся на высоком уровне. Можно также предположить, что агрессивные санкционные действия Запада и жёсткая фискальная политика российского государства вынуждают предпринимателей показывать в отчётах гораздо большую прибыль, чем ранее. Возможно, часть прибыли теперь возвращается ими в российскую юрисдикцию. Однако к реальным позитивным переменам в экономике это не ведёт, о чём свидетельствует рост убыточных предприятий.
О том же говорят и другие регулярные отчёты Росстата. К примеру, внешнеторговый оборот России по разделу «Экспорт товаров» в июне 2018 года составил 36,5 млрд долл. США (по курсу 63 — 2299,5 млрд рублей), что на 29,2% больше, чем в июне 2017 года. За первое полугодие экспорт вырос на 27,6%. Вот откуда скачкообразный рост показателя «сальдированная прибыль». Кстати, годом ранее рост показателя «экспорт товаров» в первом полугодии 2017-го составил 31,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Растёт и бегство капитала за рубеж: по оценке Банка России, в январе — июне 2018 года объём чистого вывоза капитала из страны частным сектором составил 17,3 млрд долларов (годом ранее этот показатель составлял 14,4 млрд долларов).
Другие же индикаторы, связанные с состоянием экономики в целом и, в частности, социальной сферы, либо совершенно незначительно растут, либо падают. Так, реальные располагаемые денежные доходы в июне 2018 года составили 100,2% от уровня июня 2017-го. И это несмотря на шапкозакидательские заявления о том, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике РФ в 2018 году выросла с 39017 рублей в январе до 45840 — в июне (на 9,7%). В данной формулировке очень важно обратить внимание на слова «номинальная» и «начисленная». «Начисленная» — не значит выплаченная.
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 июля 2018 года составила 2802,6 млн рублей. Задолженность по заработной плате на указанную дату имелась перед 45,8 тыс. человек, из которых 44% — работники обрабатывающих производств; 20% — строительства; 9% — сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях, лесозаготовок; 8% — работники транспорта; 6% — добычи полезных ископаемых. Всего за месяц (по сравнению с 1 июня) задолженность по зарплате выросла в Москве — на 30,4%, в Республике Коми на 28,7%, в Дагестане — на 32,3%, в Ингушетии — в 3,4 раза, в Мордовии — в 8,2 раза, в Туве — на 50,6%, в Сахалинской области — в 4,7 раза!
…Статистика в очередной раз убедительно доказывает: нынешнее устройство экономики России делает её оторванной от интересов населяющих нашу страну граждан. Экспорт наращивается гигантскими темпами, прибыль экспорто-ориентированных предприятий растёт не по дням, а по часам… Но при этом миллионы наших сограждан становятся не богаче, а беднее.
Ростовская область в рейтинге регионов впереди России всей только по одному показателю — по сносу памятников В.И. Ленину
ПЕРВОЙ в 1993 году была демонтирована статуя вождя мирового пролетариата в казачьей столице — городе Новочеркасске, на месте которой был установлен памятник атаману Войска Донского графу Матвею Платову, герою Отечественной войны 1812 года.Более 240 тысяч чиновников получили наказание в первые шесть месяцев нынешнего года в КНР за нарушение партийной дисциплины.
Согласно заявлениям Центральной комиссии Компартии Китая по надзору за дисциплиной и Государственной надзорной комиссии, среди общего числа наказанных было также 28 лиц, занимавших посты уровня провинции и выше. Порядка 1,5 тысячи получивших наказание — чиновники уровня округов, 10 тысяч — уездов, 37 тысяч — поселкового уровня и 146 тысяч — более мелкого.