В Киргизии активизируется деятельность террористического подполья. Только за последний месяц спецслужбы отчитались о задержании нескольких экстремистов и предотвращении серии терактов. Однако комплексные меры по борьбе с распространением радикальных идей в республике не принимаются.
СООБЩЕНИЯ о задержаниях активистов запрещённых исламистских организаций появлялись в Киргизии и раньше, но в последнее время они приобрели характер тревожной тенденции. Почти каждую неделю становится известно об арестах как агитаторов-одиночек, так и целых групп. 28 июня Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) заявил о задержании четырёх членов международной террористической организации. Как отмечается, молодые люди в возрасте от 21 года до 33 лет планировали совершить серию терактов с целью дестабилизации общественно-политической обстановки внутри страны. У арестованных изъяты самодельные взрывные устройства и огнестрельное оружие.
Двумя неделями ранее в Киргизии был задержан боевик, воевавший на стороне экстремистских группировок в Сирии. На Ближний Восток гражданин республики отправился ещё в 2014 году. Там он, по информации спецслужб, прошёл диверсионно-террористическую подготовку и принимал активное участие в боевых действиях. По указанию главарей одной из исламистских организаций киргизстанец должен был вернуться на родину, сформировать здесь подпольную ячейку и заняться террористической деятельностью.
Ещё одного экстремиста, прошедшего «террористическую школу» за рубежом, задержали в начале июня. В ГКНБ уточнили: если бы операция по его поимке задержалась на несколько часов, последствия могли быть самыми чудовищными. Террорист готовил несколько взрывных устройств для их подрыва в местах массового скопления людей в Бишкеке. В ходе допроса выяснилось, что злоумышленник обучался минно-взрывному делу в террористических лагерях. При обыске у него были обнаружены инструкции по сбору взрывных устройств, боевые гранаты и литература экстремистского характера.
Таким образом, начинают сбываться прогнозы экспертов, предупреждавших об опасности оттока жителей центральноазиатских республик в Сирию и Ирак. Напомним, что, только по официальным данным, в ряды исламистских группировок вступили более 600 граждан Киргизии. Вытесняемые с занятых территорий боевики начинают возвращаться домой и создавать джихадистские ячейки на родине. То, чем это чревато, показал теракт у здания китайского посольства в Бишкеке. Напомним: 30 августа прошлого года террорист-смертник на автомобиле протаранил ворота диппредставительства и привёл в действие взрывное устройство. Ранения получили три сотрудника посольства, зданию был причинён значительный ущерб.
28 июня в Бишкеке завершился процесс в отношении трёх человек, обвиняемых в причастности к теракту. Хасамидин Исмаилов, Хикматилло Абдулажанов и Куназим Мансирова признаны виновными и приговорены к различным — от 10 до 18 лет — срокам тюремного заключения. По версии следствия, заказчиками атаки на посольство стали воюющие в Сирии уйгурские террористические организации, связанные с группировкой «Джебхат ан-Нусра».
О нарастающей опасности «экспорта экстремизма» свидетельствует недавно обнародованная статистика. Как заявил секретарь Совета безопасности Киргизии Темир Джумакадыров, в прошлом году было ликвидировано 8 террористических групп, предотвращено 17 терактов, к уголовной ответственности привлечены 95 человек.
Совершенно очевидно, впрочем, что одними задержаниями распространение радикальных течений не остановить. Необходим постоянный контроль над религиозной сферой со стороны государства. С этим у Киргизии большие проблемы. Как признают власти, в республике действуют свыше ста медресе — мусульманских учебных заведений, но лишь половина из них прошла официальную регистрацию. За содержанием их программ государство не следит, равно как и за темами проповедей в мечетях.
Последних в Киргизии строится всё больше, в том числе на средства организаций с сомнительной репутацией. В мае в Бишкеке открылась очередная мечеть на три тысячи мест, строительство которой профинансировала Всемирная ассамблея исламской молодёжи. Базирующаяся в Саудовской Аравии организация стала известной благодаря участию в отправке «добровольцев» в Афганистан, Боснию и на Северный Кавказ. Успешная борьба с экстремизмом немыслима без решения этих проблем. Но политической воли у властей Киргизии пока не наблюдается.
К итогам 39-го Московского международного кинофестиваля
ТОЛЬКО что завершившийся кинофорум вместе с понятным оживлением чувств и подъёмом эмоций вызвал и уже ставшее привычным ощущение неудовлетворённости. Сколько раз по завершении прежних фестивалей говорилось, что нужны фильмы-открытия, соответствующие статусу кинофорума и способные поднять его на прежний высокий уровень. Но год проходит за годом — и ничего не меняется.
В Литве самое ходовое слово — «реформы». В сфере высшего образования, здравоохранения, лесного хозяйства, коммунального хозяйства… Не обошли реформы и Скорую помощь.
НЕСКОЛЬКО ЛЕТ обсуждался вопрос интеграции диспетчерской Скорой медицинской помощи (СМП) в Единый центр помощи (ЕЦП). По предложению МВД, номер 112 должен стать единственным номером помощи с 2019 года, в ЕЦП интегрируют 8 действующих сейчас порознь диспетчерских СМП и 11 отделов полиции.
Депутат Омского городского Совета Иван Федин провёл одиночный пикет у здания администрации г. Омска, протестуя против того, что монополисты энергоресурсов решают свои проблемы за счёт граждан.
— Я депутат по Кировскому округу Омска, — сказал он. — У нас без горячей воды с 15 июня сидят жители нескольких микрорайонов. Моя задача — привлечь внимание к их проблемам и добиться ускорения решения вопроса.