В Киргизии объявлено начало очередной антикоррупционной кампании. Президент страны Сооронбай Жээнбеков раскритиковал руководство правоохранительных органов и потребовал от них начать «борьбу за чистоту» с себя. Однако, как показывает опыт, даже самые воинственные заявления редко приводят к реальным результатам.
С МОМЕНТА официального вступления в должность в ноябре прошлого года Сооронбай Жээнбеков воздерживался от резонансных публичных выступлений. Это дало повод говорить, что новый президент находится в тени предшественника — Алмазбека Атамбаева — и не является самостоятельным в своих действиях. Тем ярче оказался эффект от выступления Жээнбекова на заседании Совета безопасности 8 февраля. Глава государства обрушился с жёсткой критикой на правоохранительную и судебную системы. Особенно досталось Генеральной прокураторе, Антикоррупционной службе Госкомитета национальной безопасности (АКС ГКНБ) и судам. Надзорные органы президент обвинил в незаконных и необоснованных проверках, прозрачно намекнув при этом, что главной их целью является получение мзды. Так, уголовные дела по результатам проверок возбуждаются менее чем в 10 процентах случаев.
Деятельность АКС ГКНБ и вовсе была названа «неэффективной», а её сотрудников президент потребовал проверить на соответствие должности. Как заявил Жээнбеков, некоторые из них превратились в «касту неприкасаемых». Глава республики привёл цифры, в соответствии с которыми за два года было возбуждено 485 уголовных дел, но обвинительные заключения вынесены лишь по 37. Что касается судебных органов, то они, по словам Жээнбекова, намеренно затягивают процессы и выносят несправедливые приговоры. «Есть вопиющие факты освобождения из-под стражи даже тех, кто совершил самые тяжкие преступления», — сообщил он.
В целом, по мнению президента, борьба с коррупцией не приносит плодов, поскольку «государственные структуры, призванные бороться с этим уродливым и опасным для государства и общества явлением, сами погрязли в коррупции и не могут полноценно выполнять свои функции». «Борьба с коррупцией должна обрести всенародный характер, — возгласил Жээнбеков. — Самая главная сила в этой борьбе — это политическая воля главы государства. Такая политическая воля у меня есть, я готов к этой борьбе!»
Как именно президент собирается реализовывать свою волю, стало известно несколько дней спустя. В подписанном им решении Совета безопасности «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, надзорных и правоохранительных органах» содержится план реформирования данных структур. Так, например, до середины 2019 года в служебных помещениях должны быть установлены видеокамеры и налажено постоянное видеонаблюдение за общением сотрудников с гражданами. Правительству поручается взять под особый контроль вопросы назначения и освобождения руководителей среднего и высшего звеньев. Доходы и расходы правоохранителей и судей также будут внимательно изучаться. К примеру, им самим и их ближайшим родственникам предлагается запретить приобретать ценные бумаги, акции и доли в уставных капиталах иностранных компаний. Заводить счета сотрудники смогут только в банках, определённых правительством, а наличные сделки совершать на сумму, не превышающую 10 тысяч сомов (8,3 тыс. руб.). Все приобретения на сумму свыше 20 тысяч сомов (16,7 тыс. руб.) будут вноситься в личное дело. Уволенный за должностное преступление работник лишится всех льгот и не сможет вернуться на госслужбу.
В течение ближайших месяцев в Киргизии будет создана база данных фигурантов коррупционных преступлений, Генпрокуратуре же поручается создать реестр похищенных и уничтоженных уголовных дел. Свою лепту в борьбу с коррупцией должны внести все ветви власти. Правительству предлагается разработать, а депутатам парламента — рассмотреть законопроект «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов», а также ряд других документов, предусматривающих, с одной стороны, усиление ответственности силовиков за коррупционные преступления, а с другой — формирование эффективной системы социальной поддержки сотрудников указанных ведомств.
Вот только будут ли выполнены эти поручения? Киргизия давно привыкла к тому, что все более или менее здравые инициативы остаются на бумаге. Так может случиться и на этот раз. За время, прошедшее с момента подписания документа, произошло единственное заслуживающее внимания событие — отставка директора АКС ГКНБ Дуйшенбека Чоткараева. Вместе с ним были уволены ещё около 20 сотрудников. Правда, все они уже получили должности в других подразделениях Госкомитета.
Есть ещё один симптом того, что реформа превратится в профанацию. В начале марта премьер-министр страны Сапар Исаков заявил, что крайне важным элементом реформы правоохранительных органов должно стать… переименование милиции в полицию. Как же объясняет он необходимость этой сомнительной затеи? По словам главы правительства, «милиция — это милитаристская авторитарная военизированная структура», что якобы значится «в объяснении, существующем с советских времён». Кроме того, утверждает Исаков, «милиция ориентирована на процесс подготовки статистики, а влияние общественности на её деятельность минимально». Другое дело полиция, чья «концептуальная задача — коммуникация с гражданским обществом».
Ждать позитивных изменений от людей, мыслящих подобными категориями, мягко говоря, наивно. Не исключено поэтому, что война против коррупции превратится в… очередную коррупционную схему.
Мы празднуем великое событие, которое положило начало очень важным страницам в истории человечества, в том числе созданию коммунистических партий во всём мире. Наша партия — одно из детищ Великого Октября. 6 января мы будем праздновать 100-летие Компартии Аргентины, мы готовимся отпраздновать его широко, подтверждая тем самым нашу верность идеалам Маркса, Энгельса, Ленина, Че Гевары, Фиделя Кастро и других героев борьбы за коммунизм.
Бурные события первых месяцев года в Тунисе показывают наличие острой социально-политической борьбы на фоне экономического спада. Всё громче звучат требования, особенно молодёжи, о смене экономического курса развития страны.
СЕГОДНЯ, как отмечается в местных СМИ, 80 процентов населения считает, что их страна движется в неправильном направлении, и люди теряют последнюю надежду на возможность улучшить своё материальное положение.
Уже вторую неделю российские моряки из Керчи находятся под арестом у украинских пограничников в порту Бердянска якобы за незаконное пересечение границы.
ПЕРВОНАЧАЛЬНО о задержании 26 марта сообщила Госпогранслужба Украины. Как говорится в официальном сообщении этого ведомства, на борту судна «Норд», шедшего под флагом России, находился экипаж из 10 человек. Все они предъявили российские паспорта, выданные в Керчи.