Необходимое слово навсегда

Необходимое слово навсегда

№31 (30818) 22—25 марта 2019 года
6 полоса
Автор: Станислав СЛИВКО, член Союза журналистов России. г. Хабаровск.

«Живой классик» — этим титулом награждают здравствующих выдающихся писателей, чьи произведения вошли в золотой фонд литературы и повлияли на её облик. Юрия Васильевича Бондарева, бесспорно, можно причислить к живым классикам. Создать произведения, сила воздействия которых на умы и чувства читателей не ослабевает спустя десятилетия после их выхода в свет, — для этого нужен огромный талант. И уже сегодня можно сказать, что творчество Юрия Бондарева принадлежит не 1950—2000-м годам, а всей тысячелетней русской литературе.

ЕГО ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ начался после Великой Отечественной войны, и пережитое на фронте наложило глубочайший отпечаток на мировоззрение писателя, его стиль и манеру изложения, образы персонажей, их нравственные ценности и ориентиры. Художественные произведения о войне, вышедшие из-под пера Бондарева, можно, без сомнения, назвать и исповедью военного поколения, и летописью фронтовых будней. Действие его романов, повестей и рассказов происходит в конкретном историческом времени, а поля ключевых сражений Великой Отечественной становятся тем пространством, где проявляются характеры персонажей и разворачивается борьба не только с нацизмом, но и — шире! — добра со злом, света с тьмой, высокой культуры с обскурантизмом, человеческого с античеловеческим. Причём эта борьба происходит и в самих человеческих душах.

Большая историческая правда, облечённая в форму художественного произведения, — пожалуй, в этом секрет того, что в прозе Бондарева узнавали себя и своих товарищей многие фронтовики. «Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… Это героизм «тихий», скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но именно он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы» — такими ёмкими и поразительно точными словами Юрий Бондарев отвечает на вопрос о причинах массового героизма как фактора нашей Великой Победы.

Героизм миллионов — в осознании великой исторической правды, за которую воевали советские солдаты. Той самой исторической правды, которую нынешняя власть на протяжении почти 30 лет пытается сделать неочевидной для наших сограждан, тиражируя за государственный счёт фальсификации о штрафбатах, заградотрядах, тотальном страхе бойцов перед комиссарами и ГУЛАГом как главном источнике Победы.

Если мы внимательно вчитаемся в романы Бондарева, то увидим на их страницах свободных советских людей, которые делают осознанный выбор и расплачиваются за него самой дорогой ценой — своей жизнью, если в этом возникает потребность. И вместе с тем автор далёк от идеализации действительности: перед нами предстают обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Метод социалистического реализма, вопреки сложившимся стереотипам, не состоял в лакировке реальности и создании образов сверхчеловеков. Герои Бондарева испытывают страх, слышат в свой адрес упрёки, сомневаются и оступаются.

Сталкиваются они и со сложными общественными проблемами, трагически сказывающимися подчас на их судьбе. Но истинно советские люди находят в себе силы подняться над обстоятельствами, осознать свою ответственность, понять свой долг и совершить героический поступок, а не призвать Трумэна сбросить атомную бомбу на свою страну, как это делают «герои» Солженицына.

Вот слово Юрия Васильевича: «Наше поколение — те, кто остались в живых и вернулись с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, непреходящую веру в будущее, в молодость, в надежду. Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем. Ведь эта совесть была оплачена кровью, обжигающей душу ненавистью ко всему чёрному, жестокому, античеловеческому».

Вряд ли серьёзно познакомившийся с творчеством Бондарева молодой человек будет восторженно смотреть сериал «Штрафбат» или очередную «бандитскую сагу» о «героях» капиталистического времени. Жизненный опыт и правда поколения, опалённого войной, через книги Юрия Бондарева может войти в плоть и кровь думающей молодёжи, которая уже не согласна мириться со статусом «поколения пепси». Не потому ли на полках книжных магазинов они встречаются не часто, в отличие от книг Солженицына? Буржуазная власть, приватизировавшая плоды созидательного труда поколений советских людей, год от года всё настойчивее пытается приватизировать и Великую Победу — но без советского народа, без миллионов сражавшихся на фронте коммунистов, без советского патриотизма и даже без истинных символов Победы!

Им нужен эрзац вместо Победы подлинной, чтобы манипулировать общественным сознанием и «работать» на увеличение рейтингов антинародной власти. Но как в это вписывается творчество Юрия Бондарева? Совершенно не вписывается. Более того, созданные ещё в советское время его романы и повести до сих пор являются преградой против этого. Поэтому стремится обслуга власти потихоньку списать советские издания из библиотек, а книжные полки магазинов заставить «Архипелагом ГУЛАГ», «Проклятыми и убитыми», «Солдатом Иваном Чонкиным» или же «исследованиями» Виктора Суворова (Резуна). Власть имущие от этого только выигрывают. Но выиграет ли народ? Вопрос риторический. Здесь как раз будет нелишним сослаться на современный опыт Украины.

«И я представил, что земля наша непоправимо осиротела. Вообразите: на ней более нет человека — глухая безлюдность, пустота шуршит в каменных коридорах городов, не нарушается ни голосом, ни смехом, ни криком отчаяния, — и она сразу бы потеряла высочайший смысл быть кораблём, юдолью жизни, вмиг утратилась бы её красота. Ибо нет человека — и красота не может отразиться в нём и быть оценённой им. Для кого? Для чего она? Книга, написанная на умершей земле, будь она исполнена гениальнейшей гармонии, всего лишь бумажный хлам, мусор, потому что цель книги — не крик в пространство, а передача мыслей, переселение чувств» — в этих пронзительных словах великого писателя, нашего современника, заключена глубочайшая мудрость. Писатель жив, пока жива его страна и живы его читатели. Творчество писателя — не развлечение, а миссия.

Юрий Бондарев, в отличие от некоторых «коллег по перу», не изменил своим идеалам и после крушения социализма. Нет, он начал борьбу против дальнейших разрушительных процессов в России, не в силах смотреть, как пустеют сёла, посёлки и целые города, а страна превращается в руины. Роман «Бермудский треугольник» — писательский приговор Ельцину, его подручным и их идейным потомкам. Формула Розы Люксембург «Варварство или социализм» нашла яркое воплощение на страницах этого романа. Он трагичен — и вместе с тем исполнен надежды: ведь среди защитников Дома Советов писатель видит рядом и молодёжь, и убелённых сединами ветеранов. Варварство тогда победило. Но окончательна ли эта победа и действительно ли нет выхода из того Бермудского треугольника, в котором с 1991 года блуждает Россия? «Родину не защищают впустую», — говорит пулемётчик капитану Ермакову в романе «Батальоны просят огня». И действительно, борьба каждого человека имеет своё значение.

Сейчас, когда на официальном уровне любят рассуждать о «духовных скрепах», сами слова «духовность» и «нравственность» подверглись серьёзной смысловой эрозии. О какой нравственности могут говорить персонажи, обогащающие себя на миллионы долларов, отнимающие у простых людей право доживать до пенсии и норовящие изъять у них каждую копейку из кармана, а потом и запрещающие называть вещи своими именами, принимая законы о недопустимости оскорбления власти?

«Я ставлю знак равенства между нравственностью и социальной совестью», — утверждает Юрий Бондарев. Подлинная нравственность, как убеждён писатель, приводит честного читателя не в стан народных врагов, а располагает его по другую сторону баррикад — в рядах тех, кто борется за социальную справедливость и прогресс.

Последнее слово всегда остаётся за настоящим человеком, за его честью и совестью, за его чувством долга и готовностью на деле доказать верность своим идеалам: «Великий Микеланджело работал при свете свечей. И почти весь Ренессанс. И русские гении. Они работали, как каторжники, прикованные цепью в мастерской, они работали на бессмертие. Они были обречены на бессмертие. На что обречены мы?»

Ответить на этот вопрос и сделать из него верные выводы — лучший подарок себе самим и всей стране к 95-летию выдающегося русского, советского писателя Юрия Бондарева.

Просмотров: 1755

Другие статьи номера

Мусорная приватизация

Семья Марины Яценко переехала в новую квартиру в Ростове-на-Дону год назад. Радости новосёлов не было предела. Но вскоре она была омрачена начавшимися болезнями маленького сына. Их причину видно из окна квартиры…

НАД ЛЕВЕНЦОВСКИМ МИКРОРАЙОНОМ Ростова день и ночь кричат чайки. Их привлекает расположенный здесь мусорный полигон. Власти обещали закрыть его ещё в 2014 году. Вышло даже постановление правительства Ростовской области. Но мусор как лежал под открытым небом, так и лежит. А вокруг постепенно разрастаются новые, якобы временные, свалки.

Стоять до последнего!

Его книги продолжают жить и на экране

Юрий Бондарев не только написал прекрасные книги; он, как сценарист, внёс определяющий вклад и в создание знаковых фильмов. Определяющий — потому, что все фильмы, снятые по военным и другим произведениям Бондарева, следуют не только духу, но и букве литературного первоисточника. Это никоим образом не уменьшает роли режиссёра.
«Реконкиста» с коричневым оттенком
Внеочередные выборы в Испании могут сдвинуть политику этой страны резко вправо. В число победителей метит партия «Вокс» («Голос»), сделавшая имя на антииммигрантской и антикоммунистической риторике. Левый фланг переживает кризис, связанный с неспособностью ответить на наиболее острые вопросы.
В Польше появится «форт Трамп»
ВЛАСТИ ПОЛЬШИ намерены расширить американское военное присутствие в стране. Такая информация, как сообщает агентство «Регнум», прозвучала из уст пресс-секретаря главы государства Блажея Спыхальского в эфире радиостанции RMF FM.
Профсоюзы предупреждают и требуют
В обстановке острого социального и политического кризиса во Франции, вызванного протестным движением «жёлтых жилетов», неспособностью и нежеланием власти конструктивно удовлетворять требования трудящихся, профсоюзы провели 19 марта мощную общенациональную забастовку.
Пульс планеты
ГААГА. Международный суд ООН приговорил к пожизненному заключению бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича. Служители Фемиды отклонили все апелляции, поданные защитой, и заявили, что вынесенный ранее вердикт слишком мягок. Три года назад Международный трибунал по бывшей Югославии приговорил Караджича к 40 годам тюрьмы. Главный пункт обвинения — геноцид в Сребренице. Караджич настаивал на своей невиновности и назвал процесс политическим. Исход суда вызвал недовольство прокуроров, требовавших пожизненного приговора. Радовану Караджичу, арестованному в 2008-м сербскими спецслужбами в пригороде Белграда, сейчас 73 года, почти 11 лет он остаётся в гаагской тюрьме.
Сыр в мышеловке

Власти киевского режима с необычной и не свойственной для них щедростью стали использовать бюджетные средства для фактического подкупа избирателей. На эти цели выделено более 20 миллиардов гривен.

ОБ ЭТОМ во время заседания Согласительного совета руководителей фракций и председателей комитетов Верховной Рады сообщил депутат Виктор Бондарь: «Мы уже не удивляемся, что 20 миллиардов гривен (более 47 млрд руб.) из бюджета, по сути, отдано на подкуп избирателей — через систему дополнительных пенсий, индексации пенсий, разовые доплаты бедным пенсионерам. Это и деньги так называемой монетизации к 1 мая, после чего — новые платёжки, повышение стоимости газа, электроэнергии и прочее.

«Я вырос на лоне крепостного права...»
Бывают же на свете такие чудеса: невзрачное, пустовавшее два с лишним десятка лет и почти развалившееся здание бывшей сельской администрации волею главы Талдомского городского округа Владислава Юдина вдруг ожило, превратилось в белоснежный каменно-стеклянный куб, с фасадной части которого на нас взирает знаменитый уроженец здешних мест Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. А ведь ещё недавно музей великого русского писателя-сатирика располагался по соседству — в Преображенской церкви села Спас-Угол, в том самом родовом храме, где в январе 1826 года крестили новорождённого сына помещиков Салтыковых, владельцев усадьбы Спасское. И вот теперь экспозиция переехала в только что отремонтированное просторное помещение.
Революционный держите шаг!
У каждого съезда большевистской партии была своя отметина. VIII съезд РКП(б) вошёл в историю прежде всего тем, что он принял вторую Программу Российской коммунистической партии (большевиков). Теперь, через 100 лет после того исторического момента, её с полным основанием можно определить как программу революционного перехода от капитализма к социализму. Строго говоря, все вопросы того съезда — и Отчёт Центрального Комитета, и создание Коминтерна, и работа в деревне, и военная политика, и даже организационный вопрос о создании Политбюро, Оргбюро и секретариата ЦК — все они сводились к осмыслению проблем революционного перехода от капитализма к социализму.
Возвышавшая страну Советскую
В канун 150-летней годовщины со дня рождения Н.К. Крупской в Государственной думе фракция КПРФ совместно с Педагогическим обществом России и «Всероссийским женским союзом — «Надежда России» провели «круглый стол», на который собрались политики, общественные деятели, учёные, преподаватели и студенты. Он был посвящён человеку, во многом благодаря которому в нашей Советской стране впервые в мире восторжествовали равноправие и справедливость, а высоты культуры и просвещения стали доступны каждому.
Все статьи номера