Уважаемая редакция!
В эти дни отмечается памятная для всех нас дата — 50-летие одной из трагических, но и героических страниц в истории наших Пограничных войск. Мы имеем в виду пресечение военных провокаций со стороны китайских войск на острове Даманский в марте 1969 года. Именно после этого вооружённого конфликта в России появилось слово «даманцы», как олицетворение стойкости и мужества тех, кто не уронил чести зелёных погон и доказал, что наши границы под надёжной охраной. Конечно, не только в день годовщины мы вспоминаем имена героев, подвиги пограничников и воинов тех частей Советской Армии, которые пришли к нам на помощь и тоже отдали свои жизни, защищая родную землю.
Вернувшись со службы в родные края, мы, конечно, оказались в гуще расспросов, особенно со стороны молодёжи: как это было? До сих пор нам приходится отвечать на десятки вопросов собеседников, рассказывать, как рядом с нами погибали верные друзья, товарищи, сослуживцы. Все эти 50 лет мы своими воспоминаниями, беседами способствуем военно-патриотическому воспитанию молодого поколения, повышению авторитета и престижа военной службы и сохранению памяти о воинах-«даманцах». В 2016 году на общественных началах была выпущена книга «Пограничники Иркутской области на советско-китайской границе» (сборник воспоминаний ветеранов-пограничников), презентацию которой провели во многих учебных заведениях Иркутской области и подарили школьным библиотекам и музеям.
Однако на один вопрос мы до сих пор не можем найти ответ, а именно: почему до настоящего времени в «Перечень воинских частей», принимавших участие в боевых действиях на Даманском в 1969 году, который был направлен Главным управлением военного бюджета и финансирования министерства обороны РФ на имя председателя Комитета по делам ветеранов Государственной думы В.И. Варенникова 16 января 1999 года, не включены Иманский 57-й пограничный отряд в/ч № 2488 и Ханкайский 69-й пограничный отряд в/ч №2097, в которых мы проходили срочную службу в период 1968—1970 годов.
В первые годы после службы мы, конечно, были молоды, ещё здоровы, хотя кое-кто имел ранения и контузии, но на это мы не обращали внимания, каждый трудился уже на «гражданке» по мере своих сил и здоровья. С годами здоровье стало ухудшаться, многие раньше времени ушли из жизни, например, Владимир Бабкин из Иркутска, который был тяжело ранен в боевых действиях на Даманском, но никаких льгот не имел. При этом многих «даманцев» наше государство поддерживает рядом льгот, которые приравнены к льготам участников Великой Отечественной войны. Они их получают, поскольку имеют официальный статус участников боевых действий. В их числе 13 воинских частей Советской Армии: 5 полков, 4 батальона, 2 дивизиона, оперативная группа управления КДВО и управление 135-й мотострелковой дивизии. В соответствии с архивной справкой, например, 100% личного состава в/ч №73430 являются участниками боевых действий (даже секретарь-машинистка). А мы, пограничники двух отрядов, по неизвестным причинам в этот перечень не попали, хотя приняли на себя основной удар: тогда, в марте 1969 года, погибли 49 наших пограничников, 94 были ранены.
Следует отметить, что, в отличие от воинских частей Советской Армии, включённых в перечень, военнослужащие 57-го и 69-го пограничных отрядов ещё длительное время (до сентября 1969 года) находились в состоянии повышенной боевой готовности на заставах, опорных пунктах, в окопах и участвовали в пресечении и подавлении многочисленных провокаций с китайской стороны, часто рискуя жизнью.
На многочисленные запросы общественной организации «Комитет пограничников» Иркутской области в различные инстанции (Государственную думу, ФСБ России, министерство обороны и т.д.) нам отвечали, что ситуация наша имеет положительную перспективу, если только обратиться в суд. Но хватит ли нашего здоровья для хождения по судебным инстанциям в течение 1,5—2 лет? Ведь один из наших боевых товарищей В.В. Ашурков, после длительного разбирательства добившийся справедливого решения суда в свою пользу, вскоре скончался. Состоялось ещё несколько судебных процессов по искам ветеранов-пограничников: А.И. Болдырева (г. Москва), В.Н. Коробейникова (Амурская область), А.Р. Забанова (Бурятия), А.Н. Дедяхина (Приморский край), В.М. Кононова (г. Улан-Удэ) и других. Все иски судами были удовлетворены.
«Даманцы» долгие годы не решались судиться, считая это постыдным делом. По своей скромности большинство пограничников махнули рукой, не стали доказывать своё участие в боевых действиях, да и не у каждого могут выдержать нервы при длительных судебных разбирательствах.
Исходя из вышеизложенного, убедительно просим опубликовать это наше письмо, чтобы решить вопрос о включении в список воинских частей, принимавших участие в боевых действиях в районе острова Даманский (март 1969 года), пограничных отрядов 57-го Иманского (в/ч №2488) и 69-го Ханкайского (в/ч №2097).
Мы надеемся, что по прошествии 50 лет будет исправлена историческая несправедливость.
В РАМКАХ укрепления привлекательности Кубы для туристов начались активные действия в этой сфере в столице республики.
Властями Карибского острова был отмечен вклад туризма в «рост экономики и репутацию Кубы как места мира, спокойствия и безопасности». Прогнозируемое число гостей из-за рубежа превышает 5 млн человек.
Диагноз: патология министра
На недавней пресс-конференции в Киеве ведущие вирусологи обвинили минздрав в полной бездеятельности, последствием которой стала дикая катастрофа с корью на Украине.
ОНИ НЕДОУМЕВАЛИ, как чиновники этого ведомства умудрились допустить эпидемию инфекционного заболевания, которое обычно без проблем предотвращается при помощи вакцинации.