В Литве завершились выборы в сейм (парламент) республики. Граждане проголосовали за новую власть. Победил Литовский союз крестьян и «зелёных» (ЛСКЗ), получивший 56 мандатов. Столь крупного представительства в литовском сейме с 1996 года не имела ни одна партия.
В НОВЫЙ парламент попали 59 депутатов прежнего созыва. То, что не были переизбраны 80 депутатов, показывает: люди голосовали, особенно во втором туре, против нынешней политической элиты. Старая гвардия консерваторов и социал-демократов, заседавшая в сейме по 16—20 лет, проиграла молодым или малоизвестным выдвиженцам.
Прошедшие парламентские выборы показали, что литовским избирателям опротивели обе системные партии. Не только социал-демократы, но и консерваторы, которые, несмотря на выгодное для ведения избирательной кампании пребывание в оппозиции, получили на два депутатских места меньше, чем на неудачных для них выборах четырёхлетней давности.
Явка на избирательные участки была вполне традиционной для литовских реалий: 50,55% в первом туре, 37,85% — во втором. Президентура обязана признать неоспоримое первенство крестьян и «зелёных». Им будет поручено формирование правительства.
Политическая партия «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» завоевала 31 мандат. Последние четыре года из своего оппозиционного окопа она помогала президенту саботировать работу правительственной коалиции с социал-демократами во главе. Лицом избирательной кампании СО—ХДЛ стал новый руководитель партии внук небезызвестного Витаутаса Ландсбергиса 34-летний Габриэлюс Ландсбергис.
Социал-демократы получили 17 мандатов. Такой результат — бесспорное поражение для партии власти. Сам премьер Альгирдас Буткявичюс проиграл в одномандатном округе в Вилкавишкисе, где избирался в парламент с 1996 года. Партия заняла оборонительную позицию: отбивала атаки консерваторов, пыталась отмыться от коррупционных скандалов. Сюрприз прошедших выборов — 8 ман-датов для партии «Избирательная акция поляков Литвы — Союз христианских семей».
Итак, перемены в республике произошли огромные. В сейме главенствуют центристы — партия «Литовский союз крестьян и «зелёных». Правда, некоторые политологи называют их левыми. Председатель ЛСКЗ Рамунас Карбаускис, кстати, один из богатейших людей Литвы, должен выбрать направление, в котором он хочет двигаться: левое или правое. Союз выступает за правительство профессионалов, но ни одно предыдущее правительство Литвы не создавалось из профессионалов.
Следует отметить, что высокий результат ЛСКЗ был прогнозируем. О желании голосовать за представителей этой партии говорили граждане республики во время многочисленных соцопросов, проведённых в последние месяцы перед выборами. Социал-демократы долгое время были лидерами опросов, однако последний опрос по итогам четырёхлетней работы правительства Литвы показал: более половины респондентов оценивают работу кабинета министров А. Буткявичюса отрицательно.
ВЛАСТЬ стала инертной, основные проблемы не решались. По бедности детей Литва занимает первое место в Евросоюзе, помощь семьям декларативная. Не решены вопросы, связанные с зарплатой учителей, реформой в области науки и высшего образования, в системе здравоохранения, с земельной реформой, противостоянием коррупции. Год за годом наблюдается промедление в вопросах правового регламентирования таких столь важных с антикоррупционной точки зрения областей, как публичные закупки, лоббистская деятельность, финансирование политических партий. В стране идут бесконечные политические скандалы среди партий, политиков и чиновников в ущерб основной работе. Всё это вызвало недоверие к политической системе.
Литовский союз крестьян и «зелёных» начал консультации с консерваторами и социал-демократами о возможной коалиции. Лидеры консерваторов и социал-демократов прежде высказывали сомнения в том, что они могут вместе работать в правящей коалиции. Г. Ландсбергис видит только одну возможность работы с крестьянами — если они откажутся от своих радикальных установок. Он не одобряет монополию государства на торговлю алкоголем и государственные аптеки. О широкой коалиции Г. Ландсбергис отзывается скептически.
Следующий этап — создание правящей коалиции. Её комбинации могут быть разными. Наиболее вероятным сценарием будущей коалиции является объединение Литовского союза крестьян и «зелёных» с Союзом Отечества — Христианскими демократами Литвы. Главная причина — у ландсбергистов всегда наготове их главный козырь в борьбе за власть: президент страны Даля Грибаускайте.
Альтернативой коалиции с консерваторами для «зелёных» является союз со второй системообразующей партией — социал-демократами. Главный недостаток такого формата коалиции: он вызовет жесточайшее противодействие консерваторов и главы государства.
Литовская власть — это социал-демократы и консерваторы при незыблемой для тех и других идеологической основе и поддержке Евросоюза и США. На системные партии замыкаются структуры управления Литовской Республикой, государственный сектор экономики, крупнейший частный бизнес и международные связи. Практически вариант антисистемной коалиции крайне маловероятен. Р. Карбаускис и его однопартийцы в литовской политике не первый день — они не могут этого не понимать. Поэтому наверняка предпочтут встраиваться в систему путём коалиции с одной из системных партий, а не противостоять ей.
ЛСКЗ — партия, вполне лояльная идеологическим основам внутренней и внешней политики Литовской Республики. Поэтому наиболее вероятно, что новую коалицию и правительство в стране создадут путём сотрудничества аграриев и правящего истеблишмента.
Победу празднуют представители монополистического капитала. Они обещают перемены, однако всё станет происходить в рамках существующего строя. Будущие руководители страны являются типичными представителями новой номенклатуры, которые выступают за НАТО и ЕС, милитаризацию страны, политические репрессии против инакомыслящих, отрицают добрососедские отношения с Россией, они, по сути, продолжат политику уничтожения Литвы.
Прошедшие выборы были названы «выборами без выбора». Коммунистическая партия Литвы незаконно запрещена в августе 1991 года, многие кандидаты оппозиции до выборов не были допущены, а те, кто получил возможность участвовать в них, встретили давление и хорошо организованную травлю. Особенно активизировались неофашисты, ставшие легальными помощниками консерваторов.
1 ноября
— 300 лет назад король Пруссии Фридрих Вильгельм I преподнёс в дар российскому императору Петру I Янтарный кабинет — набор мозаичных панелей из «слёз моря» для украшения стен, который при Екатерине II был размещён в Царскосельском дворце и стал называться Янтарной комнатой. 75 лет назад в ходе Великой Отечественной войны гитлеровцы вывезли её в Кёнигсберг, и следы Янтарной комнаты затерялись. Восстановлена в 2003 году.
Владимир Михайлович Зельдин, народный артист СССР и лауреат Сталинской премии, ушёл на 102-м году жизни…
Прежде всего нынче говорят о его удивительном творческом долголетии. В самом деле, он же был старейшим действующим актёром планеты и первым в мире из театральных артистов перешагнул 100-летний юбилей, оставаясь в профессии. Причём в труппе родного для него Театра Российской армии оставался не просто номинально, а с полной отдачей работал, блистательно исполняя труднейшую даже по физической нагрузке роль Дон Кихота в «Человеке из Ламанчи».
Что стоит за скандалом вокруг финансовых нарушений, допущенных при организации Международного конкурса имени П.И. Чайковского
Настоящая, подлинная культура у нас не первый год на голодном пайке. И никакие бюрократические инициативы типа Года культуры, который проводился в 2014-м, ситуацию в лучшую сторону не меняют: подвижники культуры выживают сами по себе, чиновники от культуры отчитываются о её благоденствии сами по себе. Дошло до того, что Международный конкурс имени П.И. Чайковского — наше «национальное достояние» — оказался в центре финансового скандала.
«РОСТ секретных расходов бюджета на 800 млрд. рублей, — об этом говорят в России», — сообщает французская газета «Монд». «В то время как правительство готовится представить в Госдуму проект бюджета на 2017 год в размере примерно 16 трлн. рублей (235 млрд. евро), внесённая поправка к 2016 финансовому году произвела некоторое впечатление: секретные траты выросли на 800 млрд. рублей», — говорится в статье.