В Москве, в Государственном центральном музее современной истории России, открылась выставка «Век Тихого Дона». Она приурочена сразу к двум круглым датам: 100-летию начала работы Михаила Шолохова над романом «Тихий Дон» и 120-летию со дня рождения писателя, которое отмечалось в мае этого года. Примечательно, что в 2025-м исполняется также 60 лет с момента вручения Михаилу Александровичу Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
Потерянные рукописи
В экспозиции представлены предметы не только из собственного фонда музея, но и из фондов Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова «Тихий Дон», Ростовского областного музея краеведения, Новочеркасского музея истории Донского казачества, Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН.
В числе экспонатов, несомненно вызывающих наибольший интерес, — подлинные страницы рукописей первой и второй книг «Тихого Дона». Они пропали ещё при жизни писателя и были обнаружены относительно недавно. Всего в рукописи 885 страниц, из них небольшую часть переписала жена Михаила Александровича, а 605 страниц написаны рукой Шолохова. Сегодня на выставке каждый желающий может увидеть небольшую часть этих ценных документов.
Ровно сто лет назад двадцатилетний Шолохов приступил к созданию одного из самых эпохальных произведений русской литературы.
«В 1925 году осенью стал было писать «Тихий Дон», но, после того как написал 3—4 печатных листа, бросил... Показалось — не под силу... Начал первоначально с 1917 года, с похода на Петроград генерала Корнилова. Через год взялся снова...» — так описывал Михаил Александрович начало работы над романом в своей автобиографии для журнала «Прожектор», написанной в 1932 году. Кстати сказать, с копией этой автобиографии мы можем ознакомиться на данной выставке.
Когда Шолохов завершил работу над первым томом, ему было всего 22 года. И, конечно же, не замедлили появиться злопыхатели, поставившие под сомнение авторство молодого человека из-за его возраста. Гнусная клевета, рождённая недоброжелателями, расползалась стремительно и стала причиной травли знаменитого писателя-коммуниста практически в течение всей его жизни.
Роман начал публиковаться в журнале «Октябрь» в 1928 году. Произведение было такой художественной силы, что тут же появились завистники, обвинившие Шолохова в плагиате. Это была первая волна травли великого писателя. Писатель вынужден был предоставить специальной комиссии, которую возглавляла сестра Ленина Мария Ульянова, бывшая тогда ответственным секретарём «Правды», черновики рукописи романа. Эта комиссия после тщательного исследования подтвердила шолоховское авторство, опровергнув досужие вымыслы. Казалось бы, на этом всё и должно закончиться: точка поставлена. Но через десятилетия эта тема вновь будет поднята. Большой талант писателя не мог прийтись по душе бездарностям, клеветавшим на него.
В экспозиции видим вырезку из газеты «Правда» с письмом в защиту М.А. Шолохова от 29 марта 1929 года, которое подписали А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев, В. Ставский. В нём советские писатели дают отпор клеветникам: «Всякий, даже неискушённый в литературе читатель, знающий изданные ранее произведения Шолохова, может без труда заметить общие для тех его ранних произведений и для «Тихого Дона» стилистические особенности, манеру письма, подход к изображению людей…» «Пролетарские писатели, работавшие не один год с т. Шолоховым, знают весь его творческий путь, его работу в течение нескольких лет над «Тихим Доном», материалы, которые он собирал и изучал, работая над романом, черновики его рукописей».
Мощнейшая волна очередной травли случилась уже в 70-х годах ХХ века.
Одним из главных организаторов этих преследований стал известный писатель-антисоветчик Александр Солженицын. В 1974 году во Франции под псевдонимом Д выходит книжонка «Стремя «Тихого Дона» с «разоблачением» шолоховского авторства (как стало известно позднее, написала её некая Ирина Медведева-Томашевская) с предисловием автора книги «Архипелаг ГУЛАГ», в котором тот утверждает невозможность написания «Тихого Дона» Шолоховым («23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем свой жизненный опыт и свой уровень образованности…», «…опубликовал труд, который мог быть подготовлен только долгим общением со многими слоями дореволюционного донского общества…», «автор с живостью и знанием описал мировую войну, на которой не бывал по своему десятилетнему возрасту…»).
Вооружившись этими и другими домыслами, Солженицын свои инсинуации в адрес Шолохова повторял при каждом удобном случае, в том числе на пресс-конференции в Стокгольме 12 декабря 1974 года, где ярый антисоветчик отвечал в том числе на вопрос о том, что он думает по поводу защиты Константином Симоновым шолоховского авторства «Тихого Дона». И вновь из уст Солженицына прозвучали лживые, несправедливые слова в адрес коммуниста Михаила Шолохова с нагромождением разного рода «предположений».
Надо сказать, что Солженицын дожил до момента, когда рукописи первой и второй книг были обнаружены, на факте пропаже которых он во многом основывался, «разоблачая» Шолохова: «не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не предъявлены, не показаны черновики и рукописи романа». И показательно, что, несмотря на обнаруженные рукописи и состоявшуюся экспертизу, подтвердившую шолоховское авторство, до конца своей жизни, завершившейся в 2008 году, Солженицын предпочёл отмалчиваться по этому поводу. Да и мог ли он признаться в том, что всё это время гнусно клеветал на великого писателя, фактически став организатором его травли? Конечно, нет.
Выставка «Век Тихого Дона» — это целый рассказ о творческой и гражданской судьбе писателя, а также о судьбе романа «Тихий Дон». И жизнь Михаила Александровича, и «жизнь» его главного произведения были весьма непростыми. Писатель получил заслуженное мировое признание, «Тихим Доном» зачитывались не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако в то же время Шолохов подвергся яростной травле, которая, несомненно, доставляла много боли писателю.
«Тихий Дон» глазами художников
В музее можно будет посмотреть работы российского, советского графика, портретиста, иллюстратора Юрия Реброва, который проиллюстрировал практически все произведения Михаила Александровича. После того как «Правда» опубликовала рассказ «Судьба человека», Ю. Реброву посчастливилось начать совместную работу с М. Шолоховым, которому понравилось творчество художника. Случилось так, что издательство «Молодая гвардия» предложило Юрию Реброву создать иллюстрации к этому рассказу. М.А. Шолохов их высоко оценил. С того момента и началось тесное сотрудничество писателя и художника.
За серию иллюстраций к роману «Тихий Дон» (1969—1970) Ю. Ребров был удостоен Серебряной медали Академии художеств СССР. Сегодня в экспозиции на выставке посетители увидят его работы. Среди них — «Григорий с казаками», «Общее отступление», «Сход», «Отряд казаков», «Аксинья», «Пантелей Прокофьевич и Дарья», «Хутор Татарский».
Но не только Юрий Ребров иллюстрировал произведения Шолохова. Представлены на выставке и творческие работы художника Ореста Верейского, который занимался иллюстрированием романа «Тихий Дон» в 1951—1952 годах. Михаил Александрович в полной мере оценил и его творчество. И когда готовилось издание Собрания сочинений в приложении к журналу «Огонёк» (в 1975 году), именно Шолохов порекомендовал дать иллюстрации Ореста Верейского.
Орест Георгиевич вспоминает в своей книге «Встречи в пути» о том, как работал с Шолоховым:
«…Михаил Александрович не давал мне никаких авторских напутствий или рекомендаций. Он ограничивался советом, в каких станицах следовало бы побывать и с кем из оставшихся свидетелей описываемых событий полезно повидаться. И пожелал мне успеха… В последние годы я не раз возвращался к произведениям Шолохова. Я делал рисунки к «Поднятой целине», «Донским рассказам», к его книгам, созданным в военные годы. Но моя первая встреча с первой книгой Шолохова — «Тихим Доном», как первая любовь, не забудется. Я благодарен автору великой книги. Мои рисунки и эти строки — посильная дань его памяти».
На выставке сегодня также представлены иллюстрации романа «Тихий Дон» О. Верейского, выполненные в 1951—1952 годах.
О времени и о Шолохове
В зале — экспонаты, посвящённые теме казачества, истории Гражданской войны на Дону: форма и снаряжение казачьих нижних чинов, казачья шашка, кожаная куртка времён Гражданской войны, будёновка-шлем, винтовка системы Мосина с плечевым ремнём, макет пулемёта системы «Максим»… Эти и другие экспонаты помогают погрузиться в ту сложную и напряжённую эпоху, о которой писал Шолохов.
Посетители смогут увидеть фрагменты телеинтервью писателя с его рассказом о работе над романом, видеокадры с церемонии вручения ему Нобелевской премии по литературе, а также услышать аудиозапись чтения автором последних страниц романа.
Тут же представлены произведения, переведённые на разные языки мира. В центре зала воссоздан личный кабинет Михаила Александровича.
Отдельная часть экспозиции посвящена вручению М. Шолохову Нобелевской премии по литературе. Здесь, в частности, находятся фотографии с церемонии, в том числе запечатлён момент поздравления М. Шолохова от короля Швеции Густава VI, а также личные вещи нобелевского лауреата.
Отдельно на стене видим даты с краткими подписями. Это своего рода биография Шолохова — и творческая, и жизненная — в цифрах: с момента его рождения в 1905-м до смерти в 1984-м. Например, 1928-й — публикация первых глав «Тихого Дона» в журнале «Октябрь» (публикация продолжалась до 1940 года); 1934-й — участие в Первом Всесоюзном съезде советских писателей; 1941-й — присуждение Сталинской премии первой степени за роман «Тихий Дон». В тот же год он призван в армию и направлен на фронт, работает в Совинформбюро, военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». 1953-й — публикация статьи «Прощай, отец» в газете «Правда», посвящённой смерти Сталина. И далее, и далее. Конечно, невозможно в этих цифрах представить полную биографию писателя, поэтому представлена лишь краткая информация. Здесь же — фотографии или документы, касающиеся того или иного события.
«Тихий Дон» — роман, актуальный на все времена. Выставка продлится до 30 ноября.
Толпы недовольных на городских улицах, транспаранты с кричащими лозунгами, воздушные шары, флаги, дым, свист, взрывы петард: в столь живописном и шумном антураже в Бельгии состоялась третья и самая масштабная в этом году всеобщая забастовка против мер бюджетной экономии, подразумевающих существенное урезание социальных расходов. Акция, организованная тремя ведущими профобъединениями королевства — Конфедерацией христианских профсоюзов, Всеобщей федерацией труда и Всеобщей конфедерацией либеральных профсоюзов, парализовала морское и воздушное сообщение, а также привела к значительным перебоям в функционировании общественного транспорта во всех трёх регионах страны, причём в Брюсселе хаос на дорогах усилился вследствие возгораний на главных бульварах столицы.
Не приносишь доход — пошёл вон!
Снижение прибыли часто используется руководством фирм как основание для сокращений рабочих мест. На самом деле многие из компаний, по данным американского делового журнала «Фочюн», имеют многомиллионную выручку на каждого сотрудника.
На 4-м пленуме ЦК Компартии Китая 20-го созыва, где с докладом от имени Политбюро ЦК выступил Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин, был рассмотрен проект предложений по разработке 15-го пятилетнего плана экономического и социального развития страны, определяющего направления развития второй по величине экономики в мире на период с 2026 по 2030 год.
Громогласно объявленный «мир на Ближнем Востоке» — фикция и пролог ещё более чудовищных преступлений. Палестине вместо освобождения уготована бессрочная оккупация, а всему региону — продолжение экспансии США и Израиля.
Клыки «голубя мира»
Грань между войной и миром при капитализме условна.
Окрасился месяц багрянцем,
Где волны бушуют у скал.
«Поедем, красотка, кататься,
Давно я тебя поджидал».
Яблони, груши, сливы, абрикосы, ежевика, клубника, смородина. Эти фрукты и ягоды можно сейчас вырастить не только в южном регионе нашей страны и в средней полосе России, но и на Дальнем Востоке, в Сибири и даже в Якутии. А ведь всего сто лет назад большинство видов садовых фруктов и ягод считались настоящей экзотикой. Выводить закалённые сорта садовых растений впервые научился российский и советский селекционер с мировым именем, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почётный член Академии наук СССР, академик ВАСХНИЛ Иван Владимирович Мичурин.
15 октября в городе Невинномысске Ставропольского края произошло знаковое событие. Педагоги и ученики средней школы №1 собрались на торжественную линейку, посвящённую возвращению образовательному учреждению имени Сергея Мироновича Кирова — революционера, партийного и государственного деятеля СССР, верного ленинца и соратника И.В. Сталина.