Каждый рабочий день исполнительного директора Самарского союза художников «Палитра» Ирины Маслаковой начинает с одной и той же надоевшей и унизительной процедуры. Она освобождает многочисленные банки и склянки от воды, которая натекает за ночь через фундамент в подвальное помещение музея. Дом купца П.А. Сидорова, в котором он расположен, — это памятник культурного наследия. Он же достойный памятник наплевательскому отношению местной власти к художникам, картины которых здесь находятся, и к народным умельцам, изделия которых радуют глаз.
ТРЁХЭТАЖНЫЙ дом купца — в историческом центре Самары, на ул. Ленинградской. Здесь же пешеходная зона, ставшая любимым местом отдыха горожан. Известно, что туристов в первую очередь привлекают памятники и объекты исторического и культурного наследия. Но бывший купеческий дом находится в таком состоянии, что ни снаружи, ни внутри привлечь ничем не может. В квартирах на этажах, где живут люди, идёт постоянная борьба то с короткими замыканиями электропроводки, то с дырявыми водопроводными трубами. В подвал, занимаемый «Палитрой», заглядывают только любители живописи и продукции народных ремёсел. Помещение крошечное, на случай потопа картины подняты над полом в несколько рядов. А те, которым не хватило места, стоят на полу около входа — от воды подальше. На потолке видны следы грибка.
— Вот так и живём, — сокрушённо разводит руками Ирина Маслакова.
Много лет она добивается ремонта этого памятника культурного наследия. И к местной власти обращалась, и к федеральной. Хорошо, что в Самаре наметили проведение игр по программе чемпионата мира по футболу. Региональный фонд капремонта выделил в связи с предстоящим чемпионатом полтора миллиона рублей на ремонт фасада, чтобы не было стыдно перед туристами и болельщиками, которые приедут из десятков стран. С трудом удалось убедить чиновников, чтобы деньги пустили на замену труб и электрики. По поводу ремонта самого здания от фундамента до крыши пока одни обещания.
Приближается и ещё одно событие, о котором демократы-управленцы стараются даже не упоминать, — столетие Великой Октябрьской социалистической революции. На строящейся в областном центре стене Славы о В.И. Ленине лишь несколько строк. Давно уже требует внимания местной власти памятник великому вождю на площади Революции, как и музей В.И. Ленина (как известно, основатель советского государства несколько лет жил в Самаре). Но «воз» пока и ныне там. Зато овраг Подпольщиков, который в начале прошлого века был окраиной города и местом проведения маёвок, стал носить имя Нестора Постникова, земского врача, более века назад открывшего кумысолечебницу в окрестностях Самары. Он был награждён орденами Святой Анны и Святого Владимира, стал дворянином. А самарские подпольщики в награду от царя получили каторгу. Именем Постникова, если уж он так дорог современным «дворянам», можно было бы назвать любую из самарских больниц.
— Но местным переименователям важно было стереть с карты города даже само упоминание о подпольщиках. Только потуги эти напрасны, в народной памяти борцы за Советскую власть останутся на века, — говорит секретарь обкома КПРФ по идеологии Сергей Ракитин.
Действительно, горожане как называли, так и называют овраг, ставший оживлённым городским районом, прежним именем.
Местные поборники «общечеловеческих ценностей» типа библиографа Завального и доктора не помню каких наук Кабытова требуют поставить памятник грабителям и убийцам из корпуса белочехов, которые устроили в Самаре кровавую резню. А вот имеющимся памятным знакам на могилах красноармейцев, погибших при защите города, местная власть никак не присвоит даже статус объектов культурного наследия муниципального значения. И они постепенно разрушаются. На месте боя с белочехами у станции Липяги под Самарой на основании трубы бывшего кирпичного завода установлена мемориальная доска. А рядом с ней, на могиле красноармейцев, стояли бронзовые гвоздики и будёновка. Теперь их уже нет. Текст на мемориальной доске можно прочитать с большим трудом.
И подобных примеров по области множество.
Политика антикоммунизма и антисоветизма проводится в Самаре под звонкую болтовню чиновников о сплочении жителей региона вокруг власти. Но народ помнит своих героев. Знает и предателей. И вставать в одни ряды с их преемниками не намерен. На частные пожертвования в Новокуйбышевске отреставрирован памятник красноармейцам, погибшим в боях с белочехами в 1918 году.
— По требованию коммунистов в селе Алакаевка, где жила семья Ульяновых, недавно установлен памятник Ильичу, — сообщает первый секретарь объединённого Кинельского горрайкома КПРФ Владимир Ануфриев. — Его изготовили ещё в советское время, а «демократы» затем хотели отправить на переплавку. Но коммунисты сделать это не позволили. Однако в реестр охраняемых государством объектов памятник Ленину власть вносить не торопится.
Интересная информация по поводу дома купца Сидорова, с которого начался этот разговор, получена известной самарской журналисткой Ольгой Аряниной.
— Мне недавно встретилось сообщение, что в этом доме после революции 1917 года проходили заседания самарских большевиков, — рассказывает она. — Но документальных подтверждений, насколько мне известно, пока не найдено.
Каких-либо протоколов с указанием адреса, где проводились заседания, не сохранилось. Но об этом от отцов, участников тех событий, могли узнать дети, от детей — внуки. Так и дошло до наших дней.
Теперь становится понятнее и ситуация с несостоявшимся, несмотря на многолетние усилия Маслаковой, ремонтом этого дома. Возможно, она из того же ряда попыток местной власти выдавить из памяти народа неугодные события и имена борцов за Советскую власть. Никак до самарских чиновников не дойдёт, что можно переименовать улицы или овраги, разрушить дома или соорудить помпезные стены дутой Славы, но изменить историю и людскую память у них кишка тонка. А в истории их ждёт позорная слава Герострата и такая же позорная стена, на которой — придёт время! — будут читать их имена.
РАЗВИТИЕ искусственного интеллекта может грозить человечеству полным уничтожением уже через 60 лет. Так считает шведский философ, преподаватель из Оксфорда Ник Бостром, передаёт агентство «Регнум» со ссылкой на телеканал «360».
К2025 ГОДУ протяжённость железных дорог в Китае составит около 175 тысяч километров. В частности, длина скоростных железнодорожных магистралей удвоится по сравнению с 2015 годом и достигнет почти 38 тысяч километров. Об этом говорится в опубликованном недавно долгосрочном плане развития железнодорожной сети в КНР.