Как уже сообщала «Правда», 15 ноября в Республике Молдова прошёл второй тур президентских выборов, в которых победила лидер партии «Действие и солидарность» (ПДС) Майя Санду.
ПО ВСЕЙ вероятности, президенту одной из беднейших стран Европы, которая переживает серьёзнейший экономический спад во время пандемии COVID-19, трудно было рассчитывать на благоприятный результат выборов без приложения экстраординарных усилий. Напротив, преобладало некое самоуспокоение, а все последние месяцы Игорь Додон считался фаворитом гонки «благодаря» усилиям молдавской прессы. Основные надежды возлагались на русскоязычное меньшинство, которое массово проголосует за Додона.
На деле получилось, что его команда, вместо того чтобы объединить граждан, диаметрально разъединяла разные слои и группы общественности. Ныне это считается одним из самых главных просчётов в избирательной кампании. Местные политологи называют несколько основных причин поражения Додона.
В частности, руководитель молдавского Института эффективной политики Виталий Андриевский считает, что «Додон недооценил потенциал молдавской диаспоры, увлёкся борьбой с фондом Сороса и сделал акцент на расколе общества, что вызвало недовольство среди значительной части граждан»…
«Майя Санду в своей предвыборной кампании взяла курс на созидание и объединение людей, и ей это удалось, — делает свои выводы Андриевский. — Додон же сделал основной акцент на общественном расколе, на нагнетании страстей и поисках внешних врагов, что вызвало недовольство у значительной части граждан».
К СУЩЕСТВЕННОЙ причине поражения команды Додона относится недооценка потенциала молдавской диаспоры за рубежом. После первого тура президент, вместо того чтобы подумать, как привлечь эмигрантов на свою сторону, довольно резко заявил, что эти люди живут совсем другой жизнью и не знают настоящих проблем страны. Как отмечает Андриевский, «это очень оскорбило людей, живущих за рубежом, так как они трудятся и их доходы составляют 15—20% ВВП страны, у многих тут остались семьи».
Явно выраженное негативное отношение к молдавской диаспоре за рубежом после первого тура озлобило многих граждан республики, проживающих за границей, и мобилизовало мигрантов, а также их родственников в Молдавии на массовый выход на выборы. Именно они и голосовали против Додона.
Негативно сказалось и отсутствие работы с теми, кто не голосовал за Санду в первом туре. Прежде всего это касается электората Ренато Усатого, занявшего в первом туре третье место. «Додон даже не пытался повлиять на его избирателей, хотя при активной работе это можно было сделать», — уточнил эксперт.
«Кроме того, Додон слишком увлёкся борьбой с западными фондами, включая фонд Джорджа Сороса. Но для многих граждан Молдавии это ложная повестка. Их волнуют не западные НКО, а неспособность власти бороться с коррупцией и создавать новые места», — пояснил Андриевский.
С ЭТИМ тезисом соглашаются и многие другие политологи. Действительно, тематика опасности со стороны фонда Сороса и развенчивания других западных фондов для большинства избирателей оказалась непонятной.
В сложившейся в Молдавии ситуации без проведения досрочных парламентских выборов «политический проект Майя Санду» не состоятелен, считает политолог Дан Дунгачу. С точки зрения реализации европейского проекта, новый глава государства — это «командующий без армии», поэтому Санду нужно наладить отношения с парламентом и правительством. По словам Дунгачу, в действительности у Майи Санду пока нет особых рычагов власти, в том числе и во внешнеполитическом плане.
Не случайно перед вторым туром голосования, проводя переговоры об электоральной поддержке с лидером «Нашей партии» Ренато Усатым (в первом туре набравшим почти 17% голосов), Санду подтвердила намерение в случае победы первым делом распустить парламент. Это стало одним из условий их договорённости. Так что республику скоро могут ожидать новые выборы.
Для проигравшего выборы Игоря Додона политическая жизнь на этом не заканчивается. Уже после выборов, 16 ноября, состоялась консультация продолжающего исполнять обязанности президента Додона с фракцией социалистов. Депутаты предложили ему после поражения на выборах снова официально возглавить политформирование.
На пути присоединения Северной Македонии к ЕС возникли новые трудности
ЖИТЕЛИ бывшей югославской республики Македонии, уверовавшие, будто, переименовав страну в Северную Македонию, устранили главное препятствие на пути вступления в Евросоюз и НАТО, на днях, должно быть, сильно разочаровались. Оказывается, претензии к Скопье имеются не только у Греции, твёрдо убеждённой, что её южному соседу негоже называться в честь исторической области Эллады, но и у Болгарии.