Главная  >  Номера газеты  >  №6 (30357) 22—25 января 2016 года  >  Лениниана скульптора Николая Щербакова

Лениниана скульптора Николая Щербакова

№6 (30357) 22—25 января 2016 года
6 полоса
Автор: Луиза ГАГУТ. Доктор экономических наук, профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств.

Много талантливых скульпторов в Советском Союзе посвятили свои работы Владимиру Ильичу Ленину. И не только «по службе», а и по душе, как выразился когда-то Маяковский. Среди выдающихся создателей Ленинианы — замечательный советский скульптор Николай Андреевич Щербаков, который ушёл от нас на 91-м году жизни в декабре прошлого года. У него была долгая, яркая и интересная жизнь, он оставил после себя свои вдохновенные работы и добрую память тех, с кем ему приходилось работать или просто общаться.

Молодое поколение всё-таки мало знает о ветеранах советского периода нашей истории, даже и плодотворно работавших в последнее время. Потому я решила рассказать об этом удивительном художнике и прекрасном человеке, с творчеством которого мне посчастливилось быть знакомой около тридцати лет.

Корни подлинно народные

Биография Николая Андреевича Щербакова во многом типична для творческой интеллигенции советского периода. Он родился и провёл своё детство в окрестностях города Мурома, неподалёку от того места, где, согласно преданию, родился былинный богатырь Илья Муромец. Отец скульптора — простой плотник, участник Первой мировой войны. Мать работала в колхозе. Коля Щербаков вместе со старшим братом и сёстрами часто помогали ей, познав радость коллективного труда, что он всегда вспоминал как самое прекрасное в своём детстве.

До девяти лет Коля учился в начальной деревенской школе, затем вместе с родителями переехал на постоянное жительство в город Муром, где стал посещать художественную студию. Преподавал там Андрей Васильевич Морозов — ученик академика Ивана Семёновича Куликова, который в своё время учился у самого Ильи Репина. Вот оно как! И уже тогда мальчик для себя решил, что обязательно станет художником.

Но война отодвинула эти планы. В 1942 году, после досрочной сдачи экзаменов в школе, он ушёл на военную службу. Фронтовые его дороги пролегли через Украину, Венгрию, Австрию, Чехословакию, Германию. Победу встретил в госпитале, в городе Дрездене.

Командование предложило ему продолжить военную службу и после войны, но молодой солдат сказал, что хочет учиться на художника. Демобилизовавшись в конце 1945 года, он сразу целенаправленно устремился в Москву.

Приёмные экзамены во всех вузах уже закончились, занятия начались ещё в сентябре, но Николай Щербаков каким-то чудом всё же сумел условно поступить на первый курс МИПиДИ — Московского института прикладного и декоративного искусства. А условие было такое: зачислят его в число студентов окончательно, если успешно сдаст первую экзаменационную сессию.

Став студентом, сам не верил своему счастью. Но это было и огромное испытание. Он сам удивлялся потом, как сумел всё выдержать. Не имея в Москве ни жилья, ни продовольственных карточек, смог на одни пятёрки окончить первый семестр. И после этого уже институт стал хлопотать о своём особо талантливом студенте.

Это было трудное, но счастливое время! Он всей душой отдавался творчеству. Мечтал вначале учиться на живописца, но, увидев, как работают в скульптурном классе, понял: это — его.

Московский институт прикладного и декоративного искусства был в то время на особом положении. Им руководил знаменитый А.А. Дейнека — выдающийся художник и незауряднейший человек. Под стать ему подобрался и педагогический коллектив. Требования к учащимся были очень высокие: даже обычные студенческие задания выполнялись на уровне профессиональных работ.

Скульптурным классом руководила уже знаменитая тогда Екатерина Фёдоровна Белашова. Она учила студентов не бояться много раз переделывать свои работы, чтобы добиваться максимальной точности художественного воплощения. Когда кто-то жаловался, что нет условий для труда, нет, скажем, персональной мастерской, она жёстко обрывала: «Если у человека есть талант, он всё равно сможет создать гениальную работу, — даже если придётся работать на коленке или под столом!»

Вот это Николай Щербаков запомнил на всю жизнь. Уже тогда, в студенческие годы, он понял, что смысл жизни для него — в преодолении себя, в постоянном самосовершенствовании. С тех пор находился в неустанном поиске, стараясь как можно больше времени посвящать творчеству, постоянно оттачивая своё мастерство. Делал зарисовки будущих работ мысленно и на бумаге даже в то время, когда находился в пути или на отдыхе.

Правилом стало: всегда ставить перед собой самые трудные задачи. Если, например, для дипломной работы требовалось сделать одну скульптуру, то он решает создать целую скульптурную группу из пяти фигур. Темой этой работы молодой скульптор избрал подвиг пяти героических защитников Севастополя во главе с политруком Фильченко. Оказавшись в окружении и израсходовав все патроны, они приняли решение не сдаваться врагу. И со связками гранат бросились под фашистские танки.

Станция метро «Краснопресненская»

В 1951 году Николай Щербаков с отличием окончил институт и получил направление для поступления в аспирантуру Академии художеств в Ленинграде, потому что в МИПиДИ своей аспирантуры не было. Выдержав жесточайший конкурс, он был зачислен в аспирантуру, но жизнь повернула всё по-другому.

Приехав на несколько дней в Москву за документами, он случайно увидел объявление о конкурсе на скульптурное оформление станции метро «Краснопресненская». Ни минуты не колеблясь, принимает решение участвовать в нём. Ведь это была самая любимая его тема — революция, народное восстание, всеобщий подъём масс!

В том конкурсе таланты бились со всего Союза, участвовали многие известные скульпторы и архитекторы. Первый тур уже прошёл, его так никто и не выиграл, Щербаков успел ко второму туру. Конкурс проходил анонимно. Все участники, а их было около 140, подавали на конкурс свои работы в запечатанных конвертах без подписи, но под девизом. Николай Щербаков выбрал девиз «Знамя». Каково же было удивление присутствовавших, когда среди множества заявок члены жюри во главе со знаменитейшим художником Павлом Кориным единодушно выбрали работу вчерашнего студента! Это был необыкновенный успех молодого скульптора.

После победы в конкурсе Николай Щербаков привлёк в свой творческий коллектив бывших однокурсников, таких же, как и он, молодых талантливых скульпторов, — Г.Н. Колесникова, Ю.Г. Ушакова, В.А. Фёдорова, Ю.П. Поммера, с которыми на равных работал теперь над воплощением своих скульптурных идей. На сводах главного вестибюля станции метро «Краснопресненская» и сейчас можно увидеть 14 барельефов, посвящённых теме революций 1905 и 1917 годов, а у схода с эскалатора — мемориальную табличку: «Памятник истории и культуры. Станция «Краснопресненская» открыта 14 июня 1954 года». И тут же фамилии авторов оформления.

Этот первый серьёзный успех начинающего художника принёс ему известность. Подобные заказы ранее доверяли только самым знаменитым и опытным мастерам: например, скульптурное оформление станций «Площадь Революции» (1937—1939 гг.) и «Измайловский парк» (1944 г.) — М.Г. Манизеру, станции «Бауманская» (1944 г.) — скульптору В.А. Андрееву.

Тогда же он познакомился с выдающимся советским архитектором А.Н. Душкиным, в содружестве с которым впоследствии создаст много работ. Судьба сводит его и с ещё молодой тогда Екатериной Фурцевой, будущим министром культуры. В качестве секретаря Московского горкома партии она не раз приезжала на строительство метро, где знакомилась с ходом работ и художественным оформлением станций.

Когда в 1954 году состоялось открытие станции метро «Краснопресненская», центральной композицией было скульптурное изображение Ленина и Сталина в вестибюле, выполненное Николаем Щербаковым.

К сожалению, скульптурная группа «Ленин и Сталин» простояла здесь недолго. После смерти И.В. Сталина и ХХ съезда партии, когда новый руководитель страны Никита Хрущёв развенчал «культ личности» своего предшественника, она была демонтирована. Вначале убрали скульптуру И.В. Сталина. Это сделали ночью, тайком, а утром все были поставлены перед уже свершившимся фактом. Впоследствии, под предлогом расширения станции и строительства перехода, убрали и скульптуру В.И. Ленина.

Образ вождя

Но ленинская тема в дальнейшем заняла прочное место в творчестве скульптора. Первый его памятник В.И. Ленину всесоюзного значения был установлен в городе Кустанае Казахской ССР. Затем последовали памятники и в других крупных городах и населённых пунктах страны. Кроме того, им были выполнены известные скульптурные изображения вождя, которые находились в постоянной экспозиции Центрального музея В.И. Ленина и Музея Революции в Москве, были напечатаны на многих марках и в календарях.

Важным этапом в творчестве художника стало участие в конкурсе на памятник В.И. Ленину для Кремля, который проводился накануне 50-летия Великой Октябрьской революции. Кроме Щербакова, со встречными проектами выступили ещё 26 ведущих скульпторов нашей страны, представленных девятью творческими коллективами. Всего же на конкурсе было 57 проектов! Скульптурная композиция В.И. Ленина работы Н.А. Щербакова была признана лучшей среди проектов, представленных на конкурсе, в том числе и по результатам народного голосования.

Однако в конечном итоге по непонятной причине для установки в Кремле был принят проект другого автора — скульптора В.Б. Пинчука. Скульптуру работы Н.А. Щербакова правительственная комиссия рекомендовала для установки в санатории ЦК КПСС «Барвиха» под Москвой, где она находится и поныне. В отличие от памятника В.И. Ленину в Кремле, демонтированного при сломе Советской власти. Открывала бронзовый памятник в «Барвихе» в 1968 году министр культуры СССР Е.А. Фурцева.

Отмечу весьма существенное: многие ленинские работы Н.А. Щербакова, несмотря на политические гонения памяти вождя, продолжают и поныне оставаться на своих местах, а сам он всегда, до конца жизни, считал В.И. Ленина самым великим политическим деятелем, изменившим облик не только нашей страны, но и всего мира.

Наиболее значительные памятники В.И. Ленину работы скульптора Н.А. Щербакова были установлены в разное время в Академии общественных наук при ЦК КПСС в Москве, в международном пионерском лагере Артек в Крыму, а также в одном из древнейших городов Средней Азии — Ходженте (тогда он назывался Ленинабад). За эту работу автору было присвоено почётное республиканское звание лауреата Государственной премии Таджикской ССР имени А. Рудаки.

Громадная 13-метровая скульптура была создана из листовой нержавеющей стали, как и знаменитая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Однако в отличие от неё в ленинабадском памятнике В.И. Ленину крепление промежуточного каркаса и несущей конструкции производилось через специальные узлы, исключающие коррозию при соприкосновении разнородных металлов, тогда как работа В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница» оказалась подверженной коррозии и в результате через несколько десятилетий потребовала серьёзной реставрации.

Применение нового инженерного решения, предложенного В.М. Церковниковым, который был приглашён Н.А. Щербаковым для работы над памятником, позволило сделать конструкцию более долговечной. Полученный при этом уникальный опыт был использован в недавней реконструкции работы В.И. Мухиной, установленной у северного входа на Выставку достижений народного хозяйства в Москве.

Следует отметить, что скульптору большого труда стоило убедить чиновников министерства культуры выполнить памятник В.И. Ленину в Ленинабаде из нержавеющей стали. Не желая усложнять себе работу, они настаивали на традиционной отливке монумента в бронзе. Однако скульптор понимал, что тёмный памятник потеряется на фоне таких же тёмных памирских гор.

И Николай Андреевич сумел убедить в коротком телефонном разговоре министра культуры Е.А. Фурцеву, что нужно принять именно такое решение, хотя вначале она тоже была настроена против инициативы скульптора. Но, внимательно выслушав его, распорядилась немедленно вызвать из отпуска своего заместителя, тормозившего дело, и запустить изготовление монумента в листовой нержавеющей стали. К этому были привлечены многие проектные и конструкторские бюро, которые позволили быстро выполнить необходимые работы.

Последним из Ленинианы скульптора Н.А. Щербакова оказался памятник В.И. Ленину, установленный в 1985 году в г. Светлограде Ставропольского края — на родине последнего генсека ЦК КПСС М.С. Горбачёва. Удивительный факт: в 1986 году памятник неожиданно покосился, но устоял. Причиной стали оползневые процессы в почве, однако потом многие восприняли это как своеобразное предзнаменование грядущих испытаний, выпавших на долю Коммунистической партии после прихода к власти в СССР этого лживого политика.

Портретная его галерея широка

Среди работ Н.А. Щербакова — многочисленные скульптурные портреты людей-тружеников. Это рабочие, колхозники, а также деятели искусств, писатели, учёные, — все, кто чем-то привлёк к себе острый глаз художника. Скульптор активно откликался на важнейшие события общественной жизни, происходившие в Советской стране и за рубежом. Космическая эпопея вдохновила его на создание целой галереи скульптурных портретов наших выдающихся учёных-конструкторов, творцов ракетной и космической техники, героев-космонавтов — Гагарина, Титова, Терешковой, Николаева, Быковского и других. Национально-освободительная борьба на Латиноамериканском и Африканском континентах подвигла на увековечение таких героев, как Фидель Кастро, Че Гевара, Луис Корвалан, ангольский командарм Джази, предотвративший ценой своей жизни переворот в Анголе, и многих других.

За выполненный им портрет командарма Джази скульптор отказался получать причитавшийся ему гонорар, как в своё время и за установленный в Артеке памятник В.И. Ленину, а позднее — за памятник Николаю Островскому во всесоюзном пионерском лагере «Орлёнок» в Туапсе — создателю великой книги о Павле Корчагине.

Тогдашнее руководство Комитета госбезопасности, узнав о подарке скульптора, распорядилось командировать его в Анголу на открытие памятника. В Луанде Николай Андреевич провёл в местной художественной школе несколько мастер-классов, оставив на память ангольцам виртуозно выполненные им превосходные портреты.

В последние годы, несмотря на солидный возраст, скульптор продолжал работать. Среди его героев в эти годы — Сократ, Михаил Шолохов, Павел Флоренский, Александр Зиновьев... Родному городу Мурому он подарил скульптурную группу «Святые Пётр и Феврония», которая установлена там летом 2008 года у городского Дворца бракосочетаний.

Почти одновременно передал в дар Мурому и свою работу «Илья Муромец поднимающийся». Пока она ещё не установлена, хотя и определено её место — у входа на молодёжный стадион «Муромец». В этой скульптуре нет ничего пафосного: она изображает простого русского мужика. «Возможно, этот простой мужик и неказист на первый взгляд, но именно на нём держится страна. Именно этот простой мужик, когда становится необходимым, встаёт и идёт защищать Родину, превращается в могучего былинного богатыря, которому по плечу самые невероятные подвиги»… Вот так говорил Николай Андреевич Щербаков.

О его работах можно рассказывать бесконечно. Но и те, о которых упомянуто в этой статье, по-моему, дают представление, какой это яркий деятель отечественного искусства, отразившего великую советскую эпоху.

Просмотров: 1086

Другие статьи номера

Пение сделало древних людьми
БРИТАНСКИЕ АНТРОПОЛОГИ в результате длительного эксперимента выяснили, что хоровое пение, зародившееся ещё у древних людей, было необходимо для того, чтобы они быстрее находили общий язык и могли комфортно существовать в обществе. Об этом, сообщает «Регнум», учёные рассказали в статье, опубликованной в журнале Royal Society’s Open Science.
Улыбнитесь вашей собаке
Биологи пришли к выводу, что собаки способны «считывать» эмоции человека, сообщает британская газета «Таймс», ссылаясь на свежую публикацию в журнале Biology Letters.
Новояз — хабы и хиты

Продолжается планомерное уничтожение культурных ценностей советского времени

НЕДАВНО мне попался в руки журнал «Наука и жизнь» со статьёй известного в Советском Союзе деятеля культуры Сергея Образцова. Из далёкого 1975 года он обращается к нам с рассказом об утренней трансляции по радио музыкального произведения Вольфганга Амадея Моцарта, «прозрачного и наивного, как детство», объединившего миллионы слушателей.

Подмена понятий — их ремесло
ВЫГЛЯДЕЛО всё очень красивенько: у гостиницы «Москва» столичные власти водрузили огромную искусственную ёлку с игрушками, вокруг — ширмочки и павильончики с сувенирами, на ширмочках — большие дореволюционные рождественские открытки и афишки с детками-ангелочками и их нарядными родителями.
10 дней календаря

22 января

— 1905 г. — расстрел царскими войсками мирной демонстрации рабочих в Петербурге — Кровавое воскресенье (9 января по старому стилю). Начало Первой русской революции.

Братиславские мечты: два пьедестала и ещё чего-нибудь
В ПОСЛЕДНЮЮ неделю января в столице Словакии пройдёт один из престижнейших турниров в мире фигурного катания: под сводами знаменитого ледового дворца имени Ондрея Непелы соберутся сильнейшие спортсмены Старого Света. Отрадно, что на стартующем в Братиславе чемпионате Европы российская сборная уже пятый год подряд выступит максимальным составом в каждом из четырёх видов программы, причём в нескольких из них у отечественных мастеров фактически нет конкурентов.
Ку-клукс-клан — будущее Европы
Ку-клукс-клан (ККК) — тайная организация, повторяющая в своём названии звуки, которые издаёт взводимый оружейный затвор. Она была создана 150 лет назад, и атавизмы её живы до сих пор. Цель организации — вооружённая борьба с выступлениями чёрного населения США. В сегодняшней Европе идеи ККК становятся всё более популярны.
Пульс планеты
ВЕНА. Австрия ввела лимит на число принимаемых страной беженцев. В этом году её миграционные службы рассмотрят не более 37,5 тысячи заявок на получение такого статуса. В прошлом году в Австрии было подано 90 тысяч прошений. В соответствии с планом властей, предельная доля мигрантов, которым в ближайшие четыре года будет предоставлен статус беженца, не превысит 1,5% от населения страны.
Долгожданное событие
В ЭКВАДОРЕ, при участии президента страны Рафаэля Корреа, состоялась торжественная церемония сдачи в эксплуатацию самого большого гидротехнического сооружения — комплекса Dauvin. Он позволит орошать минимум 170 тысяч гектаров земель, в летний период страдающих от недостатка влаги, снабжать население питьевой водой и контролировать паводки, сообщает интернет-портал Andes.
Снега хватит на всех
ОКОЛО 30 тысяч жителей Гродненской области Белоруссии отметят Всемирный день снега на лыжах, санках и коньках, сообщили БЕЛТА в Управлении спорта и туризма облисполкома.
Все статьи номера