Понижение ставки страховых взносов — очередной удар по пенсионной системе
В начале июля в первом чтении принят законопроект о понижении ставки страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. Эта мера нанесёт сокрушительный удар по страховой пенсионной системе.
В ОПУБЛИКОВАННОЙ на днях статье «Фискальная подножка» («Правда», №72, 12.07.2018) говорилось о тяжёлых последствиях повышения ставки НДС, законопроект о котором в начале июля был принят Государственной думой в первом чтении. Однако в этом законопроекте есть ещё одна существенная новация: сокращение ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Правительство объединило эти две совершенно разные меры в один законопроект, поскольку сокращение страховых взносов задумано как частичная компенсация бизнесу дополнительных издержек от повышения НДС. Это ещё раз показывает, что правительство рассматривает пенсионную систему с чисто бухгалтерских позиций, по сути трактуя страховые взносы как обычные налоги. При этом правительство полностью забывает (возможно, намеренно) о страховой природе пенсионной системы и даже не рассматривает последствия своего «налогового манёвра» для нашей пенсионной системы как системы страховой. Всё это очень похоже на подготовку почвы для постепенной ликвидации страховой пенсионной системы и замены её на что-то типа «пособия по бедности в старости» в комбинации с обязательной или квази-обязательной накопительной пенсионной системой.
Итак, в законопроекте речь идёт об отмене заложенного в текущем законодательстве повышения ставки страховых взносов с 22 до 26%, которое должно было произойти с 2021 года. (Взносы по этой ставке платятся с зарплат в пределах установленной базы, которая в настоящее время составляет порядка 80 тыс. рублей в месяц; всё, что свыше, облагается по ставке 10% и на формирование пенсионных прав не влияет.)
Точнее говоря, правительство предлагает бессрочно зафиксировать ставку страховых взносов на уровне 22% с зарплат. Такая ставка де-факто действует с 2012 года, но общеустановленной всё равно является ставка 26%; именно такая ставка закреплена в законе, а пониженная ставка 22% вводилась как временная мера для поддержки бизнеса и стимулирования экономического роста и должна была действовать до 2020 года включительно. Соответственно, пенсионные права работников формировались в таком объёме, как если бы ставка взносов составляла 26%, а недостающие средства Пенсионному фонду России (ПФР) компенсировал федеральный бюджет.
Эта ситуация сохранилась и после перехода к балльной пенсионной системе в 2014 году. Сумма уплаченных взносов перестала присутствовать в пенсионной формуле в явном виде, однако в расчёте изначальной стоимости пенсионного балла было заложено предположение, что взносы платятся по ставке 26%. При этом «недоплаченные» суммы взносов считались выпадающими доходами Пенсионного фонда, и их компенсировал целевой трансферт из федерального бюджета — трансферт «на компенсацию выпадающих доходов бюджету ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов» (Закон об обязательном пенсионном страховании, статья 17).
И вот теперь предлагается ставку страховых взносов закрепить на уровне 22% и считать это значение базовой, а не пониженной ставкой. Соответственно, не будет и целевого бюджетного трансферта на компенсацию пониженного тарифа: этот целевой трансферт растворится в общем бюджетном трансферте на покрытие дефицита бюджета ПФР.
Закрепление ставки страховых взносов на 22% — это хорошая новость для бизнеса, хотя эффект от этой меры проявится только через два-три года (то есть начиная с 2021 года, когда планировавшейся ранее отмены пониженной ставки 22% не произойдёт).
Однако для работников, то есть для будущих пенсионеров, это может оказаться либо плохой, либо очень плохой новостью. Дело в том, что, как уже сказано выше, в рамках действующей ныне балльной пенсионной системы величина тарифа не оказывает большого влияния на пенсионные права будущих пенсионеров, поскольку в пенсионной формуле суммы уплаченных взносов в явном виде нет. Поэтому в рамках нынешней системы понижение страховых взносов не приведёт к автоматическому сокращению пенсионных прав работников. Однако оно окажет негативное влияние на величину дефицита ПФР и общего пенсионного трансферта, дав дополнительный аргумент сторонникам повышения пенсионного возраста и сторонникам сворачивания государственной страховой пенсионной системы и замены её обязательной или квази-обязательной накопительной пенсионной системой на благо финансовых спекулянтов, которые получат в своё распоряжение огромные суммы обязательных пенсионных накоплений.
Если же произойдёт ещё одна полномасштабная пенсионная реформа и балльная система будет отменена, как это предлагает вице-премьер Татьяна Голикова, то сокращение ставки страховых взносов будет уже напрямую влиять на формирование пенсионных прав граждан. Ведь в любой страховой системе пенсионный капитал напрямую зависит от общей суммы взносов, уплаченных в течение всего трудового стажа. Поэтому понижение базовой ставки пенсионных взносов на 4 процентных пункта, с 26 до 22%, приведёт к тому, что объём пенсионных прав, которые в среднем зарабатывают работники, станет ещё меньше. А ведь этот объём и сейчас в среднем гораздо меньше, чем необходимо для формирования пенсионного капитала, достаточного для социально-приемлемого размера пенсии.
Таким образом, законодательная инициатива в отношении страховых взносов позволит несколько улучшить положение бизнеса, дав возможность работодателям немного сэкономить за счёт будущих пенсий своих наёмных работников. То есть в конечном счёте от этой меры опять пострадает население.
ПАЛЕОНТОЛОГИ впервые обнаружили окаменелости организма, жившего в меловом периоде, — морской звезды возрастом более 60 млн лет, сообщает агентство «Регнум» со ссылкой на кубинскую газету «Гранма».
Окаменелость найдена на берегу ручья близ населённого пункта Родас на Кубе. Исследователь и член кубинского общества геологии Карлос Рафаэль пояснил, что диаметр звезды составляет около четырёх сантиметров. Она стала третьей подобной находкой за последнее время.
ЗА ПЕРВЫЕ шесть месяцев нынешнего года продуктово-ветеринарная служба Литвы, которая в прежние, советские, времена славилась отменными продуктами, изъяла из оборота, по сообщению ведомства, примерно 370 тонн продовольствия и напитков, опасных для здоровья. К счастью, 108 тонн на прилавки не попали — непригодность к употреблению или нарушения при транспортировке были обнаружены ещё до выгрузки продукции.
23 июля стало уже пятым подряд днём, когда при попытке зайти на сайт Компартии Украины пользователь интернета получал ответ: «Не удаётся получить доступ к сайту kpu.ua».
НАЧАЛО этой грязной истории было положено 19 июля, когда в столичный офис Центрального Комитета Компартии Украины в Киеве с обыском ворвалась киберполиция. С целью придания данному действу внушительности и грозного вида были привлечены автоматчики. Работников офиса не выпускали из помещения почти половину суток, тут же отобрали телефоны. Киберполиция пыталась приступить к обыску, не дожидаясь прибытия адвокатов КПУ. Однако, понимая явную противоправность таких действий, была вынуждена соблюдать законные процедуры.
Власть учинила расправу над будущими пенсионерами.
19 июля «единороссы», наплевав на протестные выступления граждан по всей стране и требования оппозиции снять с повестки пленарного заседания Госдумы вопрос о повышении пенсионного возраста, дали первый залп по пенсионной системе.