В минувшие выходные завершился чемпионат мира по хоккею, проходивший в Кёльне и Париже. Сборная России, одолев в матче за третье место финнов со счётом 5:3, вернулась домой с бронзовыми медалями. В третий раз подряд на чемпионатах мира мы остались без «золота», но, судя по всему, такой результат не слишком огорчил руководителей отечественного спорта в целом и хоккея — в частности.
ТАК, вице-премьер правительства страны Виталий Мутко посчитал, что выигрыш бронзовых медалей — достойный результат. Ещё дальше пошёл глава отечественной Федерации хоккея Владислав Третьяк, который заявил, что завоевание на четвёртом подряд чемпионате мира хоть каких-то медалей — это свидетельство силы нашего хоккея, и практически сразу после игры с финнами объявил: главный тренер сборной Олег Знарок сохранит свой пост. Но есть ли основания разделять такой оптимизм?
Напомним, что последнее пока «золото» было выиграно нашей командой на чемпионате мира-2014 в Минске сразу после провальной для нашего хоккея Олимпиады в Сочи. Если не смотреть на этот результат через розовые очки, то достаточно вспомнить, что в Минск лучшие сборные мира в отличие от Олимпиады приехали уже далеко не в сильнейших составах. Наша команда получила там отличный шанс реабилитироваться за Олимпиаду и сумела им воспользоваться.
А вот дальше на чемпионатах мира, начиная с 2015 года, у нас «серебро» и две «бронзы». И за период руководства сборной Олегом Знароком — целые три подряд громкие оплеухи от канадцев: две на чемпионатах мира и одна на Кубке мира в Торонто. Не будем забывать, что за этот же период нашу команду не раз «прикладывали» и «младшие братья» канадцев — хоккеисты сборной США.
Кстати, и на прошедшем чемпионате мира, перед тем как получить очередную пощёчину от сборной Канады, наши проиграли и американцам, правда, на групповой стадии, что не имело столь серьёзных последствий, а потому, видимо, и не стало поводом для серьёзной критики. Хотя уже тогда повод для такой критики стал очевиден: наша команда продемонстрировала неумение «держать удар», позволив команде США выиграть матч, в котором россияне вели в счёте, но провалили третий период.
Выводы сделаны не были, и картина полностью повторилась в полуфинале против Канады. На протяжении двух периодов наша сборная «вела игру», выигрывала 2:0 и чувствовала себя настолько уверенно, что у ряда игроков эта уверенность переросла в самоуверенность с элементами даже пижонства на льду. А потом был третий период…
То, что произошло в заключительные 20 минут этого матча, напоминало «драку школьников против отборной шпаны», прямо как в известной песне Владимира Высоцкого «Профессионалы», написанной полвека назад. Канадцы, отыграв одну шайбу в начале периода, дружно обрушились на чужие ворота, и наши хоккеисты, вдруг, неожиданно для всех, превратились в тех самых «мальчиков для битья» — школьников, беззащитных перед наглыми «хозяевами улицы». В результате — ещё три шайбы в наши ворота и «путёвка» в утешительный финал за третье место…
Неужели нам впору начать говорить о каком-то комплексе сборной Канады, неужто ничего нельзя было сделать, чтобы «погасить» в зародыше канадский пыл после первой отыгранной ими шайбы?
Наверняка можно. И предметный ответ на этот вопрос дал в своей публикации портал «championat.com», корреспондент которого стал очевидцем нашей «кёльнской драмы».
— Конечно, главный тренер Олег Знарок мог и должен был попытаться остановить канадскую лавину. Для этого было достаточно взять тайм-аут не на последних минутах, а после первого или второго канадского гола. В тот момент, когда команде нужно было просто отдышаться, поднять голову и посмотреть друг другу в глаза, Знарок ничего не менял. Он проиграл канадскому коллеге Куперу там, где привык выигрывать, — в мотивации, эмоциях, характере. Но куда тревожнее то, что своей вины человек, ответственный за результат, так и не признал. «Вы себя можете в чём-то упрекнуть?» — спросили журналисты после игры у Знарока, даже не заикаясь об отставке, на что получили ответ: «Я вас могу упрекнуть за такие вопросы».
Все поражения от Канады при Знароке не похожи друг на друга, кроме маленького нюанса. Ни после одного из них главный тренер не был готов признать свою вину и объяснить, в чём мы уступаем. «Не повезло», «не реализовали моменты», «помешали удаления», «сказалась усталость» — это те заученные фразы, которые Знарок раз за разом выдаёт за причины поражений. Если бы между ними хоть раз промелькнула фраза о тренерских просчётах и недоработках, была бы надежда на то, что следующая встреча с Канадой будет отличаться не только по сценарию, но и по результату. А так мы вновь будем надеяться, что на этот раз удача окажется на стороне нашего тренерского штаба. Словно и нет в руках Знарока и его помощников других инструментов, кроме Фортуны…
Трудно не согласиться с мнением коллег. Можно также предположить и то, что главный тренер уверовал в свою непогрешимость и незаменимость. Ведь не случайно же Владислав Третьяк поспешил объявить: Знарок и дальше будет возглавлять сборную, даже не дожидаясь вылета команды домой. А хоккеистов, возвращавшихся с «бронзой», никто в спортивном руководстве страны не склонен считать проигравшими.
Эх, Владислав Александрович!..
Ведь именно Владислав Третьяк — 10-кратный чемпион мира, трёхкратный олимпийский чемпион, воспитанник великого тренера ЦСКА и сборной СССР Анатолия Тарасова — и должен быть наследником и носителем того духа победителей, который был свойствен великой советской хоккейной команде 1970—1980-х годов, которую во всём мире уважительно именовали «Красная машина». Именно Третьяк, долгие годы выступавший также под руководством другого тренера-максималиста — Виктора Тихонова, казалось бы, лучше других должен был усвоить философию своих учителей: любое место, кроме первого, для нашего хоккея — поражение. Тем более что и Тарасов, и Тихонов подтверждали свою философию делом, неоднократно громя хвалёных канадцев как на уровне сборных, так и на клубном уровне, когда ЦСКА проводил в Канаде серии встреч с командами НХЛ. А редкие поражения воспринимались нашими мэтрами как личная драма, с чувством вины перед страной и болельщиками. Неудивительно, что оба великих наставника ушли из жизни в ореоле тренеров-победителей.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что изменилось время, изменился сам хоккей и многое другое. Но что не должно меняться ни в какую эпоху — это чувство ответственности и патриотизма. А с этим, похоже, в нашем хоккее далеко не всё благополучно.
Если бы Тарасов и Тихонов смогли узнать о том, что происходит с нашим хоккеем сейчас, когда второе или третье место расценивается для нас как успех на чемпионате мира, то почему-то кажется, что каждый из них вспомнил бы знаменитую фразу героя из кинофильма «Белое солнце пустыни»: «За державу обидно»…
1 июня
— 55 лет назад на Ленинских (Воробьёвых) горах был открыт комплекс Московского Дворца пионеров. С 2001 года здесь располагается Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, основанный в 1936 году.
— 120 лет со дня рождения П.И. Батова (1897—1985) — генерала армии, дважды Героя Советского Союза. В Великую Отечественную войну участвовал в Сталинградской и Курской битвах, форсировании Вислы и Одера.
С честью носил его Михаил Александрович Шолохов
85 лет назад, в мае 1932 года, постановлением редколлегии «Правды» Михаил Александрович Шолохов был утверждён постоянным её сотрудником — стал правдистом. Он дорожил этим званием, отметившим выдающуюся роль его боевой публицистики на страницах главной газеты страны. А позднее «Правда» публиковала и главы романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», первой напечатала знаменитые рассказы «Наука ненависти» (1942) и «Судьба человека» (1956—1957), многие шолоховские очерки и статьи. Кроме того, в издательстве «Правда» неоднократно массовым тиражом выходили основные его произведения — и отдельными книгами, и 8-томным Собранием сочинений.
ЛАТВИЙСКАЯ ассоциация медицинских сестёр провела опрос об условиях труда и о зарплате среднего персонала здравоохранения в стране. Он показал далеко не утешительную картину, сообщает интернет-сайт Nra.lv.
Так, 93% респонденток крайне недовольны своим положением и поддерживают проведение протестных акций. Например, чаще всего они соглашались на такую форму протеста, как всем вместе в один день подать заявления об увольнении.
До 1 сентября нынешнего года в связи с принятым в Польше законом о декоммунизации ратуша города Ополе, расположенного в Верхней Силезии на реке Одре, должна изменить «спорные наименования» улиц.
ТАКИЕ предписания дал Институт национальной памяти республики, который правильнее следовало бы именовать Институтом национального беспамятства, учитывая всё то, что он предлагал уничтожить за последние годы. Это государственное историко-архивное учреждение в руках политиков правого толка стало орудием для беззастенчивого переписывания истории.
В нарушение всех законов социальной «термодинамики» оголтелая русофобия на Украине не имеет никаких пределов и не встречает противодействия.
ПО-ВИДИМОМУ, правы эксперты, что борьба с Россией, даже в ущерб собственным интересам, стала главной национальной идеей на Украине.