«Ничто не мешает нам начать производство оружия там, где когда-то производились котлы», — заявил 15 апреля польский премьер Дональд Туск. Ничто не мешает Туску однажды использовать эту фразу в качестве эпиграфа к своим мемуарам. Пожалуй, она в полной мере раскроет уровень мышления автора, его неиссякаемый оптимизм и тягу к новаторству.
Дело с котлами — это отсылка к польскому предприятию Rafako, которое до недавних пор производило оборудование для энергетической отрасли. Каких-то пару лет назад, до того как занять премьерское кресло, Туск заявлял, что Rafako — ценнейшее предприятие страны. «Независимо от того, кто будет править, будущее польского энергетического сектора во многом зависит от таких компаний, как Rafako», — заявлял в то время Туск.
Сегодня Rafako банкрот. Как и десятки других ценных для экономики Польши предприятий в самых различных отраслях: от металлургической, стекольной и автомобильной промышленности до оптовой и розничной торговли. Что с этим делать, ни Туск, ни его министры, похоже, не имеют понятия.
Из-за роста издержек, вызванных высокими ценами на энергоносители и ограничениями в рамках «Зелёной сделки» ЕС, польские предприятия становятся неконкурентоспособными. Часть польского экспорта когда-то шла в Россию и Белоруссию, но теперь и эти рынки утрачены.
Помочь отечественным предприятиям пережить неблагоприятный период правительство не в состоянии: в бюджете Польши огромная дыра, а госдолг бьёт рекорды. И если экономические промахи ещё можно как-то прикрыть, поиграв на статистических данных или списав на временные факторы, то с массовыми увольнениями так не выйдет. Особенно в преддверии президентских выборов, до которых остался всего месяц.
В таких обстоятельствах и приходится генерировать некие новаторские идеи. Например, перевести Rafako с производства котлов на производство оружия. И даже более — в целом Силезию сделать «базой для быстрого и масштабного производства вооружений». К слову, с данной инициативой Туск выступил 14 апреля на открытии Европейского форума новых идей. Правда, никакой конкретики со стороны польского премьера не прозвучало. Сколько времени займут этапы согласования, поставка оборудования и обучение персонала, когда наладят производство, кто будет заказчиком? Отдельный вопрос: каким же теперь окажется «будущее польского энергетического сектора», которое, как ранее утверждал Туск, зависит от таких предприятий, как Rafako?
На форуме идей прозвучало ещё одно довольно интересное заявление Туска: «Сейчас самое время сказать, что эпоха наивной глобализации заканчивается. Если мы хотим построить безопасное государство, то Польша не должна быть наивным партнёром в этом соревновании эгоистов на мировом рынке. Настало время реполонизации, построения национальной экономики, рынка капитала».
Из вышесказанного можно уловить два момента. Во-первых, под эгоистами наверняка подразумеваются США с их тарифными манипуляциями. И если раньше польские власти списывали свои неудачи в управлении государством на пандемию, мигрантов, конфликт на Украине или же нелюбимых соседей — Белоруссию, Россию и с некоторых пор Германию, то теперь за свои провалы Варшава будет пенять и на США. Экономика в минусе? Предприятия закрываются? Дыра в бюджете? Так это Дональд Трамп виноват, но польское руководство уже сделало выводы и впредь обещает не быть наивным.
Во-вторых, из слов Туска следует, что правительство Польши нацелено на «построение национальной экономики». В этом плане даже неловко спрашивать: а чем Туск и его министры занимались до сих пор? По поводу реполонизации и рассуждений Туска об экономическом национализме нет смысла даже говорить. Очередной набор высокопарных фраз, рассчитанных на красивые заголовки в СМИ.
Что касается смены экономической стратегии, то при нынешнем правительстве Польши это маловероятно. Хотя бы потому, что у кабмина Туска таковой фактически и нет. Ведь стратегия — это про умение думать наперёд. А польские власти мыслят категориями из разряда «дожить до выборов».
У нынешних польских элит логика мышления примерно такая. Как в условиях роста цен и массовых сокращений удержать электорат? Сыпнуть к Пасхе разовые выплаты. И кого волнует, что дыра в бюджете станет ещё шире. Промышленные предприятия банкротятся, что делать? Выбрать одно, перепрофилировать под производство оружия и выдать за формулу успеха. Проблему не решит, но видимость создаст. Не хватает денег в бюджете, как быть? Потрясти фонды ЕС, например, под борьбу с мигрантами. Правда, по ходу дела придётся заминировать приграничье и окончательно обескровить местный бизнес. Но всегда приходится чем-то или кем-то жертвовать.
Можно ли пойти другим путём? Безусловно. Для этого полякам далеко ходить не нужно. Взять хотя бы на вооружение опыт Венгрии — такой же страны Евросоюза, которая, однако, не боится ставить в приоритет национальные интересы и отстаивать их перед Брюсселем. В том числе когда речь идёт о выстраивании отношений с Россией или Белоруссией.
Ничто не мешает Варшаве пойти тем же путём — ради своих национальных интересов. И, учитывая географию, Польше в этом плане было бы куда проще, чем Венгрии. Но чтобы так поступить, нужно видеть дальше своего носа. И думать не о сиюминутных политических выгодах, а о будущем своего государства.
«Цветная революция» в Сербии, которую на протяжении пяти месяцев пытаются запустить западные идеологи, поощряющие бунт проевропейски ориентированной молодёжи и оппозиции, похоже, откладывается. На осторожный оптимизм настраивает состоявшаяся в Белграде многотысячная манифестация в поддержку президента Александра Вучича, явившаяся кульминацией трёхдневного мероприятия сторонников лидера балканской республики, съехавшихся в столицу со всей страны, а также из Черногории, Республики Сербской, Косова и Метохии.
Нынче в моде дезертиры
Вооружённые силы (ВС) Франции являются самой эффективной армией в Европе, провозгласил в мартовском телеобращении к нации 25-й президент страны Эмманюэль Макрон. Продемонстрировать же «высочайшую боеспособность» национальных войск глава Пятой республики намерен на территории Украины, куда давно рвётся отправить свой «миротворческий» контингент в составе корпуса ЕС и НАТО.
Всё ближе 9 Мая, когда будет отмечаться 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Центральным событием празднования в Минске станет парад войск столичного гарнизона. Сейчас военнослужащие активно готовятся к знаменательной дате. Корреспонденты БЕЛТА побывали на одной из тренировок пеших парадных расчётов и узнали, чем организаторы удивят зрителей в этом году.
КИЕВ. Верховная рада Украины поддержала продление военного положения в стране на 90 дней — до 6 августа. Аналогичное решение парламент принял и в отношении всеобщей мобилизации.
БЕЛГРАД. Президент Сербии Александр Вучич в обращении к гражданам страны заявил, что столкнулся с мощным давлением из-за своего решения поехать в Россию на День Победы, но не откажется от визита.
5-е Китайское международное ЭКСПО потребительских товаров открылось на днях в городе Хайкоу, административном центре провинции Хайнань на юге КНР.
В выставке принимают участие представители свыше 1700 предприятий и 4100 брендов из более чем 70 стран и регионов мира.
Публикация под таким заголовком появилась в №99 «Правды» за прошлый год, а отклики на неё продолжают приходить в редакцию и сегодня. Почему? Хорошо написала про это ветеран КПРФ из города Чебоксары Зинаида Григорьевна Сютрукова: «Да ведь для нас, коммунистов и всех сторонников нашей партии, данная тема — важнейшая! Именно такой определил её в своё время Владимир Ильич, и значение путеводного его завета с годами на убывает».
В чём только не любят обвинять Ленина его нынешние «разоблачители». В частности, они заявляют, что он якобы ненавидел детей и презирал своих соратников за то, что те были обременены детьми, так как это, мол, отвлекало революционеров от их борьбы за идею. Чтобы это опровергнуть, обратимся к мемуарам знавших Ленина людей.