Юридические нормы отношений между мужчиной и женщиной, считающиеся само собой разумеющимися в большинстве цивилизованных стран, в Саудовской Аравии — нечто из ряда вон выходящее. И когда в королевстве принимаются хоть какие-то меры по укреплению прав женщин, непосвящённым они кажутся чистейшей воды издевательством.
ТАК, жительницы королевства теперь будут получать… эсэмэс-оповещения о разводе с мужем. Новый закон должен положить конец практике расторжения уз Гименея без ведома супруги. «После вынесения вердикта суды сообщат жёнам о выдаче официальных свидетельств, связанных с их семейным статусом, по номеру телефона, зарегистрированному в системе», — пояснили представители министерства юстиции.
Отныне дамы также могут самостоятельно запросить информацию о том, состоят ли они в браке, и ознакомиться с деталями свидетельства о разводе. Как утверждает ведомство, это поможет прекрасному полу защитить свои права. Впрочем, активисты правозащитных организаций считают все нововведения технической уловкой, отвлекающей внимание от реальной ситуации вокруг гендерного неравенства.
«Это вовсе не шаг вперёд, — уверена Ротна Бегум, старший специалист по правам женщин «Хьюман райтс уотч». — «Преобразования» только лишний раз подчёркивают диспаритет сторон при разводе: мужчина может запросто расторгнуть союз, а женщине необходимо начать бракоразводный процесс, и основания, при которых ей разрешено официально разорвать отношения с супругом, ограничены».
По мнению Бегум, главная проблема осталась прежней: женщины в Саудовской Аравии всю жизнь находятся под надзором мужчины. Это могут быть отец, брат, супруг или сын. Опекун даёт согласие на смену паспорта, путешествия за границу, медицинские процедуры и даже освобождение из тюрьмы. «Полный абсурд, когда женщине во время бракоразводного процесса требуется получать от мужа всяческие разрешения. Мужчина может всё обернуть против неё: обмануть, ограничить в действиях, усложнить дальнейшее существование, — возмущается правозащитница. — В стране нет законов, регламентирующих жизнь семьи, как нет и гражданского общества», — добавила она.
Власти арабского королевства заявляют, что новый закон связан с курсом на постепенную реформацию патриархальных устоев. Ранее дамам позволили садиться за руль автомобиля, ходить на стадионы и заниматься в бойцовских клубах. Однако, убеждена Бегум, «модернизация» — только красивый фасад. Правительство пытается присвоить себе лавры за самые минимальные «усовершенствования». Чтобы по-настоящему понять, что творится в стране, надо обратить внимание на борцов за права женщин, которые сейчас находятся в заключении: их пытают, им грозит до 20 лет тюрьмы.
На сегодняшний день в застенках томятся как минимум восемь жительниц Саудовской Аравии, выступающих за отмену мужского опекунства. «Все наиболее влиятельные правозащитницы сейчас либо отбывают тюремный срок, либо сражаются за гендерное равенство из-за границы», — подытожила Бегум.
Поэт, публицист, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав КУНЯЕВ в беседе с обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО
Сама жизнь требует сегодня продолжать разговор, начатый в №11 «Правды» от 1—4 февраля с.г. беседой с художником Геннадием Комольцевым. Названа она «По велению долга, совести и любви», а основной вопрос, сформулированный в рубрике, принадлежит Максиму Горькому: «С кем вы, мастера культуры?»