В многолетней «холодной войне» между Таджикистаном и Узбекистаном наступило перемирие. Страны провели межмидовские политические консультации и стараются воздерживаться от взаимных обвинений. О преодолении разногласий говорить рано, но тенденция внушает оптимизм.
ВСТРЕЧИ, подобные той, что состоялась в Душанбе 24—25 декабря, являются привычным делом между соседними государствами. Но лишь в том случае, если они живут в мире и согласии. Отношения, сложившиеся между Узбекистаном и Таджикистаном, на долгие годы перекрыли каналы взаимодействия двух стран. Дело доходило до того, что некоторые эксперты говорили о неизбежности открытого военного конфликта. И признаки этого действительно были.
В первые годы после обретения обеими республиками суверенитета Ташкент и Душанбе жили относительно мирно. Во время гражданской войны узбекские власти поддерживали Народный фронт, одним из руководителей которого являлся нынешний глава Таджикистана Эмомали Рахмон. Позже между странами пробежала чёрная кошка: отношения осложнялись территориальными спорами (процесс делимитации границ не завершён до сих пор), а также тем, что Узбекистан укрыл на своей территории нескольких таджикских полевых командиров. Тем не менее в 2000 году между Душанбе и Ташкентом был подписан договор «о вечной дружбе».
Роковым для отношений двух республик стал 2004 год, когда таджикские власти объявили о намерении завершить строительство Рогунской ГЭС. Согласно разработанному ещё в советское время проекту, она должна была стать крупнейшим гидроэнергетическим объектом региона, а её плотина — самой высокой в мире (335 метров). В Узбекистане планы Душанбе назвали угрозой национальным интересам. В числе доводов приводится урон сельскому хозяйству, вызванный обмелением Амударьи, а также опасность разрушения плотины в результате землетрясения.
С тех пор нити, связывающие соседние страны, рвались одна за другой. Между ними был введён визовый режим, Ташкент блокировал поставки природного газа, а также отключил Таджикистан от Объединённой энергосистемы Центральной Азии. Граница стала практически непроницаемой: прекратились авиа-, железнодорожное и автобусное сообщение. Товарооборот снизился почти до нуля.
Негативная динамика затормозилась лишь в 2014 году. Президент Узбекистана тогда приехал в Душанбе для участия в саммите Шанхайской организации сотрудничества, и лидеры двух стран провели первые за шесть лет двусторонние переговоры. Стороны договорились устранить препятствия на пути развития взаимоотношений и увеличить товарооборот. В июне прошлого года в Ташкенте, также после многолетнего перерыва, состоялось заседание совместной таджикско-узбекской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Очередным этапом налаживания отношений стали декабрьские политические консультации в Душанбе. Узбекскую делегацию возглавил заместитель министра иностранных дел Саидикрам Ниязходжаев, таджикскую — заместитель главы МИД Парвиз Давлатзод. Журналистов на переговоры не пустили, поэтому судить о них можно только по официальным сообщениям. Как отмечается, стороны «обсудили перспективные направления развития отношений, обменялись мнениями по актуальной региональной и международной проблематике». Особое внимание было уделено укреплению взаимодействия в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной и культурно-гуманитарной сферах. А главное, делегации договорились проводить регулярные консультации для решения существующих проблем.
Очередным позитивным сигналом стало заявление главы таджикского МИД Сироджиддина Аслова, сделанное им 4 февраля. В числе важнейших партнёров, с которыми Душанбе намерен активизировать дипломатические контакты, он назвал Ташкент. «Во взаимоотношениях с Республикой Узбекистан произошли события, которые свидетельствуют об относительной активизации отношений, — сообщил министр. — Таджикистан заинтересован в развитии и укреплении сотрудничества с Узбекистаном. Да, есть проблемы, но они решаются на межведомственном и экспертном уровнях».
Делать выводы о потеплении отношений на этом основании, конечно, нельзя. Ташкент продолжает занимать жёсткую позицию по вопросу строительства Рогунской ГЭС и не снимает транспортную блокаду соседней страны. Тем не менее определённый прогресс налицо. Скорее всего он вызван экономическими проблемами, с которыми столкнулись Узбекистан и Таджикистан. Падение цен на сырьё и снижение денежных переводов от трудовых мигрантов вынуждают власти республик пересматривать приоритеты и решать давние споры, негативно отражающиеся на сотрудничестве.
Молдавские коммунисты повышают планку требований к членам партии
В минувшую субботу в Кишинёве прошёл XVIII пленум ЦК Партии коммунистов Республики Молдова.
УСПЕШНО НАЧАЛСЯ новый туристический год в Чили, уже в первые две недели страну посетили 320 тыс. иностранных туристов, передаёт Пренса Латина.
КОММУНИСТЫ ГРЕЦИИ присоединились к массовым акциям протеста аграриев, с пятницы митингующих в центре Афин против пенсионной реформы и повышения налогов. В субботу митинг организовали и коммунисты. По оценке журналистов, в акции участвовали более 15 тысяч человек. Полиция говорит о 12 тысячах протестующих.