В 1890 году в книжных магазинах Самары происходили загадочные события, которые оборачивались смертью людей. И почему-то рядом с каждым трупом неизменно обнаруживают веточку сирени. В преступлениях подозревают молодую женщину, но родные и друзья не верят в её виновность. К расследованию приступает никому ещё не известный сыщик-любитель Владимир Ульянов. Да-да, тот самый….
В СЕРИИ «РЕТРОДЕТЕКТИВ», выпускаемой Петербургским издательством «Амфора», вышли два романа писателя Виталия Данилина. Первый называется «Двадцатая рапсодия Листа». Он повествует о том, как в 1888 году в деревне Кокушкино было совершено несколько жестоких убийств. Местные власти в тупике. Тогда за расследование берётся опальный студент Казанского университета. Зовут его Владимир Ульянов. Второй роман Виталия Данилина называется «Четвёртая жертва сирени», и его содержание я изложил в начале своей статьи.
Владимир Ульянов, будущий великий Ленин — сыщик-любитель? Как те, кто воспитан на почитании личности Ленина, должны к этому относиться? Ведь к концу своей жизни Владимир Ильич приобрёл гигантский авторитет. Народ видел в нём духовного учителя, носителя высших нравственных ценностей. И советская Лениниана — художественная литература о Ленине — отразила это народное отношение. Вождь Великой Октябрьской социалистической революции в творчестве советских писателей — идеал, высший образец, первый в ряду положительных героев советской литературы.
А были ли положительные герои в произведениях западной литературы? Я имею в виду литературу Западной Европы и США XIX—XX веков. Были. Например, герои произведений Жюль Верна. Но прежде всего мне вспоминается литературный образ, созданный Конан Дойлем. Конечно же, образ великого сыщика Шерлока Холмса. Это, безусловно, один из самых знаменитых героев мировой литературы.
Чем привлекателен для сотен миллионов читателей главный герой Конан Дойля? В первую очередь — силой своей мысли. Никогда, наверное, не было до Шерлока Холмса героя, обладавшего столь чудодейственной силой мысли и несокрушимой логикой. К тому же это человек сильной воли и способности всецело отдаваться делу, которому он служит. Он обязательно доводит начатое дело до конца. Вместе с тем Холмс — человек высокой культуры и разносторонних интересов. Он страстно любит музыку, особенно Гайдна и Вагнера, и сам превосходно играет на скрипке. В разговоре он часто цитирует Горация, Петрарку, Флобера. Ему не чуждо и философское мышление.
Теперь скажите, уважаемые читатели, кого напоминает образ великого сыщика, созданный Артуром Конан Дойлем?
На мой взгляд, конечно, Владимира Ильича Ульянова-Ленина.
Первое, что мы можем отметить, — это сила ума и логики Ленина. Гениальная прозорливость, способность быстро схватывать и разгадывать внутренний смысл надвигающихся событий — это качество отмечали и его друзья, и его враги. Также все, кто знал Ленина и как политика, и как человека, отмечали его сильную волю и настойчивость.
Ну а теперь поговорим о человеческих наклонностях Ленина. Если всему миру известно, что Шерлок Холмс играл на скрипке, то Ленин (точнее: Владимир Ульянов) в романах Виталия Данилина — заядлый шахматист. В первом романе Владимир, по его же словам, отчаянно воюет на 64 чёрно-белых полях с известным русским шахматистом А. Н. Хардиным. Правда, в это время Владимир Ульянов был в ссылке в Кокушкине, поэтому партии велись по переписке.
Конечно, интересы будущего вождя не ограничиваются шахматами. В ссылке в Кокушкине Ульянов не мог посещать концерты и музыкальные спектакли. Но по окончании в Казани ссылки он регулярно посещает Музыкальный театр и, например, 7 ноября (по старому стилю) 1888 года с сестрой Ольгой слушает оперу Гуно «Фауст». Интересно, что и Холмс со своим другом Ватсоном в одном из рассказов тоже слушает оперу Гуно «Фауст».
НО ГЛАВНОЕ увлечение молодого Ульянова не музыка и даже не шахматы, а книги. Любимейшим автором Владимира времени его ссылки в Кокушкине был Н.Г. Чернышевский, а любимым романом — «Что делать?». Это произведение великого революционного демократа присутствует и в романе «Двадцатая рапсодия Листа». Свою любимую книгу Володя Ульянов даёт почитать дочери Николая Афанасьевича Ильина, от лица которого ведётся повествование и который при Ульянове играет такую же роль, что и Ватсон при Холмсе.
И ещё одно свойство Владимира Ульянова отражено в романах Виталия Данилина. Как не раз отмечал Н. Ильин, который, повторяю, излагает происходящие события, «Ульянов, несмотря на возраст, легко подчиняет своей воле людей много старше и опытнее себя. Это качество и восхищало, и порою пугало меня».
Что же, как отмечает автор книги «Владимир Ленин. Как стать вождём» Владлен Логинов, необыкновенная сила воли, влияние на людей, нацеленность на успех, умение подчинить себе ситуацию — всё это становится отличительными чертами Ленина именно в молодые годы.
Но достаточно ли этого, чтобы стать великим политиком или великим сыщиком? Ведь, имея выдающиеся способности, можно быть как Шерлоком Холмсом, так и Мориарти.
Бескорыстие и любовь к людям — вот что ещё нужно, чтобы стать великим!
Холмс действительно бескорыстен. Ну какие деньги он может получить с гувернантки мисс Гентер, которую он в рассказе «Медные буки» — с опасностью для собственной жизни — защищает от жестоких хозяев? Скольких невинно осуждённых спас он от каторги, тюрьмы, а то и от петли! Конечно, он вызволяет из беды не одних бедняков — к нему за помощью нередко обращаются и министры, и банкиры, и герцоги. Для Холмса интереснее всего раскрытие какого-либо странного, загадочного случая. «Я похож на математика, — говорит он. — Меня занимает одно: правильное решение трудной задачи, а как это решение отразится на людях, мне, право же, вполне безразлично».
Но, как писал Корней Чуковский, исследовавший творчество Конан Дойля, Холмс, конечно, клевещет на себя. Нетрудно заметить, как он волнуется, когда не оправдывает надежд обратившихся к нему людей, — волнуется потому, что жалеет и любит этих несчастных. Нет таких опаснейших ситуаций, от которых он уклонился бы, если они могут обеспечить ему победу добра и правды.
Ну а Владимир Ульянов? Ради чего он проводит свои расследования?
Первоначально может показаться, что он относится к раскрытию преступления как к решению шахматной задачи. И люди для него — не более чем шахматные фигуры. Но это неверно. Прочитав роман, мы понимаем, что для Владимира Ульянова важны не раскрытие загадочного преступления, разгадка запутанного дела и даже не наказание злодеев.
«Но не всё ли равно? Важно ли это? — Владимир покачал головой и неожиданно улыбнулся. — Другое важно, дорогой Николай Афанасьевич. Важно, что дочь ваша, Елена Николаевна, жива и на свободе. И ждёт вас».
До Конан Дойля детективные рассказы писал американский писатель Эдгар По, автор «Золотого жука».
Знаменитый рассказ «Золотой жук» упоминается в романе. Читал ли его молодой Владимир Ульянов в жизни, а не в романе? Вполне может быть. Он очень много читал. И любимым чтением молодого Володи Ульянова, если верить автору романа, была не русская классика, не Пушкин и не Лермонтов, как писали советские, очень хорошие, но немного скучные биографии Ленина, а Фенимор Купер и Майн Рид. С младшей сестрой Ольгой Володя самозабвенно играет в индейцев. Автор современной биографии Ленина Лев Данилкин пишет: «Ленин был профессиональным шифровальщиком; мемуаристы приписывали ему умение незаметно перемещаться, быстро исчезать и другие «индейские» следопытские способности. Есть апокрифические рассказы, как он ориентировался в лесу по звёздам, а в лугах — по маршрутам полёта пчёл».
Ну чем не сыщик!
А вот читал ли Владимир Ильич «Записки о Шерлоке Холмсе» Конан Дойля?
Как пишет Лев Данилкин, «свидетельств чтения Лениным Конан Дойля нет, но, впрочем, он читал не то что детективы, но даже, бывало, и фантастику, так что, кто такой Шерлок Холмс, представлял себе, разумеется, хотя вряд ли мог восхищаться его дедуктивным — вопиюще антидиалектичным — методом». Мог ли представить Владимир Ильич, что детектив станет популярным чтением и он сам станет в один ряд с Шерлоком Холмсом и другими великими сыщиками?
РЕАЛЬНЫЙ Ленин, выдающийся деятель мировой истории, был философом и экономистом, политиком, историком, юристом, литератором. Сыщиком он не был. Разве что…
«Нередко меня удивляла готовность Ленина помочь людям, которых он считал своими врагами, и не только готовность, но и забота о будущем их. Так, например, одному генералу, учёному, химику угрожала смерть.
— Гм-гм, — сказал Ленин, внимательно выслушав мой рассказ. — Так, по-вашему, он не знал, что сыновья спрятали оружие в его лаборатории? Тут есть какая-то романтика. Но надо, чтоб это разобрал Дзержинский, у него тонкое чутьё на правду.
Через несколько дней он говорил мне по телефону в Петроград:
— А генерала вашего — выпустим, кажется, уже выпустили».
Так вспоминал А.М. Горький в известном очерке «В. И. Ленин».
Тоже ведь своеобразный детективный сюжет. В преступлении необоснованно обвинён человек, ему угрожает смерть. Ленин вмешивается и, пусть не сам, проводит расследование, но через Дзержинского — тоже в какой-то мере великого сыщика — спасает этого человека.
Ленина не один десяток лет в нашей стране буржуазные пропагандисты, публицисты, литераторы пытаются представить злодеем, интриганом и прочее — символом зла, в общем, профессором Мориарти.
Не получилось, и свидетельство этого — два честных романа об Ульянове-Ленине, изданных в городе Петербурге-Ленинграде и отпечатанных в городе Ульяновске.
ТАКОЙ ТОННЕЛЬ для автомобильного транспорта длиной 5,7 километра открылся в Тибетском автономном районе на юго-западе Китайской Народной Республики.
Тоннель проложен на высоте 4750 метров над уровнем моря, имеет двустороннее движение и является частью 400-километровой автомагистрали, связывающей столицу Тибета город Лхаса с городом Ньингчи на юго-востоке Тибета.