Демонстративное обращение жителей деревни Верхний Карбуш Омского района к канцлеру Германии Ангеле Меркель (деревня была якобы основана русскими немцами) заставило грозно нахмурить брови даже пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. Дескать, «надо обратить внимание» и прочее бла-бла-бла. Хотя на самом деле разгоняемый по соцсетям видеоролик — это удачный хайп на системной проблеме, на которую ни президент, ни федеральное правительство «обращать внимание» не намерены.
О чём, собственно, идёт речь? Дорога по улице имени Дмитрия Карбышева, про которую говорят бабушки, не хуже и не лучше любой улицы в любой деревне Омского района. Отличие лишь в том, что Верхний Карбуш — классический пригород, о чём в обращении не упоминается. От Верхнего Карбуша до границы Омска через посёлок Магистральный — чуть больше шести километров, через административный центр поселения, село Троицкое, — около десяти. Причём эти километры по большей части — по вполне приличным дорогам. Да что там «приличным»! По отличной недавно отремонтированной федеральной трассе Р254.
Да и 10-километровый участок между двумя «рукавами» федеральной трассы (ведущими в город и на объездную дорогу — от развязки на «северном» рукаве, через Магистральный и Верхний Карбуш и до развязки на южном «рукаве», на котором и стоит Верхний Карбуш) — тоже вполне приличная асфальтированная дорога. Но стоит свернуть с трассы, на ту самую «улицу имени Дмитрия Карбышева», действительно начинается ад. Если тут что-то и ремонтировалось, то только при Советской власти.
Причём, что важно, и сам Верхний Карбуш, и село Троицкое, которому он административно подчиняется, не назовёшь умирающими. Это — пригородные посёлки с растущим населением. В последние десятилетия немало горожан купили тут землю и построили современные коттеджи. Переселяются сюда люди и из дальних районов области, которым не хватило денег на городскую квартиру, да и жить «на земле» привычнее. Не «Рублёвка», конечно, но двухэтажный благоустроенный дом тут вовсе не редкость. Если у тебя есть машина и ты работаешь в Кировском округе Омска, то из Верхнего Карбуша тебе будет ездить и ближе, и быстрее, чем из любого правобережного района города.
Но юридически и административно Верхний Карбуш — деревня со всеми вытекающими. То есть обязанность содержания километра с небольшим проезжей части центральной улицы лежит на бюджете Троицкого поселения. А он составляет порядка 16,5 миллиона рублей на год. 16 миллионов на всё: на зарплаты администрации, детский сад и клуб, на уборку снега зимой и с этой самой улицы Карбышева, и со всех остальных в Верхнем Карбуше и Троицком, на уличное освещение и так далее. Причём население Верхнего Карбуша — чуть больше 500 человек, а население села Троицкое — немного меньше 4000, так что львиная доля бюджета остаётся в Троицком.
Причина ситуации — в нашем бюджетном законодательстве. Федеральный центр «налоговым пылесосом» выкачивает деньги из регионов и потом очень неохотно «делится», сопровождая эти подачки громом фанфар вокруг «федеральных программ», «майских указов» и прочими танцами с бубнами. Регионы также неохотно делятся с районами, хотя фанфар и танцев вокруг этих «подарков» не меньше, если не больше. А уж до поселений доходят вообще крохи.
Сравните цифры: весь дорожный фонд Омского района на прошлый год составлял 3 миллиона 512 тысяч 880 рублей и 22 копейки (особенно радуют 22 копейки). Он расходуется на содержание (то есть очистку от снега зимой, грейдирование и мелкий ремонт летом) дорог районного подчинения. При этом в Омском районе — 94 населённых пункта, входящих в 23 сельских поселения, население района — 99 с лишним тысяч человек, и оно растёт за счёт пригородного положения.
Улица в Верхнем Карбуше — даже не районного, а поселенческого подчинения. Районные деньги до неё не доходят. В бюджете поселения на содержание дорог выделяется менее миллиона из 16,5. А строительство километра двухполосной дороги с асфальтовым покрытием по нынешним ценам — не менее 30 миллионов рублей. Неудивительно, что жители Верхнего Карбуша «к кому только ни обращались», а им отказывали.
То есть при нынешних законах нормальной дороги в Верхнем Карбуше не будет никогда. К кому бы её жители ни обращались. Можно хоть в «Спортлото» написать. Или в межгалактический конвент. Разве что купит в деревне домик кто-нибудь шибко крутой и за свой счёт проложит дорогу.
Кстати, по поводу «своего счёта». В соседнем Магистральном сельском поселении депутаты Совета уже приняли положение «о самообложении». Устав стучаться «в верха», депутаты решили начать принудительно собирать с жителей деньги на решение всяких коммунальных проблем. Идея очень спорная, так как она сближает юридически село и дачные кооперативы, в которых, как известно, все коммуникации содержатся за счёт дачников. При Советской власти ЛЭП и дороги на дачах строили предприятия, при которых создавались кооперативы, а сейчас, как говорится, «сами-сами-сами». В результате коммуникации во многих «садовых товариществах» уже, как говорится, умерли. Столбы электропередачи падают, вода — хорошо если час в день, нормального проезда по «аллеям» нет вообще.
Да и несправедливо это. В пригородах живут не только пенсионерки, но и работающие люди, уже заплатившие НДФЛ, из которого, правда, в муниципальные бюджеты попадает лишь 15%. А из многих других налогов — вообще ни копейки…
КПРФ давно требует изменить налоговое законодательство, дав регионам больше свободы распоряжаться собираемыми на их территории налогами. Но коммунистов просто не хотят слышать. Ни один федеральный министр не согласится на уменьшение денежного потока, на котором он сидит, не откажется от сладкой возможности «перераспределять».
Начальный период Великой Отечественной войны был крайне тяжёлым для советского народа и его Красной Армии, которая в ходе нелёгких кровопролитных боёв понесла огромные людские и материальные потери. В окружениях и «котлах» летом и осенью 1941 года оказались сотни тысяч красноармейцев. Вопрос о будущем нашего народа встал в полный рост.
В Ивановском районе Брестской области готовятся отметить нынешней осенью 200-летие со дня рождения писателя Ф.М. Достоевского
Внимание жителей одного из регионов Полесья к классику мировой литературы не случайно. В агрогородке Достоево — корни рода Достоевских, представители которого проживали здесь до середины XVII века. За долгое время их фамилия претерпела серьёзные изменения: Иртищевы, Ртищевы-Достоевские, Достоевские.