Саммит Организации тюркских государств (ОТГ) стал очередным шагом к усилению позиций Турции в Центральной Азии. За спиной Анкары, однако, ясно видны интересы Запада, проникающего в регион по проторённой ОТГ дорожке и приветствующего антироссийские шаги в рамках объединения.
Закрепление Турции в Центрально-Азиатском регионе началось буквально с момента разрушения СССР. Достаточно сказать, что Анкара вместе с Вашингтоном стали первыми столицами, признавшими независимость постсоветских республик. Создание в 2009 году Тюркского совета, спустя двенадцать лет переименованного в Организацию тюркских государств, вывело этот процесс на новый уровень. Турецкая экспансия получила институциональное «обрамление», когда интересы Анкары преподносятся как общая воля всех пяти членов (помимо Турции, в объединение входят Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Киргизия).
Особенно ярко это проявилось на 12-м саммите ОТГ, прошедшем 7 октября в азербайджанской Габале. Выбор места проведения встречи можно назвать весьма символичным. До 2013 года здесь базировалась советская, а затем российская радиолокационная станция дальнего обнаружения типа «Дарьял», позволявшая контролировать весь Ближний Восток, Африку, Южную Азию и Индийский океан. «Зона покрытия» габалинского саммита не менее обширна, а вот идеолого-политическое «наполнение» — противоположное. Если советская РЛС создавалась для борьбы с происками империалистических сил, то ОТГ со всеми своими составляющими, наоборот, в конечном счёте благоприятствует этим притязаниям.
Одной из главных тем встречи было развитие Транскаспийского маршрута, составной частью которого должен стать так называемый Зангезурский коридор. В принятой совместной декларации этот проект рассматривается как необходимое условие улучшения региональной взаимосвязанности и глобальной конкурентоспособности государств — членов ОТГ. «Выражаем поддержку текущим усилиям… по вводу в эксплуатацию и развитию Зангезурского коридора и подтверждаем свою приверженность максимальному использованию потенциала железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, а также подчёркиваем важность Транскаспийского международного коридора для укрепления межрегиональных связей и диверсификации торговых маршрутов между Европой и Азией», — указывается в документе. Кроме того, стороны приветствовали соглашение между Азербайджаном и Арменией, достигнутое при посредничестве Вашингтона.
Хозяева встречи не скрывали своей заинтересованности в этом вопросе. По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, объём грузоперевозок по Транскаспийскому коридору с 2022 года увеличился на 90 процентов. «Самый большой торговый флот на Каспии, международный торговый порт Алят, пропускная способность которого в ближайшие годы достигнет 25 миллионов тонн в год, железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, девять международных аэропортов, крупнейшая грузовая авиакомпания региона и другие факторы превратили Азербайджан в один из международных транспортных хабов», — объявил он.
Схожие мысли высказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. «Мы добавляем новые успехи к успехам, которых организация достигла за последние 16 лет, следуя девизу «Единство в языке, в мыслях, в работе», — заявил он. — В наших интересах сосредоточиться на проектах и инвестициях, которые активизируют и укрепят энергетические и коммуникационные связи между нами. Мы должны сделать Транскаспийский коридор ещё более эффективным».
Впрочем, Баку и Анкара не единственные заинтересованные стороны. Благожелательного отношения к проекту не скрывают на Западе. Джеймстаунский фонд — влиятельный «мозговой центр» из США — в опубликованном в конце сентября материале назвал Транскаспийский коридор главным фактором изменяющейся архитектуры евразийской торговли и альтернативой транзитным маршрутам, зависящим от России и Ирана. «Для Турции и Азербайджана он консолидирует их роли как ключевых транзитных узлов на оси Восток — Запад и служит важнейшим транспортным звеном в рамках Организации тюркских государств. Для Европейского союза это стратегия диверсификации, снижающая зависимость от контролируемой Россией инфраструктуры», — отмечается в публикации.
Другой американский аналитический центр, близкий к Республиканской партии, — Институт Хадсона — сообщает, что новая транспортная сеть способна радикально изменить баланс сил в регионе. «Россия теряет влияние на Южном Кавказе, — утверждают авторы доклада. — Иран терпит геополитическое поражение: он утрачивает роль транзитного посредника и рычаги давления на Баку. Турция, напротив, становится крупнейшим бенефициаром соглашения — новый маршрут укрепит её экономические и транспортные связи с Центральной Азией. Организация тюркских государств получает дополнительный импульс для интеграции и усиления своих позиций в Евразии, а США, впервые за десятилетия, закрепляются как ведущий дипломатический игрок, напрямую влияющий на процессы в регионе».
Совпадение интересов Турции и Азербайджана с Западом этим не ограничивается. Посетив недавно США, Эрдоган заслужил похвалу Трампа за поддержку исламистов в свержении правительства Башара Асада. «Я думаю, именно президент Эрдоган сыграл решающую роль в Сирии, в успешной борьбе за избавление от её прошлого лидера. На самом деле это великое достижение», — заявил хозяин Белого дома. Также стороны обсудили поставки Анкаре истребителей F-35. «Я думаю, вы добьётесь успеха в покупке тех вещей, которые вы хотели бы купить», — ободрил собеседника Трамп.
Геополитическим интересам Турции и Запада отвечает инициатива создания формата «ОТГ плюс», также обнародованная на саммите и включённая в итоговую декларацию. Она подразумевает сотрудничество с другими странами. И хотя претенденты в партнёры пока не называются, очевидно, что ими станут союзники Анкары. Например, непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра или Сирия. В своём выступлении в Габале Эрдоган заявил о «прогрессе», достигнутом в Сирии, а глава турецкого МИД Хакан Фидан ранее отмечал, что поддержка странами — членами ОТГ Дамаска даёт возможность обеспечения там стабильности.
Кроме того, делаются шаги для превращения организации в военно-политический блок. В июле состоялась первая встреча глав органов оборонной промышленности, а на последнем саммите Алиев предложил провести совместные учения. Под это подводится прочный культурно-идеологический фундамент. На прошлом саммите ОТГ в Бишкеке стороны договорились создать совместными усилиями академический труд «История тюркских стран». Затем, в феврале этого года, были сформированы национальные комиссии, а на встрече в сентябре утверждены ключевые разделы, со-став международных рабочих групп и механизмы координации. Нет сомнений, что следующим этапом станет формирование на этой основе учебных программ — благожелательных по отношению к Турции и пантюркизму и критически рассматривающих советскую эпоху.
Также члены организации работают над общетюркской письменностью на основе латинской графики. В прошлом году был согласован алфавит из 34 букв. Не дожидаясь окончания процесса, Турция вовсю печатает на нём книги. Ранее были выпущены сочинения казахского поэта Абая Кунанбаева, а на нынешнем саммите Эрдоган подарил участникам книгу Чингиза Айтматова. Подобные шаги не только ослабляют связи Центральной Азии с Москвой, но и в перспективе могут быть использованы для подрывной работы среди тюркоязычных народов самой России — татар, башкир, якутов и т.д. В общем, ОТГ и стоящая за ней Турция движутся к цели, мечтать о которой Запад мог только в самых смелых фантазиях.
В этом году мы отмечаем 120-летие Первой русской революции. Значение этого события в истории нашей страны чрезвычайно велико. На баррикадах Красной Пресни рабочий класс России получил боевое крещение, приобрёл бесценный опыт революционной борьбы. В.И. Ленин назвал первый штурм самодержавия генеральной репетицией Великого Октября.
Над крупнейшим авиаконцерном Европы нависла угроза массовых протестов. В ФРГ подавляющим большинством голосов члены немецкого профсоюза пилотов VereinigungCockpit одобрили проведение стачки. Цель — добиться от руководства корпорации «Люфтганза» более выгодных социальных льгот для почти 5 тысяч работников, включая лётный состав, а также специалистов грузового подразделения «Люфтганза Карго».
Представители крупнейших профсоюзов Силезского воеводства Польши объявили, что организуют акцию протеста в регионе в первую неделю ноября. Об этом, как информирует БЕЛТА, сообщила радиостанция RMF FM.
Профсоюзные деятели требуют переговоров с правительством по проблемам горнодобывающей и сталелитейной индустрии, а также автомобилестроения. По их мнению, положение промышленности в Силезии драматическое.
Словакия получила неожиданный удар в спину от Еврокомиссии, в последний момент отказавшейся предоставить средства на Государственный проект энергопомощи. Речь идёт об обещании выделить Братиславе 435 миллионов евро, которыми правительство хотело финансировать субсидии на электроэнергию для населения. Проблема в том, что эта сумма заложена в бюджете на 2026 год и в недавно принятом законе об энергодотациях.
Китайское правительство планирует в этом году нанять 7000 вышедших на пенсию педагогов для работы в школах системы обязательного образования в сельских районах страны. Об этом говорится в заявлении, совместно опубликованном на днях министерством образования и министерством финансов.
Данная программа по найму на преподавательскую работу является частью плана действий, запущенного правительством в 2018 году для повышения качества образования в сёлах и деревнях за счёт привлечения вышедших на пенсию педагогов.
Очередное заседание Общероссийского штаба протестных действий состоялось 14 октября под руководством заместителя Председателя ЦК КПРФ Владимира Кашина.
Как отметил в начале заседания В. Кашин, в четверг, 16 октября, из подмосковного совхоза имени Ленина в зону СВО отправится крупный юбилейный, 145-й гуманитарный конвой со всем необходимым для наших бойцов.
Федеральный бюджет, проект которого на предстоящие три года Государственная дума рассмотрит 22 октября, — это не просто показатели доходов и расходов российской казны. Речь идёт о важнейшем документе, отражающем план развития страны, его идеологию, основополагающие приоритеты, стратегические цели. О понимании драматизма и сложности обстановки теми, кто за формирование бюджета отвечает. А значит, отвечает за то, каким будет наше будущее.